Создание текстов на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 18.08.2014

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Александров, И. Н. Создание текстов на уроках литературы / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12340/ (дата обращения: 16.11.2024).

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное» [1].

Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста. В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы на распадаются на абзацы (микротемы).

Как правило, учитель при изучении тем «Текст», «Стили речи» в 5 классе сообщает ученикам, что текст — это высказывание на определённую тему; в тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль; текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание; предложения логически связаны между собой. К тексту можно подобрать заголовок; правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. Книжный стиль текста делится на научный, разговорный, художественный, публицистический, официально-деловой. По типу — на повествование, описание, рассуждение.

В данной статье нас интересует художественный стиль, который воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Также учитель знакомит учащихся с некоторыми жанрами литературы в зависимости от возраста ребенка. Так, в 5 классе при анализе сказок учитель рассказывает об этом жанре.

Сказка — жанр литературного творчества. Сказка делится на фольклорную (эпический жанр письменного и устного народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов) и литературную (эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка подражает либо фольклорной или создана автором без подражания с использованием сказочных элементов [1].

Для создания текста ребятам важно знать, что такое композиция, а также изучить её составные части: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка. Например, особенность кульминации волшебной сказки заключается в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Также ребята знакомятся с системой персонажей в волшебной сказке (вредитель, даритель, помощник, герой, ложный герой), средствами художественного изображения, помогающие раскрыть образы персонажей (олицетворение, гипербола (преувеличение), эпитет, сказочные зачины «жили-были» и др.). Учащиеся должны помнить, что название сказки должно перекликаться с её основным содержанием. Также затрагивается вопрос о том, что такое добро, милосердие, взаимовыручка, гордость, дружба, смелость и др. Ученики вспоминают способы оформления прямой речи, диалога, косвенной речи. К своему тексту ребята придумывают иллюстрацию. Приведем примеры детских работ учащихся 5-х классов.

Добрые дела

Жила-была одна девочка Лида. Как-то раз она нашла умирающую птичку. Девочке её стало жалко. Она решила выходить пташку. Лида несколько дней ухаживала за ней.

И вот однажды девочка проснулась от красивого звонкого пения, а птичка молвит ей человеческим голосом: «Не удивляйся. Это я. Ты спасла мне жизнь, и я готова исполнить любое твое желание». Лида очень хотела новую сумочку, но тут вспомнила, что у неё больная бабушка. Желание было придумано!

Вскоре бабушка поправилась. Лида была счастлива, ведь она выручила бедную птичку, а та помогла больной бабушке.

Делать добро-это так приятно!

Стреблянская Яна

Иванушка и три предмета.

Жили-были старик со старухой. И был у них сын Иванушка. Однажды поехали старик и старуха на базар и наказали Иванушке:

— Веди себя хорошо! За избой смотри, со двора в лес не ходи, и мы тебе пряников купим!

Уехали они, а Иванушка на лавочке сидит и в след смотрит. Как скрылись они из виду, так Иванушка пошел домой. Сидит и ждет пряников. Наскучило ему дома сидеть, и пошел играть с ребятами. Играли в прятки. Иванушка прыг в кусты, скок за дерево да так и в чащу попал. Идет по лесу, плачет. Тут видит впереди дом стоит, а около дома множество зверей. Подошел поближе да диву дался: звери по-людски говорят. Стоит и ту к нему подбегает заяц, а его не замечает.

Иванушка стоит-глядит на зайца. Тут заяц повернулся и, увидев Иванушку, закричал:

— Воры, грабители, разбойники! Спасайся, кто может!

Тут из избы выходит человек. Сам маленький, а борода на полу валяется. И сказал он Иванушке:

— Здравствуй, добрый молодец! Проходи в мою избу.

Пошел Иванушка к дому. Зашел, присел на лавочку и молчит. А дедушка говорит:

— Привет, я старик-лесовичок, а ты кто?

— Иванушка,- сказал он.

— Ты заблудился, — спрашивает лесовичок.

