Статья посвящена анализу проблемы взаимоотношений мировых держав в отношении арктической зоны в связи с усугублением геополитической обстановки. В ходе работы рассмотрены предпосылки конфронтационных веяний в приарктических территориях посредством выявления потенциала зоны, история развития международного участия в Арктике, приведены как примеры территориальных споров, так и международного сотрудничества в наше время.
Ключевые слова: Арктика, природные ресурсы, Северный Морской путь, арктический шельф, геополитическая обстановка, конфронтация, международное сотрудничество, арктические державы, военное присутствие, колонизация арктической зоны.
Визитная карточка
В наши дни Арктикой мы именуем северную полярную область земного шара, в которую входят практически весь Северный Ледовитый океан с островами (за исключением норвежских островов), а также окраины материков Северной Америки и Евразии.
Потенциал:
1. Природных ресурсов[5]:
Таблица 1
Доля стран в арктических запасах
Страна |
Доля стран в арктических запасах нефти и газа (совокупные оценочные запасы, %) |
Россия |
52 |
США |
20 |
Норвегия |
12 |
Дания (Гренландия) |
11 |
Канада |
5 |
Таблица 2
Доля Арктики в неоткрытых запасах углеводородов в мире
нефть |
20–30 % |
газ |
5–13 % |
2. Логистический:
Северный морской путь как альтернатива грузоперевозкам через Суэцкий канал.
Именно наличие такого большого количества благ, зарытых в недрах вечной, как считалось ранее мерзлоты, и становится основной причиной конфронтационных настроений вокруг Арктики.
Экскурс в историю
Канада была первой страной, которая законодательно закрепила за собой право на территорию от побережья до Северного полюса (1909 год). В 20-х годах этого же века СССР, Канада, США, Норвегия и Дания объединились вокруг концепции полярных секторов, смысл которой состоял в том, чтобы поделить территорию всех островов и иных земель, в том числе ледяных полей на пять зон ответственности, сформировав пять полярных секторов пяти соответствующих государств. Такой подход господствовал только первое время, так как он никак не отражал правового статуса акваторий пяти секторов, соответственно повлек за собой наличие юридических неточностей. Правда, на тот момент никого это сильно не волновало. Впрочем, как и качество проведенных границ между секторами, согласно которым, Россия заполучила самый большой кусочек страны ледяного ужаса.
Однако технологическое развитие не стояло на месте, и в последней четверти 20 века был найден способ бурения на морском шельфе, что подстегнуло приполярные государства к национализации своих арктических территорий. Начались споры за право владения тем или иным дополнительным ломтиком прибыльного пирога под названием Арктика. Поэтому в 1982 году была принята Конвенция о морском праве, содержащая в себе статьи, регулирующие данный вопрос [1]. Теперь приполярные страны получили суверенное право на обладание ресурсами своего континентального шельфа. А вся остальная территория была объявлена международной. Страны получили право только на прибрежные воды и экономическую зону в размере 200-миль.
В связи с этим неоднократно возникают споры касательно того кому же все-таки принадлежит шельфовая территория. Конвенция содержит статью, согласно которой заинтересованное государство может увеличить площадь своего экономического влияния, предоставив ООН доказательства, что шельф страны тянется от ее берегов на более значительное расстояние. За обладанием арктической зоной разгораются нешуточные страсти.
Территориальные споры нового века [3]
2000 год. Россия направляет в ООН заявку о расширении континентального шельфа (хребет Ломоносова). ООН принимает заявку в 2002 году, при этом, предложив России провести дополнительные исследования, но, не отвергнув притязания.
2002 год. К острову Ханс Айленд, в Северной Атлантике, вблизи Гренландии руководство Дании отправляет свой сторожевой корабль, что несет за собой острое негодование со стороны Канады. Вопрос в том, кому же всё-таки принадлежит этот небольшой островок, не решён до сих пор.
2004 год. Дания заявляет о том, что хребет Ломоносова — это продолжение континентального шельфа принадлежащей ей Гренландии. Создается шведско-датская экспедиция, в 2007 попытка возобновляется, но безрезультатно.
2006 год. Норвегия направляет в ООН заявку о расширении континентального шельфа (хребет Ломоносова). В результате чего в 2009 году ООН даёт зелёный свет и признаёт претензии данного государства на участок шельфа. Хотя часть данной территорий прежде принадлежала нашей стране. В 2010 году Россия и Норвегия подписали договор о разграничении акватории Баренцева моря [4].
2006 год. Территориальный спор относительно делимитации морской границы в море Бофорта между США и Канадой (по состоянию на 2014 год стороны идут на компромисс, конфликт замят).
2007 год. Российская экспедиция Арктика-2007 разместила на северном полюсе свой национальный вымпел, Канада и США выступили с критическим негодованием.
2013 год. Канада также направляет в ООН заявку о расширении континентального шельфа (хребет Ломоносова; заявка находится на этапе рассмотрения).
Июль 2014 года. Россия направляет свою экспедицию с участием научно-исследовательского судна и атомного ледокола для сбора информации, необходимой для оформления заявки в ООН о расширении границ континентального шельфа.
