В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.
Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.
Сформировавшиеся в последнее время молодежные и детские общественные объединения, все более активно и успешно действуют как вид особого социального института, основной задачей которого является реализация вариативных и социально значимых программ, разнообразных проектов творческих видов деятельности детей, подростков и молодежи, основная цель которых состоит в определении и решении задач неформального образования юных граждан нашей страны.
Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения [2, с.67].
В педагогической практике существует много примеров вовлечения подрастающего поколения в различные виды неформального образования: участие в слетах, педагогических и студенческих отрядах, летних лагерях добровольческого труда по восстановлению памятников культуры и архитектуры, экологическому благоустройству, поисковой деятельности; разносторонняя помощь воспитанникам интернатов; оказание помощи библиотекам, приютам для животных; участие в организации и работе детских и молодежных общественных приемных, в подготовке альтернативных докладов по проблеме представления и защиты прав детей и молодежи в обществе, распространение информационных материалов о детских и молодежных общественных объединениях [3].
Однако, несмотря на наличие положительных примеров и попыток успешного решения задач по предоставлению условий для получения неформального образования, формирование не инертно-потребительской, а активной, положительной, направленной на постоянное получение новых знаний системы ценностей детей и молодежи остается актуальной проблемой педагогической науки и воспитательной практики.
Большинство существующих разнообразных программных продуктов и проектов деятельности детских и молодежных общественных объединений носят, как правило, разовый, периодический характер. Структура, присущая формальному образованию, пока не дает возможность классифицировать и определить групповую принадлежность тех или иных видов неформального образования, а тем более включить все его проявления в образовательное пространство учреждения, района, города или региона. Если рассматривать государственный уровень, то выясняется, что в большей степени отсутствует практическая возможность взаимосвязи образовательного процесса и проявлений общественно полезной деятельности детей, подростков и молодежи. Современный подход к организации и проведению производственной и педагогической практики студентов колледжей и вузов зачастую слишком формализован, и это находит проявление и со стороны организации реализующую необходимую деятельность, так и со стороны непосредственно и образовательного учреждения.
Как показала практика, в большая часть молодежи не всегда обладает полной информацией о подобных видах деятельности, основная ее масса не включена в нее и, следовательно, не всегда имеет достаточно возможностей признать и правильно оценить для себя степень ее значимости как составной и неотъемлемой части многообразия форм и методов неформального образования.
Анализируя жизненный цикл различных неформальных объединений, можно заметить, что ни одно из сегодня действующих детских и молодежных общественных объединений не удостаивается какого либо явного признания или какой-либо ощутимой поддержки со стороны российского государства. Как правило, деятельность последних проходит сугубо между группой единомышленников, взлеты и падения всецело ложатся на плечи активистов-инициаторов. В лучшем случае государственные или муниципальные структуры оказывают детским и молодежным объединениям непосредственную разовую помощь, либо поощрение в той или иной форме (статьи в местных СМИ, организация встреч и др.).
В виду этого, не всегда в полной мере реализуются специальные систематизированные, долгосрочные программы и мероприятия по привлечению детей и молодежи к различным видам общественно полезной деятельности. Не расширяется спектр предоставленных услуг по реализации возможностей получения неформального образования в той или иной форме. А непосредственная поддержка и своевременное реагирование на изменение условий составляют содержательную основу расширение спектра неформального образования детей, подростков и молодежи.
Современное видение содержания неформального образования может найти свою реализацию в условиях деятельности и функционирования детских и молодежных общественных объединений. Успешная работа последних, в конечном итоге может привести к достижению поставленных целей по нескольким направлениям и будет способствовать:
- формированию и утверждению позитивной, активной действующей гражданской позиции детей и молодежи;
- своевременной и безболезненной интеграции в современном обществе и социализации детей и молодежи на протяжении всей жизни;
- увеличению значимости образования, повышение общей и профессиональной компетентности подрастающего поколения;
- увеличению и востребованности новых знаний и умений, формированию устойчивой мотивации к обучению в течении всей жизни;
- реализации усилий по формированию у учащихся и выпускников устойчивых стратегических жизненных целей во время обучения и окончания образовательных учреждений;
- дальнейшему расширению возможностей по нахождению решений наиболее значимых социально-экономических проблем на муниципальном и региональных уровнях;
- наиболее эффективному применению полученных теоретических и практических знаний для осуществления общественно значимых видов деятельности участниками детских и молодежных общественных объединений;
- созданию условий для всецелого усовершенствования процессов профориентации и самоопределения детей и молодежи.
В процессе реализации неформального образования как специфического вида общественно значимой полезной деятельности, находят свое развитие особые механизмы формирования и становления начальных профессиональных и личностно-ориентированных компетенций личности молодого гражданина. Этот многообразный педагогический процесс воздействия способствует формированию эстетической, духовно-нравственной, политической и этико-правовой культуры, становлению экологического мышления, положительного социального поведения, основу которого составляет уважение к законам российского государства и укладу общества, повышает потребность в личностном самоопределении и способности самореализации в постоянно изменяющихся социально-политических и экономических условиях современного мира.
К специфическим характеристикам неформального образования, востребованным в современном обществе, относятся:
- ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения;
- особое внимание к образовательным потребностям конкретных категорий лиц (инвалидов, мигрантов, дезадаптантов);
- высокий уровень персональной активности обучающихся, отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации;
- внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности, высокий личностный смысл обучения;
- развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой деятельности;
- развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;
- гибкость в организации и методах обучения;
организация отношений между участниками образовательного процесса на взаимном уважении, участии, демократической культуре [1, с.1027].
Реализуемые в настоящее время программы неформального образования участников и представителей детских и молодежных общественных объединений осуществляется в непосредственной взаимосвязи с государственными стандартами современной образовательной практики. Они всецело обогащают и улучшают качество получаемого образования благодаря широкому вовлечению подростков и молодежи в мероприятия по оказанию различной помощи своему образовательному учреждению и всему местному сообществу.
Неформальное образование участников общественных объединений носит постоянный и систематический характер. Такое постоянное непосредственное обучение подростков и молодежи в рамках деятельности общественных объединений включает в себя развитие базовых ценностей общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим идеалам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Программы детских и молодежных общественных объединений способны воспитывать у их участников социально значимые качества, усиливать академические курсы обучения или образовательные компоненты проектов помощи местному сообществу и обеспечивают подросткам и молодежи возможность систематизированного и организованного осуществления общественно полезной деятельности.
Литература:
1. Мальгин В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1025–1027.
2. Стрелкова И. Б. Журнал «Библиотечное дело» № 24 (114), 2009.
3. Интернет ресурс информационный портал Дополнительное образование URL http://dopedu.ru/konferentsii/itogi-integratsiya-formalnogo-i-neformalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-dostizheniya-aktualnich-obrazovatelnich-rezultatov