Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитических способностей студентов, умению работать индивидуально и в группе. Модель, разработанная для организации самостоятельной работы студентов, требует от студентов умения работать индивидуально и в сотрудничестве используя Интернет-технологии.
Ключевые слова:кредитная технология обучения, самостоятельная работа студента, иностранный язык, коммуникативная компетенция, ресурсы Интернет.
Основной целью образования сегодня определяется не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Следовательно, можно говорить о том, что современная система образования ориентирована на учение, то есть самостоятельную работу студентов и увеличение ее объема. Студент вуза, будущий специалист, должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Совместная деятельность студента и преподавателя выстраивается таким образом, что студент получает непосредственные указания и рекомендации преподавателя по организации самостоятельной работы, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Важно, что возможности информационных технологий, в частности сети Интернет, которые могут быть использованы всеми участниками образовательного процесса, позволяют сделать акцент на самостоятельной работе обучающегося, в рамках специально организованных видов деятельности, что приобретает особую актуальность в их использовании при обучении иностранному языку.
Необходимо сказать с самого начала, что существуют шесть различных моделей автономии обучаемых. Эти модели классифицируют на два типа, основу которых составляют уровни развития и области контроля самостоятельной работы (Т. Т. Данг). Первый тип ориентирован на создание общего показателя для каждого уровня развития самостоятельной работы. Второй тип описывает осуществление самостоятельной работы в различных аспектах образовательной среды.
Так, анализ научно-теоретических исследований по проблеме организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку позволил представить нам модель организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку посредством использования ресурсов Интернет, взяв за основу структурные компоненты самостоятельной работы, предложенные В. В. Вартановой в работе «Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов в курсе обучения иностранному языку» [1], как необходимый критерий эффективности самостоятельной работы, с учетом применения ресурсов Интернет, так как ресурсы Интернет формируют устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка, способствуют развитию навыков аналитического критического мышления, активизируют познавательную и творческую активность студентов (Рисунок 1).
Сосредоточив внимание на различных подходах к использованию ресурсов Интернет мы пришли к выводу о том, что применение Интернет ресурсов в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку имеет ряд преимуществ, среди которых: возможность для изучения иностранных языков в индивидуальном режиме, в соответствии с интересами и целями каждого студента; повышение самостоятельности и ответственности в создании подлинной языковой среды на основе интенсивного общения с носителями языка; доступ к аутентичной литературе; прослушивание оригинальных текстов; развитие критического мышления, а также творческого потенциала обучаемых; следовательно, можно говорить об эффективности применения ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку, поэтому целевой блок отвечает как поставленной цели, так и основной цели иноязычного образования (то есть развитию и формированию коммуникативной компетенции).
Соотношение смысла, эмоций, мотивов и целей деятельности обнаруживается в виде интереса обучающегося, то есть происходит пробуждение интереса к самой деятельности и познавательного интереса к ее содержанию. Поэтому следующий блок рассматриваемой модели - содержательный. Изучение концептуальных характеристик самостоятельной работы, а также анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, позволил представить содержательный блок в виде следующих компонентов: мотивационный, информационно-содержательный, процессуальный, рефлексивный.
Рис. 1. Модель организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку посредством использования ресурсов Интернет
Каждый компонент характеризуется определенным набором показателей. Схематично структурные компоненты самостоятельной работы представлены на Рисунке 2.
Рис. 2. Структурные компоненты самостоятельной работы
Следующий блок модели представляет собой педагогические условия организации самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет.
Занимаясь изучением проблемы поиска педагогических условий способствующих успешной интеграции информационных технологий в образовании мы поддерживаем мнение А. В. Багдуевой [2], предложившей три группы таких условий: дидактические, психолого-педагогические и организационно-методические.
Дидактические условия представляют собой условия овладения студентами теоретическими, практическими и методологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы с информационными технологиями. Для использования ресурсов Интернет в процессе самостоятельной работы по иностранному языку студентам необходимы элементарные навыки (пользовательские навыки) работы с компьютером и веб-браузером. Эти навыки формируются у студентов при изучении курса информатики на первом курсе. Преподаватель иностранного языка может дополнительно обсудить со студентами принципы работы с различными ресурсами сети Интернет и особенности выполнения заданий с их применением.