— Да, тихо ответил Иванушка. — Я очень хочу вернуться домой.

— Я помогу к тебе в этом.

Иванушка встал, походил по комнате. Тут лесовичок достал какую-то шапку, сапоги и клубок. Положил их и говорит.

— Это шапка–невидимка, сапоги-скороходы и клубок. Они тебе помогут. Наденешь шапку — станешь невидимым, наденешь сапоги- станешь быстро бегать, а клубок доведет тебя домой. Взял Иванушка предметы и пошёл домой.

Положил Иван клубок на землю, и он покатился. Бежит Иван и видит избушку на курьих ножках. Слышит, что-то гудит. Тут из-за деревьев вылетает ступа, а в ней Баба-Яга. Надел Иванушка сапоги и побежал. Баба-Яга за ним. Да куда ей угнаться! Бежит Иван и видит, подлетает к нему ворон. Хвать клубок — и улетел. Иванушка остановился, снял сапоги, надел шапку. Ворон обрадовался и сел пониже. А Иван подбежал к ворону, схватил клубок и побежал дальше. Идет и видит просвет, вышел, и вдруг все пропало у Ивана: шапка, сапоги, клубок. Иванушка сел на лавочку дух перевести, и тут подъехала телега, а в ней старуха со стариком. Вылезают они и спрашивают у Ивана:

— Хорошо себя вел, сыночек?

— Да,- ответил Иван.

И стали они жить поживать да добра наживать.

Демушкин Станислав

Два соседа

Не в сосновом не в бору и не в парке, не в лесу и не в поле, не в царстве-государстве, а в обычном городе Москве на одной улице рос молодой каштан. Все время хвастался он перед своим соседом-кленом.

—Посмотри на мои свечки, какие они красивые!

Клен же все стоял и грустил.

С наступлением осени свечки у каштана превратились в ежики. Опять начался хвастаться каштан:

— Посмотри, какие ежики на мне растут. А когда они упадут и расколются, из них появятся красивые каштаны.

Но ближе к началу октября листья у клена стали менять цвет. Они становились красными, багряными, желтыми и оранжевыми. Увидел каштан, что дети собирают из опавших листьев красивые букеты. Стало ему стыдно за то, что он хвастался перед кленом. Попросил он прощения у клена. Простил его клен, и стали они друзьями, как и прежде.

Куропаткин Андрей

Две звезды.

Жили-были две звезды. Желтая звездочка Нюся — на небе, а розовая звездочка Тинка — в море.

Нюся была очень веселой и любила прыгать. Однажды она прыгала-прыгала и свалилась с неба. Упала Нюся в море на самое дно. Сидит и плачет.

Вдруг подплывает к ней Тинка и говорит:

«Привет! Я — Тинка, морская звезда. А ты кто?»

Нюся ей отвечает: «Я — Нюся, небесная звезда. Я и не знала, что в море тоже живут звезды. Давай дружить».

«Давай! — обрадовалась Тинка. — А почему ты грустишь?».

«Я случайно упала с неба, но небесные звезды не могут жить в воде: они остывают и больше не горят»,- сказала Нюся и заплакала.

«Не плачь,- успокоила Нюсю Тинка. –У меня много друзей и мы поможем тебе вернуться домой».

Тинка позвала своего друга морского конька. Он поднял Нюсю до середины моря. Там он позвал на помощь рыбку. Рыбка понесла Нюсю дальше и подняла ее до поверхности воды.

На берегу моря загорала девочка Маша. Рыбка попросила девочку помочь. Маша осторожно взяла звездочку в ладошки и подняла высоко над головой, но не смогла достать до неба. Тогда она позвала на помощь птичку.

Птичка взяла Нюсю в клюв и полетела в небеса, но не могла взлететь выше облаков и позвала на помощь самолет.

Самолет поднял Нюсю очень высоко. Она летела выше всех облаков, но самолет не мог долететь до звезд, и он попросил помощи у ракеты.

