Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 18.08.2014

Статья просмотрена: 3580 раз

Библиографическое описание:

Маматкасимов, Ж. А. Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений / Ж. А. Маматкасимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 270-273. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12335/ (дата обращения: 18.12.2024).

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независимости Узбекистана. В статье использованы научные труды ученых, которые работали над изучением праздников и представлений на уровне науки.

Ключевые слова: праздник, представление, эортология, культура, искусство, гуляние, обряд, традиция, изучение, театрализованное представление, концерт.

На сегодняшний день, вопросы преобразования и усовершенствования системы непрерывного образования, поднятие ее на новый уровень качества и повышение эффективности — вопрос уровня государственной политики, идущий по собственному пути развития. Следует особенно подчеркнуть, в эстетическом воспитании молодежи, формировании в них национального духа ключевым фактором являются народные праздники, традиции и обряды.

Если великий мыслитель Востока Махмуд Кошгари утверждал «Праздник — день радости и веселья народа» [1, с. 447], то Беруни называл их «самыми главными днями в жизни человека и разделял праздники на земные и религиозные [7, с. 49]. А также, по мнению Омара Хайяма «Кто будет праздновать Навруз и радоваться, тот проживет до следующего Навруза в радости и блаженстве» [6, с. 12].

В ХХ веке многие ученые занимались вопросами праздников. Очень важны исследования М.Бахтина в области правильного определения сущности праздников, их истории и места в современном мире. «Праздники во все времена имели цель расширить сознание о мире. «Упражнения», «трудовые игры» и развлекательные паузы во время труда, направленные на организацию и усовершенствование процесса социального труда, никогда сами по себе не смогут стать праздниками. Для их преобразования в праздники необходимы некоторые элементы из другой — морально-идеологической сферы действительности. Они не появляются в условиях материального мира и необходимости, а берут силу из мира великих целей жизни человека, то есть из мира идеалов, в которых и был изначальный призыв» [5, с. 299].

«Праздник — это идеальная жизнь в определенное время» — утверждал И.Мазаев [4, с. 172]. По исследованиям Д.Генкина «Праздник — социальное явление, отражающее жизнь каждого гражданина и общества в целом. Праздник — это ансамбль действительности и искусства, это особенное и уникальное событие, показывающее тот или иной жизненный случай, художественно приукрасив» [2, с. 44]. Об этом А.Арнольдов выдвигает мысль «Праздник совокупляет в себе самые дорогие богатства, собранные в мировой культуре» [2, с. 79].

Национальная Энциклопедия Узбекистан объясняет праздник следующим образом: — «Праздник (Байрам на узб.яз. с турецкого — свадьба, большое собрание) — широко отмечающийся радостный день. По мере социально-экономического развития появились традиционные, религиозные национальные и др. праздники разделяемые по происхождению, смыслу и становлению в социальной жизни. Праздники, переходящие из поколения в поколение, как наследство, называются традиционными праздниками. Например: праздник Навруз. Традиционные праздники не связаны непосредственно с социальной жизнью и образом жизнедеятельности в настоящее время определенного народа или национальности. В религиозных праздниках отмечаются обряды, определенные идеей каждой религии» [8, с. 584].

Слово «Байрам» (праздник на узб.яз.), происходит из турецкого, означает свадьба, обряд, праздность. Есть разные толкования этого слова. Самым верным считается следующее определение, данное в энциклопедии философии: Праздник — сумма радости людей. Он является одним из главных частей социальной жизни местности и отмечает события рождающие радость и веселья [10, с. 5].

Представление — художественное культурное мероприятие, показываемое перед зрителями, умело использующее методы эффектного исполнения, от которого зритель получает эстетическое наслаждение и является непосредственным участником события.

Понятие «праздник» гораздо шире чем «представление». Праздник всегда отличается участием широкой, активной и творческой народной массы. Он занимает широкую площадь и не имеет определенную сценическую площадку и никаких конкретных границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда проводиться на определенной сценической площадке, имеет обозначенные границы и делить народную массу на участников и зрителей [10, с. 75].

