На современном этапе модернизации образования процесс обучения вообще и, физике в частности, предполагает ориентацию на развитие и воспитание личности обучающегося, формирование мышления, осознания необходимости приобретения знаний для их практического использования. В работах по философии образования прослеживается тенденция усиления деятельностного компонента обучения; воспитания креативного, ценящего достижения своей страны гражданина. Общество, родители требуют от средней школы обучить и воспитать творчески активную, инициативную, любознательную, трудолюбивую, культурную личность, способную успешно социализироваться в обществе, видящую смысл в освоении и сохранении окружающего мира. На выполнение этих требований направлено изменение отношений педагога и ученика. Отношения «объект — субъект», когда мнение учителя доминирует, переходят к отношениям «субъект-субъект», предполагающим сотрудничество. Педагог выступает не как информатор, а как наставник, консультант, фасилитатор, помогая ученикам самостоятельно организовывать совместную деятельность, во время которой они приобретаютопыт сотрудничества, взаимопонимания, общения, распределения ролей и обязанностей, установления временных рамок выполнения работы, достижения требуемого результата. Анализ психолого-педагогической, методической литературы, практики преподавания в школе, результаты ЕГЭ позволяют указать на наличие противоречия между потребностью общества, производства, родителей в личности качественно нового уровня образованности и недостаточным уровнем школьной подготовки по ведущим дисциплинам естественнонаучного цикла, не дающим учащимся осмысленно, творчески, продуктивно осваивать знания и реализовывать их в практической деятельности. Это противоречие свидетельствует об актуальности поиска эффективных методов преподавания предметов естественнонаучного цикла, вызывающих наибольшую трудность при их изучении учащимися. Средством, позволяющим объединить информатику, математику, физику и другие предметы; обобщить полученные сведения служит инфографика. Инфографика графически подаёт информацию, усиливая визуальное, логическое, абстрактное, смысловое восприятие, позволяя учащимся ярко, эмоционально представить изучаемые явления. На современном этапе инфографика применяется в основном в экономике, журналистике, рекламе, но в последнее время она начинает проникать в образование.
Историю развития инфографики можно представить как ряд относительно самостоятельных этапов, каждый из которых пополняется новыми элементами. Столетия отделяют примитивные рисунки, воспроизводящие быт древних людей; первые географические карты от современных видов цифровой инфографики, насыщенной значительными объемами информации, «упакованной» в небольшом «рабочем окне» весьма разнообразными способами: схемами, графиками, диаграммами, анимацией, таблицами, статичными и интерактивными моделями. При помощи инфографики можно быстро охватить большой объём информации, воспроизвести и реконструировать разные процессы и события, изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме (рис. 1, 2, 3).
Рис.1. Вавилонская карта мира к VIII — н. VII века до н. э.
Рис. 2. Первый пример наложения данных на географическую карту
Рис. 3 Иллюстрация рождаемости и смертности в Германии за год
Проблема обучения естественным наукам и, в частности физике, была актуальной всегда, а сегодня — особенно. Ведь физика — это не только совокупность конкретных научных результатов, позволяющих осуществить прорыв в других науках и сферах деятельности человека, но и наука, воздействующая на характер мышления человека, его мировоззрение; определяющая выбор жизненных ценностей, отношение к окружающей среде; расширяющая возможности снова и снова открывать мир.
В одном мгновенье — видеть вечность
Огромный мир — в зерне песка.
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
У. Блейк
Содержание предмета «Физика» и глубина его описания на самом деле нужны не всем учащимся; оно не должно тонуть в формулах, но при этом необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. Физика практико-ориентированная наука; она знакомит подростков с технологией многих производственных процессов в машиностроении, энергетике, автоматике, радиоэлектронике, кибернетике, транспорте, связи и т. д. Обеспечить доступность изложения довольно сложного материала с учётом возраста учащихся и степенью их общеобразовательной подготовки помогает инфографика. Инфографика, учитывая разное восприятие и способы познания мира, может стать инструментом индивидуализации, так как развивает аудиальные, визуальные, кинестетические и другие способности обучающихся. Синтез физики и инфографики способствует развитию воображения, логико-математического мышления; формированию визуально-пространственных, вербально-лингвистических, коммуникативных навыков; креативности. На школьном уровне основные законы физики длительное время остаются неизменными, а применение этих законов в практической деятельности постоянно изменяется. Для изучения естественнонаучных предметов профессором А. И. Маркушевичем была предложена «модель информации», согласно которой следует выделить «ядро» учебного материала, включающее основной, почти не меняющийся со временем материал, и «оболочку», меняющуюся сравнительно быстро. Эту идею, отражающую практическое использование действия физических законов, развил выдающийся физик, доктор физико-математических наук В. А. Фабрикант; он же сформулировал основные дидактические принципы преподавания физики:
- начинать обучение физике нужно с изучения явлений, затем переходить к понятиям и их определению;
- в образовании увеличение объёма изучаемого материала приводит к снижению качества;
- необходимое условие для восприятия нового — чувство удивления;
- соотношение в преподавании физики и математики определяет границы практического использования физических явлений.
