В статье анализируются понятие нравственности и нравственного воспитания, производится исследование современного отношения к дефиниции «патриотизм». В заключении работы приведены данные опроса на тему «Считаете ли Вы себя патриотом?».
Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, патриотизм.
Нравственность является способствующим фактором сплочения системы, упрочнения связей между субъектами любых уровней.
Нравственность — решающий фактор, соединяющий разрозненных исполнителей в единый системный организм, который подчинен одной цели.
Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т. д.
Семья, любовь к Родине, патриотизм и долг — это те понятия, которые лежат в основе становления и устойчивости функционирования экономических структур.
И. С. Марьенко обозначил «нравственность — как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д». [1].
Большинство людей, размышляющих об окружающем мире и самом себе в этом мире, неизбежно приходят к таинству собственной Вселенной, собственных корней, смысла жизни и миссии во временных рамках собственного существования. Эти размышления неизбежно группируются вокруг понятий семьи, места рождения, окружающих людей, Родины. Постижение их глубины приводит к рассуждениям о патриотизме.
Каждый вкладывает разный смысл в значение термина «патриотизм». С нашей точки зрения, патриотизм — это знание истории, политики своей страны, реальная оценка ее места в истории, любовь к ней несмотря ни на какие коллизии.
Быть патриотом, значит любить свою страну и гордиться ей.
Наполеон I сказал: «Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека».
Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса. Но часто это великое чувство проявляется в небольших деталях, песнях, речах простых солдат, трогательно и нежно. В современном мире патриотизм играет огромную роль. Он не возникает из ниоткуда, его необходимо воспитывать в самом себе, в подрастающем поколении.
В 1990-е годы население страны было поставлено на грань физического выживания. В результате многие родители значительно сократили время препровождения со своими детьми, а, порой, и просто устранились от их воспитания, переложив всю заботу на учебные заведения и общество в целом. Последние, в свою очередь, также перестали обращать внимание на воспитательные процессы молодежи. В результате целое поколение было подвержено активному негативному влиянию «лжеценностей».
За последние 10―12 лет ситуация в стране практически не изменилась. К сожалению, такие понятия как «патриотизм» и «гражданственность» так и не приобрели свой смысл среди поколения, рожденного в начале 1990-х. Основная проблема заключается в том, что сегодняшняя молодежь ― поколение начала 90-х годов 20 века, родилась уже в совершенно новом государстве, не успев застать времена Советского Союза, когда были сформированы определенные нормы и ценности, обычаи и устои. Россия начала 1990-х ― это государство, претерпевавшее изменения во всех сферах общественной, социальной и политической жизни, государство, еще не нашедшее для себя путь развития.
На мой взгляд, патриотизм не только связан с военной темой, а, прежде всего, это знание истории своей страны. Как жалко, что мало кто знает героев своей страны, таких как: К. К. Рокоссовский — маршал Советского Союза, командовал парадом Победы на красной площади; Г. К. Жуков — советский военачальник, маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. Наша страна известна не только военными начальниками, но и учеными, такими как: Д. И. Менделеев — знаменитый русский ученый, создатель периодической системы химических элементов; М. В. Ломоносов — первый русский ученый — естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Создателями венной техники и оружия так же являлись русские изобретатели. Современное поколение не знает даже дату первого полета в космос, не говоря уже о том, кто был первым космонавтом.
Современный мир — мир гаджетов и ребенок в 2 года знает как играть на планшете, но не знает сказок А. С. Пушкина. Старые фильмы и сказки учат добру, любви к своей Родине. Многие из моего поколения не знают старых советских фильмов, легендарных актеров, режиссеров, мало интересуются историей страны. Проблема в том, что сознания молодёжи не хватает, чтобы осознать нынешнее критическое положение и предпринять какие-либо действия во их исправление.
«Я — патриот», «Я люблю Россию!», «Великая Россия!» — говорит наша молодёжь, продолжая при этом выпивать, принимать наркотики, курить и ругаться нецензурными словами. Таким образом, не обращая внимания на всё подвиги предков, на все их достижения и прожитую жизнь.
Среди моих знакомых никто не знает Евгения Носова, а ведь он курский писатель, не стоит тогда говорить о Григории Шелехове — купце, исследователе северной части Тихого океана.
Тем более не стоит говорить о Н. С. Хрущеве и Л. И. Брежневе, руководителях СССР, возглавляющих страну 28 лет из 70 ее существовании. Они также уроженцы Курской области. В целом, русский народ прославился с древних времен с разных сторон. Ярким проявлением демократических начал русского государственности является вечевое правление в Новгороде (в настоящее время — Великий Новгород). На созывном вече всеобщем голосованием решались наиболее значимые вопросы.
В России был проведен опрос, вопрос был таков: «Считаете ли вы себя патриотом?». Так вот, 43 % ответили «да», 38 % ответили «нет», 6 % ответили, что они не знают, что значит считать себя патриотом, а 14 % вовсе не задумывались об этом. Результаты опроса приведены на рис. 1.
При этом, молодые люди идут служить в армию не из-за любви к Родине, желания ее защищать, а из-за значительных (по сравнению с другими профессиями, особенно финансируемым из бюджетной сферы) зарплат.
Рис. 1 — Результаты опроса на тему «Считаете ли вы себя патриотом?»
Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.
Именно воспитание нравственных начал у современной молодежи находит выход России из экономического и духовного кризиса. Дефицит, который существует на рынке труда — результат не только демографических проблем в государстве, но и потери духовных ориентиров целого поколения [2].
Закончить свою статью хочется словами Валентина Пикуля: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы — как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени — с их нелегкой и сложной судьбой».
Литература:
1. Kovarda V. V. Moral status of Russian society as the base for social and economic systems development [Text] / V. V. Kovarda // World Applied Sciences Journal. — 25 (3), 2013. — P. 460–464.
2. Коварда В. В. Причины дефицита трудовых ресурсов: региональный аспект (на примере ЦФО) [Текст] / В. В. Коварда, О. Н. Шафоростова, И. Г. Алексеева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — № 2, 2012. — С. 297–300.