В данной статье рассматривается комплекс методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Описываются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием предложенного диагностического инструментария.
Ключевые слова:научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.
В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных учреждений ХХI в. становится подготовка конкурентоспособных специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи, творчески мыслить, адаптироваться и успешно трудиться в динамично-развивающемся обществе. Одним из важнейших требований современного этапа развития университетской подготовки является развитие научно-исследовательской деятельности студента (НИДС), ставшей основой современной обучения студентов вузов. Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать исследовательские задачи. Молодой специалист должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации [9].
Согласно требованиям, изложенным в письме Министра образования РФ от 27.11.2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов вузов» и новым государственным образовательным стандартам подготовки специалистов в вузах, особое внимание должно уделяться развитию теоретических способностей будущих специалистов путем активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями. Среди активных внеаудиторных форм — самостоятельная, учебно-поисковая (исследовательская), научно-исследовательская работа студентов [2].
Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетентностному подходу к подготовке специалистов.
Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.
Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме.
Исследовательская работа — это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов в области использования современных ингредиентов, добавок и вспомогательных материалов.
Актуальность изучения проблем мотивации исследовательской деятельности студентов, получающих высшее профессиональное образование, обусловлена несколькими причинами. С одной стороны, это причины социального порядка. В современных социально-экономических, культурных условиях к выпускнику ВУЗа предъявляются весьма высокие требования. Эти требования касаются не только полученных в процессе обучения знаний, некоторых профессиональных умений и навыков, но и способностей студента самостоятельно выстраивать свою деятельность, ориентироваться в изменяющихся условиях, учитывать различные факторы, имеющие значения для его деятельности, самостоятельно оценивать продукты труда и т. д. Другими словами, современный студент в ходе обучения должен овладеть навыками исследовательской деятельности на высоком уровне. С учетом актуальности проблем исследовательской деятельности студентов была поставлена цель рассмотреть особенности мотивация исследовательской деятельности студентов психологического факультета. Для достижения поставленной цели было проведено теоретическое и эмпирическое исследование. На основе анализа литературы был сделан вывод, что исследовательская деятельность это особый вид целенаправленной активности человека, направленной на получение новых знаний об окружающем мире, в основе которого лежат познавательные потребности, механизмы поисковой активности и исследовательское поведение. В целом же в основе исследовательской деятельности лежит врожденный ориентировочный рефлекс, который обеспечивает исследовательские потребности и поведение личности в окружающем мире. В современных культурных и социально-экономических условиях исследовательская деятельность выступает важнейшим условием интеграции личности в социальной среде и ее социального развития. Именно поэтому исследовательская деятельность сегодня рассматривается также как особая, актуальная образовательная технология. Нами была разработана анкета «Определение уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности», которая была предложена студентам различных курсов обучения. Анкета содержит в себе блоки вопросов, каждый из которых направлен на оценку уровня сформированности определенного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности. Далее рассмотрим данные блоки вопросов более подробно. В вопросах, нацеленных на диагностику мотивационного компонента готовности, респондентам предлагалось отметить наиболее значимые мотивы, побуждающие к занятию научно-исследовательской деятельностью (познавательные, профессионального развития, самоактуализации, получения материальных благ, морального поощрения, самореализации, социального одобрения, достижения успеха и др.). Ряд вопросов выявлял степень выраженности у респондентов интереса к тем или иным аспектами организации и осуществления научного исследования. Анкета, в свою очередь, содержит перечень открытых вопросов, в которых респондентов просят указать причины снижения мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью, предложить методы поддержки и стимулирования мотивации к осуществлению научного исследования и др. Также нами была использована «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной». В данной методике нас, прежде всего, интересовали шкалы «приобретение знаний» и «получение диплома». Применение методики «Мотивация учения студентов вуза» С. А. Пакулиной, М. В. Овчинникова [9] позволяет выявить степень выраженности внутренней учебно-познавательной мотивации студентов (мотивы поступления в вуз, познавательные мотивы, релевантные профессиональные мотивы).
Уровень владения исследовательскими умениями и навыками выявляла группа вопросов, в которых респондентам предлагалось провести их самодиагностику. К примеру, студентам предлагалось проанализировать какие умения и навыки осуществления научного исследования они усвоили лучше всего в процессе обучения в вузе. Респондентов просили ознакомиться с перечнем выделенных в анкете исследовательских умений и оценить уровень владения этими умениями (умение формулировать тему, цель и задачи исследования, разрабатывать диагностический инструментарий исследования, использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, умение организовывать тестирование, анкетирование, подготовить доклад по результатам выполненной работы и др. Анкета включала в себя и ряд заданий на демонстрацию умений и навыков работы с научной информацией. Например, респонденту предлагалась тема исследовательской работы, далее его просили сформулировать цель, объект, предмет предполагаемого исследования, спроектировать его основные этапы [9].
Диагностика уровня сформированности рефлексивного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности осуществлялась с помощью перечня вопросов, в которых респондентам предлагалось оценить уровень своих рефлексивных умений, способность к анализу собственной научно-исследовательской деятельности (умение выявлять причины затруднений в организации и проведении исследования, умение осуществлять пошаговую организацию исследовательской деятельности, умение соотносить полученные результаты с целями исследовательской деятельности, понимать причины поведения другого субъекта в процессе совместной научно-исследовательской деятельности и др.). Также нами была использована методика А. В. Карпова «Диагностика Рефлексии», которая позволяет выявить уровень рефлексивности респондента (высокий, средний, низкий).
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Прайм, 1991. — 180 с.
2. Александрова Т. К. Организация и методическое сопровождение исследовательской деятельности студентов в процессе освоения ими курса педагогики // [Электронный ресурс] Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». Режим доступа URL: http://kafedra-forum.narod2.ru
3. Антонова С. Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников в современных социокультурных условиях: диссертация... кандидата педагогических наук. — Бийск, 2009.- 181 с.
4. Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии. М.: Прайм, 2002. — 190 с.
5. Бекасов О. Б. Становление профессионального самосознания студентов-политологов:Дис.... канд. психол. наук. — М.: 2002. — 190 c.
6. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С, Обухова. — Ижевск, УдГУ, 2008. — 196 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Пси-фактор, 2002. — 186 с.
8. Биянова Е. Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой.
9. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов [Текст] / С. Н. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 173–175
10. Шадчин И. В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности [Текст] / И. В. Шадчин // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 170–173.