Следующая группа педагогических условий - это психолого-педагогические условия, которые предполагают развитие положительной мотивации к работе с ресурсами Интернет и личностное принятие технологии компьютерного обучения в целом, развитие творческих способностей личности при использовании Интернет ресурсов, индивидуальный и дифференцированный подход к процессу обучения. Для реализации условий этой группы преподаватель должен помогать студентам преодолевать трудности технического и психологического характера. На начальном этапе работа с ресурсами Интернет может проходить в аудитории, оснащенной компьютерами, подключенными к Интернету, в дальнейшем задания могут выполняться студентами самостоятельно, дома или в зале электронных ресурсов.
Последняя группа условий - организационно-методические условия, которые подразумевают создание среды, способствующей применению ресурсов Интернет в системе иноязычного образования, обеспечение этой системы современной компьютерной техникой и высокоскоростным доступом в Интернет, организацию занятий с регулярным и целенаправленным использованием Интернет ресурсов. При отсутствии условий этой группы в учебном заведении отдельные, подготовительного характера, задания могут выполняться студентами дома или в Интернет-кафе.
Изучив современные подходы к использованию ресурсов Интернет в иноязычном образовании мы пришли к выводу о том, что в дидактическом плане ресурсы Интернет включают в себя два основных компонента: формы телекоммуникации (или учебные ресурсы) и информационные ресурсы. Данные подходы представлены в технологическом блоке рассматриваемой модели. Использование Интернета как источника учебных ресурсов предполагает коммуникацию на иностранном языке, то есть позволяет организовать реальное общение студентов с носителями изучаемого языка и другими пользователями, обеспечив, таким образом, практику межкультурного общения. Второй подход предполагает интеграцию аутентичных аудио-, видео- и текстовых материалов в традиционный процесс обучения иностранному языку [3, 4, 5].
Оценочно-результативный блок данной модели основывается на экспертной оценке результатов организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в форме тестирования, в сочетании с беседой направленной на самооценку обучаемых.
Так как с точки зрения обучения иностранному языку тестирование интересно не только своей основной функцией - контролем, но и средством диагностики трудностей языкового материала, а также мерой определения обученности студентов и способом прогнозирования успешности или неуспешности процесса обучения, мы находим тестирование наиболее подходящим средством для оценки результатов.
Таким образом, процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку можно представить в виде модели, состоящей из пяти блоков:
- целевого;
- содержательного;
- технологического;
- блока педагогических условий;
- оценочного.
В силу того, что организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку направлена на выполнение различных видов деятельности, имеющих коммуникативную направленность, то есть обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать обучаемых в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию, ее успех определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем со стороны преподавателя за их выполнением, а также оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих затруднений.
Овладение речевой деятельностью на иностранном языке возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений. Как считает методист Э. П. Шубин «главное содержание обучения иностранному языку составляют учебные упражнения» [6].
Что касается классификации упражнений (заданий) для самостоятельной работы студентов, то единства мнений по этому вопросу не существует. Само понятие самостоятельной работы обладает большой емкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации.
Однако, формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов будет проходить более эффективно, по нашему мнению, при использовании упражнений, которые направлены не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение ими в процессе активной познавательной и практической деятельности. Поэтому, учитывая различные классификации упражнений, принимая во внимание специфику организации самостоятельной работы студентов, изучив основные подходы к рассмотрению данной проблемы, мы разработали систему упражнений для самостоятельной работы студентов по иностранному языку посредством использования ресурсов Интернет. Схематически мы представили данные упражнения в Таблице 1.