По специфике праздник делится на несколько видов.

I.          Социально-политические праздники: 1 сентября — День независимости Республики Узбекистан, 8 декабря — День принятия Конституции Республики Узбекистан, 14 января — День защитника Отечества, 9 мая — День памяти и почести, 21 октября — День присвоения узбекскому языку звание Государственного языка и т. д.

II.       Национальные праздники: Праздник Навруз, Ковун сайли (дынное гуляние), Гул сайли (цветочное гуляние), Сув сайли (водное гуляние), Олма сайли (яблочное гуляние), Кум сайли (песочное гуляние), Лола сайли (гуляние тюльпан), праздник птиц и т. д.

III.    Трудовые праздники: Первый день посева, Праздник урожая, Праздник хлопка, Праздник первых цветов и т. д.

IV.    Религиозные праздники: Курбан хаит, Рамазан хаит и т. д.

V.       Календарно-профессиональные праздники: День учителей и наставников, День работников радио, День театра, День врачей и т. д.

VI.    Календарные праздники: 1 января — Новый год, 8 марта — Международный женский праздник, 1 июня — Международный день защиты детей и т. д.

Популярность массовых праздников в том, что они в первую очередь имеют глубокие социально-психологические и воспитательные корни, и в процессе постановки не допускаются неприемлемые элементы и случайности.

Необходимо отметить, история массовых праздников, особенно генезис истории возникновения праздников Узбекистана, виды праздников не изучены полностью. История — такая наука, чем глубже изучаем, тем сильнее удостоверяемся, как мало мы знаем. Особенно история массовых праздников изучена очень мало.

Издревле, со времен появления человечества, праздники выдвигали такие идеи как: воспевание успехов в жизни, надежды, желаний; торжества, случаи, событий, побед в быту и других сферах, глубокого осознания пройденной дороги, гордости за победы и надежды на завтрашний день; поздравления друг друга перед праздником, добрые пожелания на будущее, пожелания удачи и счастья; самоидентификация, осознание нации, обретение национальной идеи и многое другое. Праздники создают условия ценить время и дорожить им.

Появление праздников и этапов их развития изучает наука «Эортология». Греческое по происхождению слово, означает наука о празднике. Своим появлением и научно-теоретическим изучением, эта наука обязана таким великим ученым как И.Снегирёв, И.Сахаров, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, Е.Аничков, К.Марджанов, Д.Генкин, И.Туманов и мн. др. Так же великие мыслители-философы Востока, такие как, Махмуд Кошгари, Абу Райхон Беруни, Фирдавси, Фараби, Авиценна, Алишер Наваи, Бабур, Агахи, Бехбуди, Фитрат и другие описывали в своих трудах свои взгляды о месте и роли праздников в социальной жизни людей. Научным соискателем теории праздников Узбекистана, одним из первых выступил У.Карабаев и оказал огромный вклад в развитие этой науки. В его трудах «Праздники Узбекистана», «Праздники узбекской нации» он глубоко и научно подошел к этой теме и попытался полностью осветить историю возникновения праздников.

До недавних времен, история праздников изучалась как часть общей истории искусства (литература и театр). Но, массовые праздники и представления во всех исторических этапах достойно занимали одно из почетных мест, в качестве основной морали воспитания и духовности.

Народы Средней Азии, в частности и узбекский народ имеет очень много праздников, появившихся в древности, которые, передаваясь из поколения в поколение, совершенствовались и становились бесценным достоянием нации.

Эти праздники формировались из потребностей народной массы в древние времена, развивались на основе социальной необходимости и обогащались на примере других народов.

Узбекских народных праздников целесообразно изучать, разделив на следующие этапы:

-        Формы праздника зарожденные в первобытном строе (сюда входит игры охотников, зоофагические, то есть служение тотемным животным таких как медведь, горный баран, корова, конь и т. д. праздники, праздники труда, оргаистические праздники и др.);

-        Древние (до исламские) праздники народов Средней Азии;

-        Узбекские праздники со средневековья до революции;

-        Праздники времени советов;

-        Праздники эпохи независимости [9, с. 43].

