Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 18.08.2014

Статья просмотрена: 967 раз

Библиографическое описание:

Дюпина, Ю. В. Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи / Ю. В. Дюпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12276/ (дата обращения: 16.11.2024).

В первой части статьи представляем тематическую разбивку дисциплины «Русский язык и культура речи» с указанием содержания изучаемых тем. В основной части статьи пойдет речь о таком упражнении как дискуссия, поскольку его выполнение осуществляется входе изучения большинства представленных ниже тем и большей мере способствует проверке и закреплению знаний, умений и навыков студентов. Нами разработаны и другие упражнения (соответствующие указанным ниже микротемам), выполнение которых позволяет в полной мере осуществлять работу по формированию лингвистических и коммуникативных компетенций студентов.

Обратимся к темам лекционных и практических занятий дисциплины «Русский язык и культура речи».

1.                 «Культура речи как часть общей культуры человека».

Типологический аспект языка и речи. Русский язык как способ существования русского национального мышления и культуры, нуждающихся в охране и правильном использовании. Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации. Русский язык начала XI века.

2.                 «Функциональные стили русского литературного языка».

Стиль, как общесемиотическое и как лингвистическое понятие. Необходимые и достаточные условия для возникновения стиля. Языковые стили как внутриязыковое многоязычие. Индивидуально-авторский стиль как проявление языковой личности. Индивидуально-авторский стиль в словестно-художественных произведениях.

3.                 «Научный стиль».

Экстралингвистические признаки научного стиля. Научный язык как особая языковая подсистема. Взаимосвязь экстралингвистических и лингвистических характеристик в научном тексте. Типология научных жанров. Эволюция научных жанров и функционально-текстовых норм.

4.                 «Официально-деловой стиль».

Экстралингвистические характеристики. Особенности лексики, морфологии, словообразования и синтаксиса. Структура стилистического пространства. Типология жанров официально-делового стиля. Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция.

5.                 «Особенности устной публичной речи. Подготовка публичного выступления».

Ораторско-публицистический стиль. Экстралингвистические признаки. Языковые характеристики. Эволюция жанров и функционально текстовых норм. Прагматический смысл языковых требований к ораторскому дискурсу. Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Обработка навыков. Изучение отобранной литературы. Осмысление прочитанного. Записи прочитанного. Выработка собственной позиции. Стилистическая обработка текста.

6.                 «Разговорный стиль, культура диалога».

Структура связного сообщения в разговорной речи. Слушатель-собеседник. Приемы диалогизации. Публичный диалог. Риторический вопрос и диалог. Условия эффективного диалога.

7.                 «Русский речевой этикет».

Этикет бытового и делового общения. Обращение, привлечение внимания, знакомство, приветствие, прощание, совет, предложение, утешение, сочувствие, соболезнование, комплимент, одобрение, разговор по телефону.

8.                 «Нормы русского языка. Орфоэпические нормы».

Орфоэпические, стилистические и территориальные разновидности произносительной нормы русского языка. Динамика орфоэпической нормы русского языка: основные направления развития и экстралингвистические (социологические) факторы, влияющие на формирования нормы. Динамика произношения некоторых грамматических форм.

9.                 «Нормы в морфологии. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол».

Причины вариантности в формах слова. Употребление форм слова и функциональные особенности морфологических вариантов. Колебание в грамматическом роде у неологизмов типа цунами. Определение грамматического рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Колебания в падежных формах. Склоняемые и несклоняемые прилагательные. Особенности функционирования морфологических категорий прилагательных. Полные краткие формы имен прилагательных. Употребление степеней сравнения прилагательных. Склонение числительных. Связь числительных с существительными. Употребление дробных числительных. Спряжение глагола. Неизменяемые глаголы и сила грамматической аналогии. Особенности употребления различных форм глагола. Употребления форм причастий и деепричастий.

10.             «Синтаксические нормы».

Трудности управления и согласования. Вариантность в форме управления и согласования. Колебания в употреблении предлогов. Правила употребления деепричастных оборотов.

11.             «Коммуникативные качества речи».

Правильность. Чистота. Логичность. Выразительность и богатство. Точность. Уместность. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка.

Рассмотрим такой вид работы как дискуссия. Поскольку дискуссия является одним из основных способов организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.Исследователь Т. В. Шакирова отмечает, что основная цель дискуссии — научить студентов слушать и слышать, формулировать свои мысли, излагать их аргументировано и последовательно. Темы дискуссий должны быть интересны студентам, и это может быть как знакомая тема, так и тема, не касающаяся их будущей специальности или увлечения. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста.Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно — ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «анализ ситуаций» и т. д. Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач. Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс [5, с. 132].

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие: информированность и подготовленность студентов к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений; правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание; корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента; установление регламента выступления участников; полная включенность группы в дискуссию, участие каждого студента в ней. Для этого необходимо привлечь студентов к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных; проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать; расположить группу по кругу, устранить преграды, затрудняющие общение; предоставить каждому студенту возможность высказаться; обучать студентов умению вести дискуссию, совместно вырабатывать правила и нормы групповой коммуникации [5, с. 132].

На занятиях студентам предлагаются следующие темы для дискуссий:

1.      Влияние массовой культуры на развитие личности.

Цель: На основании сравнения образов, показываемых на телевидении, определить необходимость противостоять влиянию массовых негативных явлений.

2.      Образ современного руководителя (менеджера).

Цель: Приобщение к саморазвитию, через изучение образа жизни известных деятелей.

3.      Современное инженерное дело.

Цель: рассмотреть возможности и необходимость развития инженерного дела, о перспективах работы в данной отрасли городского хозяйства.

4.      Робототехника, искусственный разум.

Цель: обсуждение перспектив развития человеческого общества с применением робототехники. Имеется ли необходимость замены человеческого разума искусственным.

5.      Рациональное использование ресурсов, природосбережение.

Цель: Обсуждение актуальной для нашего времени проблемы: экологическая обстановка в мире, воспитание навыков и умений природосбережения у студентов.

6.      Сравнение советского периода и современного устройства жизни.

Цель: сравнить образ человека в советский период и в условиях современного общества, показать потребность в саморазвитии для достижения своих целей.

7.      Рыночная экономика. Свободная конкуренция. Тема для студентов направления «Экономика».

Цель: Сравнение плановой и рыночной экономической системы. Плюсы и минусы каждой из них.

Литература:

1.      Бершадский М. Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М. Е. Бершадский. // Педагогические технологии, № 1, 2006. — 50 с.

2.      Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1996. — 254 с.

3.      Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. — М., 1991. — 166 с.

4.      Ладыженская Т. А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. — 2005. — № 3. — 26 с.

5.      Шакирова Т. В. Об основных принципах формирования лингвистической и коммуникативной компетенции студентов (на материале занятий по русскому языку и культуре речи) / Т. В. Шакирова // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, дискуссия, студент, групповое взаимодействие, индивидуально-авторский стиль, норма, советский период.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Задать вопрос