Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 14.08.2014

Статья просмотрена: 2732 раза

Библиографическое описание:

Мальгин, В. Е. Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений / В. Е. Мальгин, Н. В. Щергунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12331/ (дата обращения: 17.10.2024).

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Сформировавшиеся в последнее время молодежные и детские общественные объединения, все более активно и успешно действуют как вид особого социального института, основной задачей которого является реализация вариативных и социально значимых программ, разнообразных проектов творческих видов деятельности детей, подростков и молодежи, основная цель которых состоит в определении и решении задач неформального образования юных граждан нашей страны.

Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения [2, с.67].

В педагогической практике существует много примеров вовлечения подрастающего поколения в различные виды неформального образования: участие в слетах, педагогических и студенческих отрядах, летних лагерях добровольческого труда по восстановлению памятников культуры и архитектуры, экологическому благоустройству, поисковой деятельности; разносторонняя помощь воспитанникам интернатов; оказание помощи библиотекам, приютам для животных; участие в организации и работе детских и молодежных общественных приемных, в подготовке альтернативных докладов по проблеме представления и защиты прав детей и молодежи в обществе, распространение информационных материалов о детских и молодежных общественных объединениях [3].

Однако, несмотря на наличие положительных примеров и попыток успешного решения задач по предоставлению условий для получения неформального образования, формирование не инертно-потребительской, а активной, положительной, направленной на постоянное получение новых знаний системы ценностей детей и молодежи остается актуальной проблемой педагогической науки и воспитательной практики.

Большинство существующих разнообразных программных продуктов и проектов деятельности детских и молодежных общественных объединений носят, как правило, разовый, периодический характер. Структура, присущая формальному образованию, пока не дает возможность классифицировать и определить групповую принадлежность тех или иных видов неформального образования, а тем более включить все его проявления в образовательное пространство учреждения, района, города или региона. Если рассматривать государственный уровень, то выясняется, что в большей степени отсутствует практическая возможность взаимосвязи образовательного процесса и проявлений общественно полезной деятельности детей, подростков и молодежи. Современный подход к организации и проведению производственной и педагогической практики студентов колледжей и вузов зачастую слишком формализован, и это находит проявление и со стороны организации реализующую необходимую деятельность, так и со стороны непосредственно и образовательного учреждения.

Как показала практика, в большая часть молодежи не всегда обладает полной информацией о подобных видах деятельности, основная ее масса не включена в нее и, следовательно, не всегда имеет достаточно возможностей признать и правильно оценить для себя степень ее значимости как составной и неотъемлемой части многообразия форм и методов неформального образования.

Анализируя жизненный цикл различных неформальных объединений, можно заметить, что ни одно из сегодня действующих детских и молодежных общественных объединений не удостаивается какого либо явного признания или какой-либо ощутимой поддержки со стороны российского государства. Как правило, деятельность последних проходит сугубо между группой единомышленников, взлеты и падения всецело ложатся на плечи активистов-инициаторов. В лучшем случае государственные или муниципальные структуры оказывают детским и молодежным объединениям непосредственную разовую помощь, либо поощрение в той или иной форме (статьи в местных СМИ, организация встреч и др.).

В виду этого, не всегда в полной мере реализуются специальные систематизированные, долгосрочные программы и мероприятия по привлечению детей и молодежи к различным видам общественно полезной деятельности. Не расширяется спектр предоставленных услуг по реализации возможностей получения неформального образования в той или иной форме. А непосредственная поддержка и своевременное реагирование на изменение условий составляют содержательную основу расширение спектра неформального образования детей, подростков и молодежи.