У.Карабаев исходя из характеристик праздника, определяющих основу народных праздников, выявляет следующие три основные свойства праздника:

1)        Появление праздничного состояния (настроения), зарождение потребности в празднике;

2)        Формирование праздничного состояния, настроения — это еще не праздник. Для реализации порывов этого состояния, настроения нужно организовать праздник. Превращение массы в участников праздника.

3)        Праздник это — театрализованные постановки, представления, концерты, смотры, конкурсы, состязания, то есть единство разнообразных массовых мероприятий [7, с. 49–50].

Исследователь Э.Соколов определяет праздник как самую лучшую форму среди всех увеселений. Потому что на праздничных мероприятиях объединяются все прогрессивные формы увеселения [3, с. 84].

Праздник является средством, который обогащает духовный мир личности путем воздействия на эстетические переживания человека. На основе праздника и представления лежат почет и уважение национальным традициям приоритетными задачами которых, является породить в людях радость по средством художественности и искусства.

Праздник требует от организаторов, особенно от сценаристов и режиссёров большой ответственности при подборе материалов, использования документов, достоверности фактов и художественной переработки и синтеза вышеуказанных материалов. Эти мероприятия должны отвечать социально-психологическим требованиям людей, становиться массовыми явлениями, повысить активность личностей в массовых действиях, являться отправной точкой создания условий для праздничного отдыха.

Массовые мероприятия, проводимые на площадях, парках и улицах не только зарождают массовое действие, но и карнавалами, гуляниями и фестивалями дарят эстетическое наслаждение, повышает зрелищность представления и рождает праздничное настроение. Не зря люди одевают новые и красочные одеяния, готовят праздничную еду, все в приподнятом настроении. В праздничные дни плохие становятся хорошими, скупые — щедрыми, некрасивые — красивыми. О положительных свойствах праздников, сколько ни говори, все равно всего не скажешь. Они привлекают к себе широкую массу людей, дарят культурно-духовную пищу, широко освещает все аспекты нашей жизни.

Э.Соколов, отмечая роль праздников, пишет следующее: «Социально-политическая и культурная роль праздника определяться тем что она поддерживая основные традиции, укрепляет культурные победы человечества» [3, с. 84]. И на самом деле праздники показывают самые лучшие материальные и культурные стороны общества.

Д.Генкин анализируя праздник и праздничное настроение, выделяет следующие главные компоненты и первичные социальные условия:

1)        потребность объединению, закаляя личную стойкость происходящим событиям, стремление к общей цели в выражении своего отношения к ним.

2)        потребность стремления широкому социальному общению

3)        потребность стремления выражать общественные радости, празднования и стремлений в эмоциональной жизни общества [2, с. 46].

При организации настоящих, совершенных с точки зрения композиции, духовно богатых праздничных представлений, воплощающих эти высокие идеи, режиссеры массовых праздников несут большую ответственность перед обществом. Театр массовых праздников в первую очередь героический театр. По идее своей он масштабен и монументален.

На развитие философской идеи феномена культуры праздника, с античных времен Платон, Аристотель, М.Тирский, до нынешних дней В.Бенямин, Ж.Бодрийяр, К.Леви-Стросс, М.Мосс обращали большое внимание.

Иностранные ученые отнеслись к феномену праздника с точки зрения культурологии и выявили функции праздников в культурологии. Ученые Р.Кайуа, Д.Кемпбел, М.Элиаде уточнили мифологические основы праздников. К.Жигульский изучая праздники в качестве социальной институции, исследовал воздействия религиозных, политических и социальных идей на них. Болгарский ученый Н.Мидов изучил традиции и обряды составляющих основу праздника. М.Мид и Д.Фрезер исследовали этнические формы в праздниках, а И.Хейзинг анализировал игры на праздниках. Среди анализируемой литературы большое значение имеет исследования русских ученых В. И. Чечерова и В. Я. Проппа. Они квалифицируя возникновение праздников, выявили — на основе возникновения праздничного календаря лежит трудовая деятельность крестьян, работников и охотников.