Международное сотрудничество в наши дни
Если холодная война прошлого века и нанесла отпечаток неучастия в делах исследования арктической зоны, всё международное сотрудничество ограничивалось соглашениями по вопросам рыболовства, то сегодня к развитию исследований в области арктических территорий подключены не только пять приарктических государств, но и многие другие, в особенности территории Юга и Востока Азии. Наряду с этим создано огромное количество международных организаций, регулирующих различные аспекты деятельности на данной территории. В их числе [2]:
1. Арктический совет;
2. Совет Баренцева Евроарктического региона (СБЕР);
3. Северный Совет;
4. Совет министров северных стран (СМСС);
5. Северный форум;
Национальные Организации:
1. Циркумполярная конференция инуитов;
2. Международная ассоциация алеутов;
3. Совет саамов;
4. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
5. Арктический совет атабасканов.
Организации, изучающие Арктику в целом:
1. Институт Арктики и Антарктики (РФ);
2. Исследование проблем прибрежных территорий (Великобритания);
3. Датский институт международных исследований
4. Французский полярный институт.
Примеры совместных проектов (с участием РФ):
Реализуемые [6]:
1. «Роснефть» (РФ) и «ExxonMobil» (США): разведочное бурение на платформе «Вест Альфа» (скважина «Университетская-1») в Карском море; создание в России Арктического научно-проектного центра (Арктический центр) и соглашение о совместном использовании технологий в различных регионах мира;
2. «Газпром нефть» (РФ) и «Grup Servicii Petroliere S. A». (GSP) (Румыния): аренда самоподъёмной буровой установки GSP Jupiter, для выполнения работ по бурению скважины Северо-Долгинская № 3 на шельфе Печорского моря в межледовый период.
3. «Роснефть» (РФ) и «Eni» (Италия): разработка Федынского и Центрально-Баренцевского месторождений в Баренцевом море;
4. «Роснефть» (РФ) и «Statoil» (Норвегия): освоение Персеевского лицензионного участка в Баренцевом море.
Планируемые:
1. «Роснефть» (РФ) и CNPC, CNOOC и Sinopec (КНР).
2. «Роснефть» (РФ) и ONGC Videsh Ltd (Индия).
Война или трезвое взаимовыгодное научно-экономическое сотрудничество?
Июль 2014 года. Санкционная политика США и ЕС распространяется и на нефтяную отрасль. Теперь запрещается поставлять свои технологии и оборудование для глубоководного бурения, работы в Арктике и проектов в области сланцевой нефти. Такие меры хоть и не повлияли на сотрудничество российской «Роснефти» с американской «ExxonMobil», которые приступили к разведочному бурению в Карском море, однако риск негативного воздействия такой политики российских коллег на совместные проекты и дальнейшее сотрудничество весьма велик.
И без того сложнейшая геополитическая обстановка вокруг РФ усугубляется возобновлением претензий на расширение границ континентального шельфа различными странами, в том числе и Россией. Особый интерес вызывают притязания на Северный морской путь. При этом количество стран стремящихся к участию в арктических проектах несказанно растет. Сейчас помимо официальных арктических держав и приарктических стран (пр.: Финляндия, Швеция) участниками деления Арктических богатств могут стать АТРовские гиганты (КНР, Япония, Южная Корея, Индия).
Также заинтересованные стороны увеличивают своё военное присутствие в этом районе [7]. Россия, к примеру, создаёт единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения. США тоже наращивают свои войска в Арктике, идут разговоры о создании военной НАТОвской группировки. Все эти факты создают почву для опасений.
Однако, война в Арктике и монополия одного политического игрока априори чересчур опасна. Так как полученные ресурсы будут требовать всё новых и новых технологий, а на данный момент это невозможно при участии одного государства. Сегодня развитие арктической зоны зависит от открытого диалога всех наиболее развитых участников международного пространства.
Всё еще не понятно чем является Арктика яблоком раздора или территорией для взаимовыгодных исследований и экономического роста мировых держав. Скорее и тем и другим. Так как международное сотрудничество в Арктике обусловлено далеко не научными потребностями, а скорее экономическим интересом, то рано или поздно такое положение дел изменится, и сложившаяся система взаимодействия стран-участниц рухнет. Если 20 век был эпохой колонизации экваториальных зон, то 21 век — колонизацией арктических. Вопрос лишь в том сумеют ли политические игроки договориться в ходе данного процесса?!
Литература:
1. Конвенция ООН по морскому праву // Организация Объединенных наций [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml (дата обращения 10. 08. 2014 г.)
2. Конышев В. Н — Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций № 3. — 2011. — с. 27–36.
3. Мазур И. И. — Арктика — точка бифуркации в развитии глобального мира // Век глобализации № 2(6). — 2010. — с. 93–104.
4. Матишов Г. Г. — Устойчивое развитие морского сегмента БЕАР (приоритеты, реалии, компромиссы) // Арктика: экология и экономика № 1(9). — 2013. — с. 60–69.
5. Нефть и газ Арктики [Электронный ресурс] — режим доступа — URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Arctic_report_rus/$FILE/Arctic_report_rus.pdf3 (дата обращения 14. 08. 2014 г.)
6. Павленко В. И. — Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны // Арктика: экология и экономика № 4 (12). — 2013. — с. 16–25.
7. Половинкин В. Н. — Тенденции усиления милитаризации арктического региона // Арктика: экология и экономика № 2 (10). — 2013.- с. 80–83.