Таблица 1
Упражнения для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку посредством использования ресурсов Интернет
Наименование технологии |
Тематика упражнений |
Towns and countries |
|
Чат-технологии |
Найдите в сети чат-группу, в которой ведется обсуждение географического расположения Великобритании и примите участие в обсуждении, обращаясь как минимум двум-трем участникам. Распечатайте чат-лог и проанализируйте его на наличие специфической лексики и оценочных прилагательных. |
Видеоконференции |
Обсудите с партнером ваше любимое время года, дайте друг другу советы о том, в какое время года лучше провести каникулы в вашей стране. |
Блоги |
Составьте запись в своем блоге о недавнем путешествии и поделитесь впечатлениями о понравившемся вам городе или стране в целом. Пригласите других пользователей к обсуждению. Посетите другие блоги о путешествиях в различных странах и прокомментируйте как минимум два-три из них. |
Электронная почта |
Расскажите партнеру по переписке о достопримечательностях вашего города. Попросите его рассказать о достопримечательностях города, где он живет. |
Списки рассылки |
Создайте список рассылки об интересных местах вашего города (страны). Подпишитесь на подобную рассылку о стране изучаемого языка. |
Форумы |
Найдите форум по теме «Города и страны» и примите участие в его работе, ответив, как минимум, на три-четыре темы и задав одну новую тему. |
Holidays, traditions and customs |
|
Чат-технологии |
Поучаствуйте в чате, в котором обсуждается подготовка к дню Святого Валентина. Обсудите историю возникновения праздника и проведение его в различных странах. Проделайте то же самое в преддверии других праздников. |
Видеоконференции |
Обсудите с партнером традиции празднования Нового Года в ваших странах. По желанию обсудите другие праздники. |
Блоги |
Разместите в своем блоге эссе о том, как вы празднуете праздники в вашей стране, дополните его интересными фактами, ссылками по теме. Читайте и комментируйте блоги представителей страны изучаемого языка об этих праздниках. |
Электронная почта |
Расскажите партнеру по переписке о том, как вы отпраздновали Рождество. Попросите его рассказать о том, как он отпраздновал этот праздник. |
Списки рассылки |
Создайте списки рассылки о традициях и обычаях празднования государственных праздников в вашей стране. |
Форумы |
Найдите форум, в котором обсуждаются необычные праздники и примите участие в обсуждении. Расскажите на форуме о необычном празднике вашей страны. |
Literature and art in our life |
|
Чат-технологии |
Поучаствуйте в чате, в котором обсуждается известный писатель |
Видеоконференции |
Обсудите с партнером современное искусство в вашей стране (музыка, живопись, кино). |
Блоги |
Разместите в своем блоге записи о вашем любимом художнике, музыканте, писателе и т. п. Дополните соответствующими ссылками по теме. Посетите блоги других пользователей, которые интересуются творчеством этого писателя (музыканта, художника) и оставьте свои комментарии. |
Электронная почта |
Расскажите партнеру по переписке о фильме (книге) который (-ая) произвел (-а) на вас сильное впечатление. Попросите партнера рассказать о своих впечатлениях на ту же тему. |
Списки рассылки |
Подпишитесь на списки рассылки на тему «Литература и искусство в нашей жизни». В аудитории выскажите свое мнение по данной теме. Создайте свой список рассылки о последних событиях в мире кино в вашей стране. |
Форумы |
Найдите форум по теме «Современное искусство» и примите участие в обсуждении, ответив, как минимум, на три темы и задав собственную тему для обсуждения. |
Modern cinema |
|
Чат-технологии |
Поучаствуйте в чате, в котором обсуждается недавний сенсационный фильм. |
Видеоконференции |
Обсудите с партнером шедевры современного кино. |
Блоги |
Работая в группе, разработайте презентацию (ролик) современного фильма. Разместите ваш ролик в блоге и обсудите его с посетителями блога. |
Электронная почта |
Расскажите партнеру по переписке историю кинематографа в вашей стране. Попросите партнера рассказать об истории кинематографа в его стране. |
Списки рассылки |
Подпишитесь на списки рассылки на тему «Современное кино». Расскажите в аудитории о последних новостях в этой области. Создайте свой список рассылки с рейтингом популярных фильмов в вашем городе (стране). |
Форумы |
Найдите форум, где обсуждается фильм недавно вышедший в прокат. Примите участие в обсуждении и поделитесь своими впечатлениями. Проанализируйте мнения участников форума и расскажите в аудитории. |
Экспериментальная работа проводилась нами на базе факультета иностранных языков Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова с февраля по апрель 2012 года. В эксперименте участвовали две группы студентов первого курса специальности 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» (Английский). Для участия в эксперименте были выбраны студенты первого курса, которых мы разделили на экспериментальную и контрольную группы, так как на момент второго семестра они уже изучили курс информатики и овладели пользовательскими навыками работы в сети Интернет.