В своих научных трудах они выявили воплощение ритмических функций (взаимозаменяемость отдыха и труда) семантических и этнографических аспектов аграрных праздников. На основе этого можно более или менее уверенно утверждать, что в культуре земледелия, организация ярмарок является особенным показателем активного труда. Особенное внимание заслуживают научные исследования М. М. Бахтина. Он создал теорию праздников. А его соискания послужили основой для следующих научных исследований.

Л. Н. Лазорева, А. Ф. Некрылова, И. И. Шангина анализировали этнокультурные особенности праздников и систематизировали. Этническая особенность праздников в том, что при помощи культуры обряда появляется национальная идея. Требуется особая внимательность на яркие этнические выступления в праздничных действиях.

В своих исследованиях Н. А. Хренов, изучил традиции, обряды, праздники и провел глубокий анализ их места в развитии человека и общества, особенности и общности праздников. Н. Ф. Макеютин анализировал историю возникновения праздников и систематизировал их возникновение, разработал классификацию праздников.

Т. А. Апинян, С. В. Григорьев, М. А. Новиков, Л. Т. Ретюнеких, В. Я. Суртаев, В. Н. Устиненко изучали диалектику праздничных игр. При изучении культуры праздников большое значение имеет исследования ученых, режиссеров, сценаристов и художников-постановщиков. Д. Н. Ал, Э. В. Вертковский, Д. М. Генкин, Л. А. Дронов, А. А. Конович, И. М. Туманов, А. Д. Силин, Б. Н. Петров, О. Л. Орлов проводили научные исследования в этой области. В творческих исканиях С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Л. П. Красавина изучены вопросы деятельности человека в праздниках.

Изучение узбекских народных праздников началось в ХХ веке. В начальном этапе развития этой отрасли науки показали пример этнографы и писатели, описывая образцы зрелищного искусства и начиная их научное исследование. Узбекский народ наряду с великими историческими, духовными, научными достижениями своих предков, памятниками архитектуры, искусства и литературы, в праве гордиться своей многотысячной культурой праздников, обрядов. Узбекские праздники появились на основе социально-духовных потребностей наших предков. Но, к сожалению, до сих пор не проведены специальные исследования для изучения данного исторического наследия узбекского народа.

Выдающие ученые проводили исследования в области изучения праздников. Среди них Т.Мирзаев, Б.Саримсоков, М.Муродов, М.Жураев, С.Йулдошева, Ш.Турдимов изучали праздники в качестве народного творчества, фольклора. М.Рахмонов, М.Кадиров, Б.Шодиев изучали зрелищность праздников, то есть с точки зрения театральной критики. Такие историки как Б.Аминов, О.Буриев, А.Ашуров изучали праздники исходя из исторической значимости. Б.Сайфуллаев, Ф.Ахмедов в своих научных трудах освещают педагогические ценности праздников. Усман Карабаев глубоко изучил историю возникновения праздников и осветил философские стороны праздников.

Развитие отраслей культуры, искусства, науки и образования, усовершенствование этих отраслей, учитывая новое время, новые мировоззрения, являются приоритетными задачами процветания государства и нашего общества. Насколько значимы эти современные понятия, новые методы, изобретения настолько и ценно духовно-творческое наследие наших предков.

Являясь источниками композиционного построения драматургии праздников и представлений эпохи независимости, народное творчество, фольклор, современное искусство эстрады, массовые танцы и театрализованные номера направлены на выполнения следующих функций.

Первая — политико-идеологическая функция, служить на повышение образованности народа, разъяснение идеи независимости гражданам.

Вторая — патриотическая, национальная функция, воспевается любовь к родине, народу и усиливает эти чувства в душе каждого зрителя.

Третья — культурно-просветительская функция, праздники и представления, гуляния, выступления, обряды дают определенную культурно-просветительскую информацию, воздействуют на их сознание и мировоззрение.