Села Нюся на ракету и прилетела в космос к своей семье, к другим звездам.

Мама-звезда обняла Нюсю и сказала: «Видишь, как важно иметь друзей, ведь только благодаря им ты вернулась домой».

С тех пор Нюся каждую ночь ярко светит с неба своим друзьям.

Тарасова Мария

Митя и Заяц

Шел однажды Митя через лес. Видит, на опушке леса сидит Заяц и плачет. Спрашивает Митя Зайца:

— Почему ты, зайчишка, плачешь?

— Ну как же мне не плакать, — отвечает Заяц,- все меня обижают: собаки, люди, орлы. Не могу и минуты без страха прожить.

— И не надо тебе, братец, бояться, — говорит Митя. — Тренируй свои длинные задние ноги — будешь быстрее волка и лисы. Тренируй свои длинные уши — будешь слышать, где охотник ходит. Будешь видеть орла в небе, если будешь тренировать свой косой глаз. Сама природа тебя защитой одарила: зимой ты белый, на снегу тебя не видно, а летом — серый, не различишь тебя ни в лесу, ни в поле.

Сергеев Владислав

Дневник и его хозяйка Женя.

Жил-был дневник. И у него была хозяйка. Дневник очень любил её и хорошие отметки. Хозяйку звали Женя. Женя любила дневник и математику. Однажды Женя получила «двойку», и дневник очень расстроился. Он не мог найти себе место. Однажды Жене приснился сон…

Женя попала в страну, где все неживое было живым: дневник ходил, бегал, разговаривал, «оценки» водили хороводы… Дневник предложил Жене пойти в замок к королеве Математики.

Пришли они в замок. Там их встретила королева. Спросила королева Математики: «Что тебе нужно, девочка?». Женя ответила: «Я бы хотела исправить оценку по математике». «Хорошо,- ответила королева, — но тебе нужно будет решить одну задачу. Решишь — получишь оценку и вернешься домой».

Задача

В саду цветут пять яблонь. На каждой яблоне по 5 больших веток, каждая из которых имеет по пять маленьких веток. На каждой маленькой веточке растут по пять яблок. Сколько на дереве всего яблок? Сколько яблок всего в саду?

Женя немного подумала… «Итак, на одной яблоне 25 маленьких веток; значит, яблок на одной яблоне будет 125 штук. Следовательно, в саду на пяти яблонях будут расти 725 яблок».

«Умница»,- обрадовалась королева. — Я поставлю тебе оценку «пять». Дневник, откройся!» Дневник открыл свои страницы, и королева поставила «пятерку».

В то же мгновение Женя проснулась. Она открыла дневник. Там стояла «пятерка».

Алехина Евгения

Текст на уроках литературы и русского языка можно рассматривать и как предмет обучения (то есть то, чему нужно учить), и как средство обучения (язык живёт, функционирует только в речи, продуктом которой является текст). Поэтому на уроках русского языка и литературы каждым учителем предусматривается разнообразная работа в этом плане: анализ текста с точки зрения задачи его создания, темы, основной мысли, строения, связи частей, стилистического и жанрового своеобразия, использования соответствующих речевой задаче и условиям её решения средств языка, оценки их изобразительно-выразительных возможностей, создание собственного текста. Творческие задания, предлагаемые учителем, ориентируют учащихся как на восприятие чужого текста, так и на создание собственного с учётом определённых правил текстообразования [2].

Литература:

1.         Википедия/ Свободная энциклопедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/   

2.         Людмила Дьяконова. Комплексная работа с текстом — http://www.teacherjournal.ru/shkola/russkij-yazyk-i-literatura/503-kompleksnaya-rabota-s-tekstom-na-urokax-russkogo-yazyka.html

Основные термины (генерируются автоматически): дневник, текст, небо, яблоня, яблоко, эпический жанр, художественный стиль, учитель, тут, сапог, русский язык, развитие сюжета, больная бабушка, лес, королева Математики, клубок, звезда, Заяц, друг, девочка.


Задать вопрос