Управление инновациями в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 05.08.2014

Статья просмотрена: 3466 раз

Библиографическое описание:

Кулачинская, А. Ю. Управление инновациями в ДОУ / А. Ю. Кулачинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12251/ (дата обращения: 18.12.2024).

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Ключевые слова: инновационное развитие, управление инновациями, дошкольное образование.

В жизни каждого человека дошкольное образование является первой ступенью всей системы образования. Таким образом, очевидно, что совершенствование этой ступени — необходимость, которая предопределит дальнейшей развитие самых маленьких граждан.

Сегодня в Российской Федерации уделяется достаточно внимания инновационным подходам в развитии системы среднего общего и высшего образования, но в то же время основополагающая образовательная ступень в виде дошкольного образования остается без должного внимания.

Таким образом, проблема управления инновациями в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) является актуальной и требующей современных подходов решения.

Сегодня под инновацией (нововведением) принято понимать находящееся на стадии внедрения или внедренное новшество на предприятии (учреждении, организации), которое в значительной степени оказывает влияние на рост качества производимой продукции или услуг, выступает результатом интеллектуальной деятельности человека.

Повышение качества дошкольного образования сегодня возможно только лишь на основе реализации нового инновационного подхода, определяющего дошкольное образование современного поколения. Такой подход регламентируется законодательными документами различного рода.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что государство гарантирует равенство прав каждого ребенка в получении дошкольного образования достойного качества [3, с. 2]. Таким образом, возникает вопрос о повышении качества дошкольного образования, его усовершенствования, что однозначно подразумевает личностный подход к особенностям развития каждого воспитанника, его индивидуальных склонностям, способностям и проблемам.

Между тем, в нашей стране реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, в рамках которой действует подпрограмма, посвященная именно дошкольной ступени образования. Целью данной подпрограммы является создание не только равных условий для получения качественного образования, но и наличие позитивной социализации детей.

По мнению автора, инновационное развитие системы дошкольного образования так же, как и других ступеней невозможно без информатизации учреждения. Это подтверждается и «Концепцией долгосрочного социально — экономического развития РФ на период до 2020 года», которая определяет, что в современных условиях развития невозможно представить образовательный процесс без компьютерных технологий, которые выступают частью этого процесса и оказывают значительное влияние на общее качество образовательных услуг.

Таким образом, логично предполагать, что в Российской Федерации создаются все условия для инновационного развития образования, в том числе и дошкольного.

Автором данной работы предложены следующие этапы по внедрению инновационного подхода в образовательных услугах ДОУ:

1.        Создание активного сайта детского сада, отражающего не только информацию об учреждении, но и раздел «Отзывы», а также являющийся платформой для личных кабинетов групп.

2.        Внедрение личных электронных кабинетов групп воспитанников ДОУ. Данные кабинеты отражают список конкретной группы, а также информацию по каждому отдельному воспитаннику (с письменного согласия родителя/представителя ребенка в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152 — ФЗ «О персональных данных»). Сведения о каждом воспитаннике носят информационно-рекомендационный характер: отражение индивидуальных склонностей и способностей развития, проблемы адаптационного характера, а также сводную таблицу, отражающую успехи развития ребенка в различных областях знаний и др. важные с точки зрения развития вопросы.

Электронный личный кабинет — это личное виртуальное пространство родителей каждой отдельной группы, вход в которое осуществляется только по логину и паролю группы. Данное нововведение позволяет родителям, ограниченным во временных ресурсах, отслеживать общее состояние развития своего ребенка, своевременно узнавать о важных мероприятиях, а также дает возможность учитывать индивидуальные способности ребенка, раскрывающиеся вне дома. Это — новая форма общения детского сада с родителями воспитанников.

Однако сегодня все же существуют определенные трудности в реализации инновационного подхода. Не стоит забывать, что первостепенным источником получения дошкольного образования являются воспитатели. Таким образом, очевидно, что без должной компетентности ни один воспитатель не сможет поддерживать инновационное направление развития детского сада и осваивать его, невзирая на то, насколько эти инновации востребованы в современном мире.

Поэтому на данный момент управление инновациями в любом ДОУ необходимо разделять на следующие этапы:

1.        Формулирование нововведения, осмысление всех его нюансов.

2.        Анализ со стороны руководства по возможностям (финансовым, кадровым, материальным) внедрения нововведения в стенах ДОУ.

3.        Решение вопроса профессиональной компетентности воспитателей и других сотрудников (повышение квалификации, курсы компьютерной грамотности, работа в сети Интернет и т. п.).

4.        Реализация проекта (нововведения) по инновационному развитию ДОУ.

Приведенные выше этапы являются непосредственно пошаговой инструкцией по предложению автора о внедрении личных электронных кабинетов групп в детском саду. Необходимо отметить, что, по мнению автора, наиболее важными и основополагающими являются этапы 2 и 3, так как игнорируя анализ всех ресурсов ДОУ и уровень профессиональной грамотности работников учреждения, руководство допускает грубейшую ошибку, которая впоследствии будет тормозить процесс внедрения новшества.

В идеале созданная инновационная модель, затрагивающая два аспекта дошкольного образования: детский сад и родителей воспитанников, должна быть направлена на повышение качества образовательных услуг ДОУ и гарантировать следующие результаты:

1.                      Управление качеством в ДОУ модернизируется процессом управления инновациями.

