Сущность игры как психологического явления в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 08.08.2014

Статья просмотрена: 1917 раз

Библиографическое описание:

Явисенко, Н. И. Сущность игры как психологического явления в учебном процессе / Н. И. Явисенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12109/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ребёнок в возрасте от 6 до 8 лет старается узнать как можно больше обо всём в мире. Поэтому целесообразно начинать обучение английскому языку именно в этом возрасте. На начальном этапе обучения в средней школе закладываются основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучаемого языка. К начальному этапу, как правило, относятся 2–4 классы общеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование); выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка.

Одним из таких подходов является игра. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Именно поэтому игра, является самым простым и близким человеку способом познания окружающей действительности. В игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности.

Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является и интересным видом работы для учащегося и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельность. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личность, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной, компенсаторной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. В ходе исследований, было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приёмы выполняют множество функций в процессе развития младшего школьника, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Игровые задания готовят учащихся одновременно к устному и письменному общению. Игры помогают реализовать желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал. В процессе использования игр могут быть выработаны все пять компетенций современного человека.

Игра — это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Игра, являясь, феномен культуры, обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: в игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы.

Во время правильно построенной игры раскрываются психофизиологические и интеллектуальные ресурсы младшего школьника, сами того не осознавая, учащиеся в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем. Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку. Во время игры дети младшего школьного возраста чувствуют себя свободно и комфортно. Причём, это касается всех учащихся, которые имеют разные психологические особенности (способных и не очень, активных и пассивных). В процессе игры даже интеллектуально пассивный учащийся способен выполнить такое задание, которое ему тяжело даётся в обычной жизненной ситуации, потому, что тут не существует той жесткой полосы оценивания, в которую попадает младший школьник с первых дней пребывания в школе, поэтому снижается его беспокойство, напряжение, негативное отношение к учебной деятельности. Однако, прежде чем использовать тот или иной приём в процессе обучения, необходимо знать, с какой категорией учащихся учитель будет работать, следовательно, прежде всего, нужно учесть психологические особенности учащихся и то, какие виды игр приемлемы для этого возраста.

Для учащихся младших классов большое место продолжают занимать ролевые игры. Этот вид игры отличается особой чувствительностью к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми. При всём разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание деятельности человека и отношения людей в обществе.

Играя, учащиеся стремятся овладеть теми качествами, которые привлекают их в реальной жизни. Поэтому им нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, мужества, благородства. В ролевых играх они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удаётся в действительности. Ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения учащихся к самовоспитанию.

Младшему школьнику свойственны:

-        повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и то, как быстро учащийся поднимает руку, нетерпеливо выслушивают ответ одноклассника, стремятся сами отвечать;

-        очень сильна направленность на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление;

-        стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется;

-        важный источник успехов младших школьников в учении — их подражательность.

Учебная деятельность стимулирует проявление интереса к играм, которые требуют смекалки, элементов соревнования. Положительные чувства возникают и от решения интеллектуальной игровой задачи и в процессе спортивного соперничества.

Теория игры была рассмотрена психологами и педагогами. А. Н. Леонтьев в работе описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: «в ходе деятельности ребёнка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т. е. способ действия) — с другой. Например, ребёнок хочет сам управлять самолётом, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия».

Это противоречие может решиться у ребёнка только в одном типе деятельности, а именно в игровой деятельности.

Фрейд, основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал её с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Фрейд исследовал феномен игры и пришёл к выводу, что она очищает и оздоравливает психику, снимает дискомфорт. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя. Шиллер и Спенсер трактовали игру как средство поддержания бодрости и силы. Они понимали, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка. Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым.

Из вышесказанного ясно, что игра имеет развивающий эффект. Игра создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействия с другими людьми. Как психологическое явление, игра влияет на все психологические процессы младших школьников. Психотехнические игры, в частности, развивает воображение. Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Психологической особенностью учащихся начальной школы является подвижность, активность и вместе с тем быстрая утомляемость. Специфика же урока иностранного языка такова, что от учащегося требуется внимание, быстрая реакция. Использование игры обеспечивает возможность привести методику обучения иноязычной речевой деятельности в соответствие с психологическими особенностями учащихся этой возрастной группы и, следовательно, сделать урок более эффективным, интересным, увлекательным.

Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учащихся, что положительно сказывается на их успеваемости.

Учитывая возрастные психологические особенности учащихся и дидактические возможности игры, психологи и педагоги рекомендуют использовать игровые упражнения на каждом уроке как средство развития навыков восприятия и воспроизведения речи, употребления грамматических структур и лексики, обучения чтению и письму.

Итак, дидактические игры занимают важное место в системе обучения английскому языку в младших классах и являются обеспечением психологического комфорта и снятия напряжения учащихся. Игры обучают, развивают, раскрывают психофизиологические и интеллектуальные ресурсы младшего школьника.

Пример игр для любых возрастов и предметов.

Упражнения и игры, способствующие интеллектуальному развитию учащихся

1. Психотехнические игры развивают воображение:

— Представьте, что вы деревья в лесу. Покажите, как они тянутся к солнцу, как качаются на ветру и т. д.