Современному производству, сфере обслуживания требуются работники высокой квалификации, способные управлять сложными машинами, автоматами, владеющие компьютерными технологиями. Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда учащемуся необходимо иметь основательную общеобразовательную подготовку. Профильная ориентация школьников осуществляется через различные элективные курсы, позволяющие подросткам определиться в выборе будущей профессии, увидеть необходимость теоретических знаний в практической деятельности. Так, для тех, кто планирует работать в медицине, особенно интересен курс «Физика и медицина», включающий темы: звук в жизни человека; ультразвук и медицина; оптика в медицине; применение радиации на благо человека и т. д. Соединить воедино теоретические сведения и их практическое применение конструктивно, сжато, убедительно позволяют средства инфографики; они наглядно показывают соотношения предметов и фактов во времени и пространстве; демонстрируют динамику и тенденции развития. Для грамотного изложения какого-либо раздела, темы по изучаемому предмету необходимо вникнуть в сущность явления и представить результат в виде инфографического объекта в бумажном или электронном варианте, что возможно при владении подростками компьютерными технологиями, специальными программами, выложенными в интернете.
Инфографика объединяет в себе интеллектуальное развитие и техническое творчество. Начиная с древности и до наших дней, важнейшим условием успешного понимания, применения, интерпретации информации является ее компактное, доступное, яркое, красочное, организованное, целостное представление, получившее название инфографика. Объекты инфографики, созданные при помощи компьютерных технологий, наглядно демонстрируют механизмы развития и взаимодействия каких-либо явлений, что позволяет находить оптимальное рациональное решение поставленных задач. Обучение физике средствами инфографики базируется на следующих принципах:
- индивидуализации, учитывающего особенности личности обучающихся и позволяющего избежать уравнительности при оценивании; предоставляющего каждому возможность максимально раскрыть свои способности;
- гибкости, сочетающего выполнение требований стандартов обучения и возможностей вариативной подготовки учащихся;
- элективности, дающего максимальную самостоятельность в выборе образовательных маршрутов, отвечающих индивидуальным склонностям и познавательным интересам;
- контекстности, требующего соответствия содержания обучения образовательным стандартам, использования теории в практической деятельности;
- самостоятельности при работе обучающихся с учебной информацией, когда педагог организует и направляет работу учащихся, выступая в роли консультанта;
- сотрудничества, предполагающего отношения доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов.
Инфографика, соединяя индивидуальную и коллективную деятельность, становится многофункциональным инструментом в разработке уроков, проектов, исследований, повышая их продуктивность, гибкость, оригинальность, высокую степень усвоения. При создании объектов инфографики перед учащимися ставятся задачи внешне соответствующие имеющимся у них интересам, но фактически требующие для своего решения новых знаний, умений, навыков, опыта до этого ими не востребованных. Будучи вовлечёнными в образовательный процесс, обучающиеся начинают самостоятельно искать пути решения поставленных задач. Основная цель школьного курса физики — формирование у школьников представлений о физике, как науке о природе, о её роли, месте и взаимосвязи теории и эксперимента в процессе познания, о структуре Вселенной, существовании человека в окружающем мире. Инфографика, безусловно, является активным методом обучения, выполняющим направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии учащихся, способствующим активному осмыслению знаний, вызывающим качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом учеников и под влиянием культурно-образовательной среды школы. Средства инфографики дают возможность всем обучающимся интегрировано закрепить знания по изучаемым предметам, проявить свои таланты и творческий потенциал, превращают учебный процесс в активную, мотивированную, волевую, эмоционально окрашенную, познавательную деятельность.
Литература:
1. Баранова Е. А. Все, что вы должны знать, если хотите развивать инфографику на газетном сайте / Е. А. Баранова // Электронный научный журнал МГУ имени М. В. Ломоносова «Медиаскоп». — 2013. — № 4. — С. 8. — Москва.
2. Берлянт А. М. Глобусы: второе рождение / А. М. Берлянт // журнал «Природа». — 2007. — № 8. — С. 19–28. — Москва.
3. Никулова Г. А. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн /Г. А. Никулова, А. В. Подобных // международный электронный журнал КНИТУ.
4. Соловьева Т. В. Инфографика в медийном и учебном текстах /
5. Т. В. Соловьева // научно-теоретический и прикладной журнал НГУ им. Ярослава Мудрого «Вестник НовГу». — 2010. — № 57. — С. 76–79. — Новгород.
6. Neurath Otto. International picture language. The first rules of isotype / Otto Neurath // 1936. — 117 p. — London.
7. Tufte E. R. Visual Explanations: Images and Quantities, Evidence and Narrative / E. R. Tufte // CT: Graphics Press. — 1997. — 157 р. — Cheshire.