Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 07.08.2014

Статья просмотрена: 817 раз

Библиографическое описание:

Юлдашов, С. И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы / С. И. Юлдашов, Д. А. Уста-Азизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 289-290. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12315/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии развития в центре школы становится формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы — воспитательно-образовательная и этнокультурная. Основное внимание автор акцентирует на проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся, духовно-эстетических ценностей, духовно-художественного воспитания.

Ключевые слова: учащиеся, духовно-нравственное воспитание, традиции и обычаи предков, духовно-эстетические ценности.

Keywords: students, spiritually-moral education, traditions and customs of our ancestors, spiritual and aesthetic values.

За последние десятилетия перед страной стоит задача воспитать духовно-нравственную личность. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Вопрос духовно-нравственного воспитания можно рассмотреть различными формами и методами художественного направления.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов. Конечно же, в первую очередь ценности личности формируются в семье. Но системно и последовательно в сфере образования происходит духовно-нравственное и эстетическое воспитание личности.

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности. Культурные, семейные и народные традиции, обычаи предков Узбекистана, передаются из поколения в поколение. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества. В одном из своих выступлений Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о богатствах нашей страны, подчеркнул: «Самый главный источник нашей силы — это молодое поколение, готовое эффективно использовать эти богатства, молодежь, воспитанная на гармоничном усвоении национальных и общечеловеческих ценностей, многовекового духовного наследия своих великих предков, а также интеллектуальных достижений и опыта развитых стран» [1].

На сегодняшний день целью духовно-нравственного воспитания состоит в обогащении и приобщении молодого поколения к культурному и духовному национальному наследию. Требования общества предъявляемые педагогам — развитие художественно-нравственного направления и эстетического воспитания.

Восприятие и освоение духовно-эстетических ценностей зависят от общекультурного багажа, общего развития и социально-психологических установок. Это дает готовность к восприятию. Данная готовность формируется через вооружение представлениями о глобальности художественной культуры в истории времени, о ее национальном многообразии и социальных задачах, через формирование способности понимания сложности и неоднозначности художественной структуры, через овладение навыками избирательного отношения к художественной культуре, развитие эмоционально-эстетической целостности личности, формирование интереса к художественной деятельности, формирование потребности в художественно-эстетическом развитии.

Универсальность результата духовно-художественного воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Но оно дает желанный результат лишь тогда, когда для него «созданы необходимые материальные и духовные предпосылки» [3].

Обязательным элементом на занятии является обращение к личному опыту учащихся и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. При создании различных личностно-ориентированных ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их ежедневно. Опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. На занятиях используют такие формы и виды деятельности, как ситуационные задачи, интерактивные игры, ролевые игровые ситуации, коллективные творческие работы, написание эссе, докладов, создание творческих проектов, разработка кейс-стади. В ходе выполнения вышеперечисленной деятельности нравственные представления и понятия у учащихся будут уточняться и закрепляться. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие учащегося, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. В духовно-нравственном воспитании важную роль играет личность самого педагога, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Умение детей видеть прекрасное — вот залог эстетического воспитания. Доминирующими задачами художественно-эстетического воспитания учащихся являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному. Педагог в течение занятия должен помогать, чувствовать настроение каждого учащегося, создавать индивидуальную помощь, поощрять, положительно оценивая усилия учащихся. Педагог должен развивать у учащихся интерес к предмету различными нетрадиционными способами (играми, решением ситуационных, занимательных задач, тренингами), развивать у них логическое мышление для дальнейшей профессиональной деятельности. Вместе с учащимися сопереживать, видеть прекрасное в обычном и проявлять личностное отношение к результатам собственной деятельности.

В формировании личности, ее духовности и мировоззрения искусство наиболее ценно именно как фактор, побуждающий к активной мыслительной деятельности. Мышление, опирающееся на эстетический опыт, одухотворяет чувства человека, развивает их [4].

В заключении нужно отметить, что использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению умений и навыков, способствует духовно–нравственному развитию учащихся. Искусство отражает действительность на основе творческого преображения художником его жизненных впечатлений, на основе усвоения как художником, так и воспринимающим его произведения особого языка искусства. Любое произведение искусства содержит огромный мировоззренческий потенциал. Оно утверждает и формирует определенное отношение к социальной действительности. Духовно-нравственное воспитание посредством искусства разносторонний сложный процесс развития личности, охватывающий и ее духовный мир, и ее практическую активность, формирующий и эмоциональные, и интеллектуальные стороны ее психики.

Литература:

1.                  Каримов И. А. Идеология национальной независимости — убеждение народа и вера в великое будущее. Ответы на вопросы корреспондента газеты «Fidokor»// Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. — Ташкент: Ўзбекистон, 2000. Т.8.

2.                  Артиков М. Идея национальной независимости. Учебное пособие. Ташкент. 2003.

3.                  Мухаметзянова Г. В., Карева Н. Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.

4.                  Уста-Азизова Д. А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания студентов во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Дис. … канд. педаг. наук. — Ташкент, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание общества, духовно-нравственное воспитание учащихся, духовно-художественное воспитание, ключевая роль, молодое поколение, первостепенная задача, современная образовательная система, художественная культура, эстетическое воспитание.


Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание, учащиеся, традиции и обычаи предков, духовно-эстетические ценности., духовно-эстетические ценности

Похожие статьи

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Психолого-педагогические основы воспитательного воздействия узбекской художественной литературы на студентов

В данной статье рассмотрено целенаправленное воспитание духовных, нравственных и эстетических потребностей студентов. Каждый студент, независимо от национальной принадлежности, обязан знать узбекскую художественную литературу, чтобы суметь глубже про...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития нравственно-эстетической культуры учащихся. Нравственно-эстетическая культура играет важную роль в становлении личности школьника, способствуя развитию высоких моральных и эстетических ...

Создание условий для развития духовно-нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции. Патриотическое воспитание сегодня — это социальная потребность Российского общества. Признано, чт...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями образовательного стандарта, рассмотрены основные направления ее организации по приобщению воспитанников к социок...

Похожие статьи

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Психолого-педагогические основы воспитательного воздействия узбекской художественной литературы на студентов

В данной статье рассмотрено целенаправленное воспитание духовных, нравственных и эстетических потребностей студентов. Каждый студент, независимо от национальной принадлежности, обязан знать узбекскую художественную литературу, чтобы суметь глубже про...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития нравственно-эстетической культуры учащихся. Нравственно-эстетическая культура играет важную роль в становлении личности школьника, способствуя развитию высоких моральных и эстетических ...

Создание условий для развития духовно-нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции. Патриотическое воспитание сегодня — это социальная потребность Российского общества. Признано, чт...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями образовательного стандарта, рассмотрены основные направления ее организации по приобщению воспитанников к социок...

Задать вопрос