К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 18.08.2014

Статья просмотрена: 1110 раз

Библиографическое описание:

Гребенюк, Е. Н. К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза / Е. Н. Гребенюк, Метин Каракоч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12342/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье рассматривается комплекс методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Описываются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием предложенного диагностического инструментария.

Ключевые слова:научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных учреждений ХХI в. становится подготовка конкурентоспособных специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи, творчески мыслить, адаптироваться и успешно трудиться в динамично-развивающемся обществе. Одним из важнейших требований современного этапа развития университетской подготовки является развитие научно-исследовательской деятельности студента (НИДС), ставшей основой современной обучения студентов вузов. Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать исследовательские задачи. Молодой специалист должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации [9].

Согласно требованиям, изложенным в письме Министра образования РФ от 27.11.2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов вузов» и новым государственным образовательным стандартам подготовки специалистов в вузах, особое внимание должно уделяться развитию теоретических способностей будущих специалистов путем активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями. Среди активных внеаудиторных форм — самостоятельная, учебно-поисковая (исследовательская), научно-исследовательская работа студентов [2].

Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетентностному подходу к подготовке специалистов.

Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

Исследовательская работа — это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов в области использования современных ингредиентов, добавок и вспомогательных материалов.

Актуальность изучения проблем мотивации исследовательской деятельности студентов, получающих высшее профессиональное образование, обусловлена несколькими причинами. С одной стороны, это причины социального порядка. В современных социально-экономических, культурных условиях к выпускнику ВУЗа предъявляются весьма высокие требования. Эти требования касаются не только полученных в процессе обучения знаний, некоторых профессиональных умений и навыков, но и способностей студента самостоятельно выстраивать свою деятельность, ориентироваться в изменяющихся условиях, учитывать различные факторы, имеющие значения для его деятельности, самостоятельно оценивать продукты труда и т. д. Другими словами, современный студент в ходе обучения должен овладеть навыками исследовательской деятельности на высоком уровне. С учетом актуальности проблем исследовательской деятельности студентов была поставлена цель рассмотреть особенности мотивация исследовательской деятельности студентов психологического факультета. Для достижения поставленной цели было проведено теоретическое и эмпирическое исследование. На основе анализа литературы был сделан вывод, что исследовательская деятельность это особый вид целенаправленной активности человека, направленной на получение новых знаний об окружающем мире, в основе которого лежат познавательные потребности, механизмы поисковой активности и исследовательское поведение. В целом же в основе исследовательской деятельности лежит врожденный ориентировочный рефлекс, который обеспечивает исследовательские потребности и поведение личности в окружающем мире. В современных культурных и социально-экономических условиях исследовательская деятельность выступает важнейшим условием интеграции личности в социальной среде и ее социального развития. Именно поэтому исследовательская деятельность сегодня рассматривается также как особая, актуальная образовательная технология. Нами была разработана анкета «Определение уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности», которая была предложена студентам различных курсов обучения. Анкета содержит в себе блоки вопросов, каждый из которых направлен на оценку уровня сформированности определенного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности. Далее рассмотрим данные блоки вопросов более подробно. В вопросах, нацеленных на диагностику мотивационного компонента готовности, респондентам предлагалось отметить наиболее значимые мотивы, побуждающие к занятию научно-исследовательской деятельностью (познавательные, профессионального развития, самоактуализации, получения материальных благ, морального поощрения, самореализации, социального одобрения, достижения успеха и др.). Ряд вопросов выявлял степень выраженности у респондентов интереса к тем или иным аспектами организации и осуществления научного исследования. Анкета, в свою очередь, содержит перечень открытых вопросов, в которых респондентов просят указать причины снижения мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью, предложить методы поддержки и стимулирования мотивации к осуществлению научного исследования и др. Также нами была использована «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной». В данной методике нас, прежде всего, интересовали шкалы «приобретение знаний» и «получение диплома». Применение методики «Мотивация учения студентов вуза» С. А. Пакулиной, М. В. Овчинникова [9] позволяет выявить степень выраженности внутренней учебно-познавательной мотивации студентов (мотивы поступления в вуз, познавательные мотивы, релевантные профессиональные мотивы).