— Примерьте новую одежду и, смотря в зеркало, скажите и покажите:

It is very beautiful (long, short, small, and big)

— Teacher: You are trees. (учащиеся изображают деревья). I am the wind. (учитель дует как ветер, а учащиеся клонятся от ветра). Это упражнение с удовольствием выполняют учащиеся старших классов.

2. При помощи этой игры можно проверить домашнее задание, а также она тренирует внимание.

—К словам, которые учащиеся учили дома, добавьте одно лишнее слово и произнесите их. Учащиеся должны услышать это лишнее слово и произнести его.

—Произносится группа слов (4–5 слов), необходимо найти слово неотносящееся к группе слов данной темы. Нап-р: book, pen, car, bag. (лишнее слово — car, тема — школа).

3. Тренировка внимания и памяти.

T — Show me only boy’s (girl’s, winter, summer) clothes.

Учащиеся показывают карточки с изображением одежды. Побеждает тот ряд, в котором меньше учащихся ошиблось.

4. Для запоминания трудных слов.

Изготовляется красочная коробка и ставится на видном месте в классе. В неё предлагается учащимся положить листок, на котором написано трудно запоминающееся слово. Коробка стоит пока изучается данная тема. Смотря на эту коробку, учащийся вспоминает то слово, что он написал. На последнем уроке изучаемой темы все слова изымаются, и выбирается слово победитель (которое чаще повторяется). Но к этому моменту все трудные слова стали лёгкими. Благодаря постоянной стимуляции памяти, каждый учащийся знал своё трудное слово.

5. Игра «Исправь отпечатки». Тренирует внимание. (кто быстрее исправит)

6. Тренирует логическое мышление, память.

На доске карточки: зима, снег, весна, гроза, лето, солнце, осень, дождь. Необходимо найти связь между картинками, закономерность по которой они расположены и запомнить их. Картинки закрываются и учащиеся должны повторить по порядку, что там было изображено.

Развитие речи.

— Опиши картинку в трёх простых предложениях.

— Опиши лето, но не используй слова: сезон, таять, подснежник или чтобы угадали с первого предложения(победителем станет тот, кто угадает больше слов). Игру можно проводить со всем классом или между группами. Слово, которое описываем вытягивают как билет т. е. оно не известно заранее.

— учащиеся ставят вопросы к тесту, рисунку, используя все их виды. Вопросы записываются на листочках в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости» (красные — на 5, жёлтые — на 4, зелёные — на 3). На следующий урок «срывают» плод или лист и отвечают на вопрос.

7. Игра «Да и Нет не говори». Тренирует внимание.

T — Is this a blue dress?

P — It is a red dress.

8. Существуют игры, которые можно использовать на любых уроках, при изучении любой темы.

— «Почтальон». Нап-р: тема «Здоровье». Адреса: «Врачи», «Болезни», «Лекарство» и т. д.

Учащийся получает карточки-письма со словами и разносит их по адресам.

— «Мяч». Универсальный инструмент. Можно изучать слова, проверять изученные. Задавать вопросы, проводить диалоги, фронтальный опрос, перевод(four — четыре, fox — лиса), счёт. Составлять предложения: от слова к предложению «Снежный ком».

Скучный опрос или закрепление с мячом превращается в увлекательное занятие для всех без исключения учащихся. Очень хорошо стимулируется внимание, память и мотивация. Можно проводить в режиме учитель — ученик, ученик — ученик. Подходит для любых предметов. Нап-р: 6–2 =? (математика)

Реки России -? (география)

Формула объёма -? (физика) и т. д..

— «Крестики-нолики». Две команды. Проверка домашнего задания или усвоенного материала. Заранее составляются вопросы. Представитель от каждой команды по очереди выбирают цифру и отвечают на вопрос. Если ответ верен, команда ставим крестик или нолик. При неверном ответе, ход переходит к другой команде. Победитель должен выстроить прямую линию из крестиков или ноликов.

9.Игра «Аукцион».

Каждый ученик может «купить» оценку. Для этого нужно придумать название прочитанного текста, выбрать из текста существительные, герундий и т. д. выполнить задание от слова к предложению. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав своё слово или продолжить расширять предложение. Если после очередного высказывания наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Победитель получает «5».

Литература:

1.      Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.

2.      Алхазишвили А. А. Психология обучение устной речи на иностранном языке. — Тбилиси: Мецниереба, 1974.

3.      Артёмов В. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1969.

4.      Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Лениздат, 1992.

5.      Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М.: Просвещение, 1988

6.      Выготский Л. С. Детская психология. — Ч. 2: Вопросы детской (возрастной) психологи. Собр. Соч. В 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1984.

7.      Готтсданлер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

8.      Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. — М.: Педагогика, 1975.

9.      Зимняя И. А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе. — 1970. — № 1.

10.  Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1985.

11.  Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. — М.: Русский язык, 1989.

12.  Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.

13.  Миролюбов А. А., Рахманов И. В., Цейтлин В. С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1967.

14.  Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. — М.: Педагогика, 1990.

15.  Мухина В. С. Детская психология. — М.: Просвещение, 1985.

16.  Охитина Л. Т. Психологические основы урока. — М.: Просвещение, 1977.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, учащийся, младший школьник, слово, психологическая особенность учащихся, игровая деятельность, иностранный язык, лишнее слово, язык, английский язык.


Задать вопрос