Четвертая — духовно-воспитательная функция. Представления своей красочностью, освещением исторической и современной жизни, содержанием и образностью обогащает духовный мир массы, оказывают огромное воспитательное влияние. Они учат народ, особенно молодежь человечности, дружелюбию, переживанию чужим страданиям, ценность национальных традиций.

Пятая — художественно-эстетическая функция. Праздник и представление должен быть направлен на удовлетворения художественных потребностей, рост эстетического вкуса населения.

Шестая — героическая, ведущая функция. Создавая современного героя в драматургии массовых праздников и представлений, восхваляется достоинства героя, и зрители призываются последовать положительным качествам данного героя.

Седьмая — интернациональная функция, дружба национальностей проживающих в нашей стране, показывается с помощью искусства каждой национальности.

Восьмая — функция воспевания мужества, чести и доблести. Широко агитируются с помощью национальных народных игр, выходом военных, различными спортивными соревнованиями.

На данном исследовании научно изучены, теоретически и практически анализированы социально-теоретические основы праздников и представлений. В результате исследования изучены праздники и представления настоящего времени, подробно анализированы художественно-идейные, социально-политические, социально-педагогические и духовно-просветительские значения.

Литература:

1.   Кошгари М. Девону луғотит-турк, 1 том. — Ташкент: Фан, 1963. — С447.

2.   Генкин Д. Массовые праздники. — Москва: Просвещение, 1975. — С.44.

3.   Соколов Э. Свободное время и культура досуга. — Ленинград: 1977. — С. 84.

4.   Мазаев А. Праздник как социольно-художественное явление. — Москва: Наука, 1978. — С.172.

5.   Бахтин М. Литературно-критические статьи. — Москва: 1986. — С.299.

6.   Хайём У. Наврузнаме. — Ташкент: Мехнат, 1990. — С.12.

7.   Карабоев У. Праздники Узбекистана. — Ташкент: Ўқитувчи, 1991. — С. 49.

8.   Национальная энциклопедия Узбекистан. 1 том. — Тошкент, Узбекистон Миллий Энциклопедияси Давлат илмий нашриёти, 2000. — С.584.

9.   Карабоев У. Х. Праздники узбекского народа. — Ташкент: Шарк. 2002. — С.43.

10.                       Ахмедов Ф. Э. Основы режиссуры массовых праздников. — Ташкент: Алокачи, 2008. — С. 5.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, день, представление, время, история возникновения праздников, Узбекистан, узбекский народ, народная масса, народное творчество, праздничное настроение.


Похожие статьи

Социально-воспитательное значение современных художественно-спортивных праздников

Данная статья информирует об истории и особенностях художественно-спортивных праздников, о социально-воспитательном значении и научных взглядах исследователей по данному направлению.

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

История развития музыкальной психологии донаучного периода

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии донаучного периода. Рассмотрено отражение эмоциональной сферы человека средствами музыки, что имеет давнюю традицию, истоки которой восходят начал философии искусства. История развития музыкаль...

Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Еще раз к вопросу применения педагогических технологий

Данная статья рассматривает проблемы технологий обучения в современной педагогике. Затрагиваются вопросы определения, признаков, классификаций педагогических технологий и их применения на практике, что может способствовать более эффективной организац...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра

Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Похожие статьи

Социально-воспитательное значение современных художественно-спортивных праздников

Данная статья информирует об истории и особенностях художественно-спортивных праздников, о социально-воспитательном значении и научных взглядах исследователей по данному направлению.

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

История развития музыкальной психологии донаучного периода

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии донаучного периода. Рассмотрено отражение эмоциональной сферы человека средствами музыки, что имеет давнюю традицию, истоки которой восходят начал философии искусства. История развития музыкаль...

Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Еще раз к вопросу применения педагогических технологий

Данная статья рассматривает проблемы технологий обучения в современной педагогике. Затрагиваются вопросы определения, признаков, классификаций педагогических технологий и их применения на практике, что может способствовать более эффективной организац...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра

Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Задать вопрос