Уровень владения исследовательскими умениями и навыками выявляла группа вопросов, в которых респондентам предлагалось провести их самодиагностику. К примеру, студентам предлагалось проанализировать какие умения и навыки осуществления научного исследования они усвоили лучше всего в процессе обучения в вузе. Респондентов просили ознакомиться с перечнем выделенных в анкете исследовательских умений и оценить уровень владения этими умениями (умение формулировать тему, цель и задачи исследования, разрабатывать диагностический инструментарий исследования, использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, умение организовывать тестирование, анкетирование, подготовить доклад по результатам выполненной работы и др. Анкета включала в себя и ряд заданий на демонстрацию умений и навыков работы с научной информацией. Например, респонденту предлагалась тема исследовательской работы, далее его просили сформулировать цель, объект, предмет предполагаемого исследования, спроектировать его основные этапы [9].

Диагностика уровня сформированности рефлексивного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности осуществлялась с помощью перечня вопросов, в которых респондентам предлагалось оценить уровень своих рефлексивных умений, способность к анализу собственной научно-исследовательской деятельности (умение выявлять причины затруднений в организации и проведении исследования, умение осуществлять пошаговую организацию исследовательской деятельности, умение соотносить полученные результаты с целями исследовательской деятельности, понимать причины поведения другого субъекта в процессе совместной научно-исследовательской деятельности и др.). Также нами была использована методика А. В. Карпова «Диагностика Рефлексии», которая позволяет выявить уровень рефлексивности респондента (высокий, средний, низкий).

Литература:

1.      Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Прайм, 1991. — 180 с.

2.      Александрова Т. К. Организация и методическое сопровождение исследовательской деятельности студентов в процессе освоения ими курса педагогики // [Электронный ресурс] Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». Режим доступа URL: http://kafedra-forum.narod2.ru

3.      Антонова С. Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников в современных социокультурных условиях: диссертация... кандидата педагогических наук. — Бийск, 2009.- 181 с.

4.      Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии. М.: Прайм, 2002. — 190 с.

5.      Бекасов О. Б. Становление профессионального самосознания студентов-политологов:Дис.... канд. психол. наук. — М.: 2002. — 190 c.

6.      Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С, Обухова. — Ижевск, УдГУ, 2008. — 196 с.

7.      Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Пси-фактор, 2002. — 186 с.

8.      Биянова Е. Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой.

9.      Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов [Текст] / С. Н. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 173–175

10.  Шадчин И. В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности [Текст] / И. В. Шадчин // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 170–173.

Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, умение, исследовательская деятельность студентов, деятельность студентов, исследовательская работа, исследовательский подход, научное познание, окружающий мир, уровень владения.


Ключевые слова

диагностика, научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности., готовность студентов к научно-исследовательской деятельности

Похожие статьи

Характеристика условий включения в проектную деятельность педагога профессионального обучения

В статье кратко представлены профессионально-ориентированные характеристики педагога профессионального обучения, позволяющие оценить готовность студентов к художественно-проектной деятельности. Анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что о...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Изучение учебной мотивации студентов вуза

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...

Мотивационно-потребностные ориентации студентов педагогического вуза в занятии научно-исследовательской деятельностью

Научно-исследовательской деятельности студентов рассматривается как условие их профессионального становления; в качестве побудительной силы деятельности выступают мотивы и потребности личности будущего педагога. Приводятся данные анкетирования, на ос...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Познавательная и творческая активность студентов

В статье рассматриваются вопросы о познавательной и творческой активности студентов. Студенту предоставляется возможность приобрести дополнительные навыки по исследованию технологических процессов, сформировать направление научного поиска получить во...

К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов

В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организац...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

Похожие статьи

Характеристика условий включения в проектную деятельность педагога профессионального обучения

В статье кратко представлены профессионально-ориентированные характеристики педагога профессионального обучения, позволяющие оценить готовность студентов к художественно-проектной деятельности. Анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что о...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Изучение учебной мотивации студентов вуза

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...

Мотивационно-потребностные ориентации студентов педагогического вуза в занятии научно-исследовательской деятельностью

Научно-исследовательской деятельности студентов рассматривается как условие их профессионального становления; в качестве побудительной силы деятельности выступают мотивы и потребности личности будущего педагога. Приводятся данные анкетирования, на ос...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Познавательная и творческая активность студентов

В статье рассматриваются вопросы о познавательной и творческой активности студентов. Студенту предоставляется возможность приобрести дополнительные навыки по исследованию технологических процессов, сформировать направление научного поиска получить во...

К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов

В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организац...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

Задать вопрос