2.                      Своевременное повышение квалификации сотрудников.

3.                      Постоянный рост числа внутриорганизационных инновационных проектов, базирующихся на базе личных кабинетов, как следствие инновационный рост учреждения на рынке дошкольных образовательных услуг.

4.                      Высокий уровень репутации учреждения, интерес со стороны молодых специалистов, как следствие, отсутствие «наболевших» кадровых проблем в детском саду.

5.                      Рост доверия родителей к ДОУ, таким образом, положительное отношение к учреждению, сокращение числа конфликтных ситуаций между родителями и воспитателями.

6.                      Качественное выполнение заказа государства и социума по подготовке к школе всесторонне развитой личности ребёнка [6, с.64].

7.                      Удовлетворение неожиданных потребностей потребителей (по модели Н.Кано) с помощью внедрения электронного кабинета.

8.                      Контроль родителей над образовательным процессом.

Между тем, важно также отметить, что главным результатом всех нововведений в ДОУ должно быть положительное взаимодействие семьи воспитанника и детского сада. Именно это позволит наиболее полно раскрыть все потенциальные возможности и личные склонности и таланты ребенка, что в дальнейшем дает гарантию того, что воспитанник детского сада после его окончания выйдет абсолютно готовым к адаптации в новых условиях в школе.

Именно двусторонняя работа поможет полноценно и всесторонне развить дошкольника. Введение электронных личных кабинетов — это инновационный подход в общении родителей и дошкольного учреждения, новая форма связи, позволяющая родителям не выходя из дома получать всю необходимую информацию об их ребенке.

Также очень важно понимать, что каждое дошкольное образовательное учреждение сегодня испытывает нехватку квалифицированных молодых воспитателей. Только инновационное развитие любого характера в состоянии привлечь молодых специалистов к работе в ДОУ, потому как инновация всегда говорит об успешности учреждения или о начале его модернизации, как следствие о достойном уровне заработной платы.

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить следующее: управление инновациями в ДОУ — это реализация проектов и стратегий инновационного характера, профессиональное развитие персонала, тиражирование своих проектов на городском, региональном и общероссийском уровнях с целью постоянного повышения качества дошкольных образовательных услуг.

На сегодняшний день государством созданы достаточные условия для инновационного развития ДОУ, существует большое количество благотворительных фондов, готовых финансировать достойные проекты. Поэтому сегодня каждое ДОУ имеет шанс развивать свой внутренний образовательных процесс.

Литература:

1.                 Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

2.                 «Опыт и проблемы внедрения федеральных государст- венных образовательных стандартов общего образования».IВсероссийская научно-практическая конференция (15–16 ноября 2012 г., Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. М. И. Солодковой. — Челябинск: ЧИППКРО, 2012. — 340 с.

3.                 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

4.                 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

5.                 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы».

6.                 Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования [Текст] / Л. В. Савчук // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 62–65.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, детский сад, повышение качества, инновационный подход, инновационное развитие, Российская Федерация, управление инновациями, инновационный характер, мнение автора, образовательный процесс.


Похожие статьи

Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Приоритетные инновации в образовании

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Инновационная деятельность медицинской организации: состояние и перспективы развития

В данной публикации рассматривается тема инновационного развития медицинских организаций. В статью включены рекомендации по внедрению инновационных программ в здравоохранение с целью оптимизации работы лечебных учреждений. Объясняется значимость рыно...

Исследование развития инновационной культуры руководителей ДОУ

В статье представлен анализ исследования по модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Организация работы по повышению уровня квалификации педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования

Авторы статьи раскрывают работу по повышению уровня квалификации педагогов в инновационной деятельности.

Повышение качества дошкольного образования через ресурсы сетевого взаимодействия

В данной статье рассматриваются возможности повышения качества дошкольного образования посредством использования ресурсов иных организаций в рамках сетевого взаимодействия с социумом.

Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием

В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.

Основные этапы организации инновационной деятельности в школе

В данной статье рассмотрены этапы организации инновационной деятельности в школе. В настоящее время в образовательных учреждениях активно применяются инновационные технологии, способные значительно расширить информационные, коммуникационные и технол...

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Похожие статьи

Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Приоритетные инновации в образовании

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Инновационная деятельность медицинской организации: состояние и перспективы развития

В данной публикации рассматривается тема инновационного развития медицинских организаций. В статью включены рекомендации по внедрению инновационных программ в здравоохранение с целью оптимизации работы лечебных учреждений. Объясняется значимость рыно...

Исследование развития инновационной культуры руководителей ДОУ

В статье представлен анализ исследования по модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Организация работы по повышению уровня квалификации педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования

Авторы статьи раскрывают работу по повышению уровня квалификации педагогов в инновационной деятельности.

Повышение качества дошкольного образования через ресурсы сетевого взаимодействия

В данной статье рассматриваются возможности повышения качества дошкольного образования посредством использования ресурсов иных организаций в рамках сетевого взаимодействия с социумом.

Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием

В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.

Основные этапы организации инновационной деятельности в школе

В данной статье рассмотрены этапы организации инновационной деятельности в школе. В настоящее время в образовательных учреждениях активно применяются инновационные технологии, способные значительно расширить информационные, коммуникационные и технол...

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Задать вопрос