На первом этапе было проведено открытое тестирование, в ходе которого был установлен уровень сформированности умений самостоятельной работы по иностранному языку у студентов первого курса участвующих в эксперименте. При выявлении степени сформированности умений самостоятельной работы мы выделили следующие уровни: высокий, средний и низкий. Результаты тестирования показали, что у студентов экспериментальной и контрольной групп близки уровни сформированности умений самостоятельной работы по иностранному языку.
Следующим этапом эксперимента стало внедрение разработанной нами модели в реальный учебный процесс. Так, организация самостоятельной работы студентов первого курса по дисциплине «Базовый основной иностранный язык» в экспериментальной группе проходила с применением ресурсов Интернет, тогда как в контрольной группе организация самостоятельной работы студентов по той же дисциплине проводилась традиционным способом.
В процессе экспериментальной работы были выявлены преимущества ресурсов Интернет перед традиционными средствами обучения, такие как: повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка, индивидуализация и дифференциация обучения, самоконтроль. На завершающем этапе эксперимента участники контрольной и экспериментальной групп повторно прошли тестирование. Результаты обработки тестирования студентов представлены в Таблице 2. Уровень сформированности умений самостоятельной работы студентов определялся аналогичными заданиями как и в начале эксперимента.
Таблица 2
Уровень сформированности умений самостоятельной работы
Группы |
Уровень сформированности умений самостоятельной работы |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Экспериментальная |
58,8 % |
40,9 % |
0,3 % |
Контрольная |
40,4 % |
40 % |
19,6 % |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в среднем уровень сформированности умений самостоятельной работы студентов в экспериментальной группе возрос на 19,3 % по сравнению с контрольной группой, в которой уровень сформированности умений самостоятельной работы изменился незначительно. Период затраченного времени на процесс самостоятельной работы значительно меньше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что свидетельствует об эффективности ее организации.
Таким образом, итоги экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы: 1) эффективность самостоятельной работы студентов по иностранному языку находится в прямой зависимости от качества ее организации; 2) организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку посредством использования ресурсов Интернет создает оптимальные условия по формированию и развитию межкультурной коммуникативной компетенции обучаемых за счет больших возможностей практики общения на изучаемом языке; 3) разработанная нами модель организации самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет позволяет эффективно формировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка, способствует совершенствованию самостоятельной творческой познавательной деятельности обучаемых.
Подчеркнем, что проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. организация самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, а также развитие творческих способностей студентов, переход к индивидуализированному и личностно-ориентированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
2. эффективность самостоятельной работы студентов по иностранному языку находится в прямой зависимости от качества ее организации.
3. разработанная нами модель организации самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет позволяет эффективно формировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка, способствует совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы в изучении иностранного языка, создает условия для творческой познавательной деятельности обучаемых.
4. организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку посредством использования ресурсов Интернет создает оптимальные условия по формированию и развитию межкультурной коммуникативной компетенции обучаемых за счет больших возможностей практики общения на изучаемом языке.
Отметим, что проведенное исследование и полученные результаты не решают всех проблем связанных с организацией самостоятельной работы по иностранному языку, а раскрывают один из эффективных путей решения данного вопроса.
Литература:
1. Вартанова В. В. Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов в курсе обучения иностранному языку // Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии: Сб. науч. ст. / Под ред. М. Г. Савельевой. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. С. 71–73
2. Багдуева А. В. Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов с использованием информационных технологий: автореф. дис.... канд. пед. наук: 05.07.01. Улан-Удэ, 2006. 23с.
3. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н., Грицков Д. М. Использование Интернет- ресурсов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе: Сб. науч. ст. 2008. № 6. С. 3–4
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под редакцией Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 c.
5. Зубов А. В., Зубова И. И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранному языку. Академия, 2009. 144 с.
6. Шубин Э. П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам [Текст]. М.: Учпедгиз, 1963. 191 с.
7. Литвинова Т. В. Система упражнений для самостоятельной работы студентов по овладению лексикой по специальности / Обучение иностранным языкам в школе и вузе [Текст]. СПб.: Каро, 2005. 240 с.
8. Мухиддинова С. А., Позилов А. А. Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 408–409.