Современное видение содержания неформального образования может найти свою реализацию в условиях деятельности и функционирования детских и молодежных общественных объединений. Успешная работа последних, в конечном итоге может привести к достижению поставленных целей по нескольким направлениям и будет способствовать:

-          формированию и утверждению позитивной, активной действующей гражданской позиции детей и молодежи;

-          своевременной и безболезненной интеграции в современном обществе и социализации детей и молодежи на протяжении всей жизни;

-          увеличению значимости образования, повышение общей и профессиональной компетентности подрастающего поколения;

-          увеличению и востребованности новых знаний и умений, формированию устойчивой мотивации к обучению в течении всей жизни;

-          реализации усилий по формированию у учащихся и выпускников устойчивых стратегических жизненных целей во время обучения и окончания образовательных учреждений;

-          дальнейшему расширению возможностей по нахождению решений наиболее значимых социально-экономических проблем на муниципальном и региональных уровнях;

-          наиболее эффективному применению полученных теоретических и практических знаний для осуществления общественно значимых видов деятельности участниками детских и молодежных общественных объединений;

-          созданию условий для всецелого усовершенствования процессов профориентации и самоопределения детей и молодежи.

В процессе реализации неформального образования как специфического вида общественно значимой полезной деятельности, находят свое развитие особые механизмы формирования и становления начальных профессиональных и личностно-ориентированных компетенций личности молодого гражданина. Этот многообразный педагогический процесс воздействия способствует формированию эстетической, духовно-нравственной, политической и этико-правовой культуры, становлению экологического мышления, положительного социального поведения, основу которого составляет уважение к законам российского государства и укладу общества, повышает потребность в личностном самоопределении и способности самореализации в постоянно изменяющихся социально-политических и экономических условиях современного мира.

К специфическим характеристикам неформального образования, востребованным в современном обществе, относятся:

-        ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения;

-        особое внимание к образовательным потребностям конкретных категорий лиц (инвалидов, мигрантов, дезадаптантов);

-        высокий уровень персональной активности обучающихся, отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации;

-        внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности, высокий личностный смысл обучения;

-        развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой деятельности;

-        развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;

-        гибкость в организации и методах обучения;

организация отношений между участниками образовательного процесса на взаимном уважении, участии, демократической культуре [1, с.1027].

Реализуемые в настоящее время программы неформального образования участников и представителей детских и молодежных общественных объединений осуществляется в непосредственной взаимосвязи с государственными стандартами современной образовательной практики. Они всецело обогащают и улучшают качество получаемого образования благодаря широкому вовлечению подростков и молодежи в мероприятия по оказанию различной помощи своему образовательному учреждению и всему местному сообществу.

Неформальное образование участников общественных объединений носит постоянный и систематический характер. Такое постоянное непосредственное обучение подростков и молодежи в рамках деятельности общественных объединений включает в себя развитие базовых ценностей общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим идеалам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Программы детских и молодежных общественных объединений способны воспитывать у их участников социально значимые качества, усиливать академические курсы обучения или образовательные компоненты проектов помощи местному сообществу и обеспечивают подросткам и молодежи возможность систематизированного и организованного осуществления общественно полезной деятельности.

Литература:

1.                  Мальгин В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1025–1027.

2.                  Стрелкова И. Б. Журнал «Библиотечное дело» № 24 (114), 2009.

3.                  Интернет ресурс информационный портал Дополнительное образование URL http://dopedu.ru/konferentsii/itogi-integratsiya-formalnogo-i-neformalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-dostizheniya-aktualnich-obrazovatelnich-rezultatov

Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, молодежь, объединение, местное сообщество, образовательное учреждение, образовательный процесс, полезная деятельность, российское государство, современное общество, современный мир.


Ключевые слова

образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, неформальное образование, программа детского объединения, содержание неформального образования., содержание неформального образования

Похожие статьи

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Развитие культурно-лингвистических компетенций младших школьников в процессе создания лингвистического портфолио

В статье анализируются содержательно-структурные особенности и методические основы формирования лингвистического портфолио в аспекте развития культурно-лингвистических компетенций младших школьников.

Похожие статьи

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Развитие культурно-лингвистических компетенций младших школьников в процессе создания лингвистического портфолио

В статье анализируются содержательно-структурные особенности и методические основы формирования лингвистического портфолио в аспекте развития культурно-лингвистических компетенций младших школьников.

Задать вопрос