К 2014 году автоматический контент создаётся практически на каждом информационном сайте. Но речь идёт не о прогнозе погоды и курсе валют, данные по которым загружаются со сторонних сайтов, а контенте новостном. Многие текстовые трансляции, которые ведутся на информационных ресурсах о спорте, таких как, например, Championat.com, Sports.ru, Sovsport.ru, Sportbox.ru. Подобный контент генерируется в результате работы скриптов либо на сервере сайта, либо на стороне пользователя. Среди подобных примеров текстовые трансляции и данные по спортсменам, организациям и мероприятиям. Текстовые трансляции ведутся в некоторых случаях уже в формате заготовленных шаблонов, а статистика, отображающаяся пользователю, формируется на основе введения в систему небольших объемов данных, которые в дальнейшем анализируются. Данные по спортсменам и организациям также автоматически изменяются и корректируются: спортивные достижения, новости с данным человеком или организацией, интервью и другое. Всё это и многое другое часто формируется на основе сохранённой информации в базе данных того или иного информационного Интернет-ресурса. Некоторые скрипты позволяют сегрегировать информацию по определённым признакам. Для болельщиков одной команды будет показана интересующая их информация, для болельщиков другой — интересная второй группе. Подобные примеры можно встретить не только в спортивной сфере, но и зачастую в финансовой. На сайтах Rbc.ru, Finmarket.ru генерируется информация о торгах, цене на валюту, ценные бумаги, золото. Раз в определённое время система производит анализ и показывает динамику. 3 декабря 2013 года своего робожурналиста запустил «Яндекс»: теперь пользователь может ознакомиться с автоматически составляемыми данными по проб и дорожной ситуации в целом в городах России.
2014 год — год развития роботизированной журналистики. Вышеупомянутый ресурс Sports.ru работает рад разработкой фильтров, которые позволяли бы преобразовывать текст трансляции в речь, похожую на Василия Уткина и Виктора Гусева.[1] Также голосовые симуляции будут обладать их любимыми шутками, оборотами и популярными курьёзными оговорками.
В качестве сбора автоматически формируемой информации выступают специальные девайсы. Во время крупных соревнований на спортсменов одевают браслеты, которые фиксируют как физическое состояние спортсменов, так и то, сколько он/она пробежал, сколько раз контактировал с другими участниками и прочее.
Появление новых жанров журналистики и методов сбора информации в целом. Среди них, например, «журналистика скриншота» (публикация снимков с экрана компьютера или мобильного устройства конкретного контента с Интернет-ресурсов: частная переписка через email или социальные сети, комментарии к материалам, фото- и видеоматериал, загруженный в Интернет), видеоматериал от первого лица. Все эти способы трансляции информации были стимулированы ещё в 2009 году, когда получили своё развитие текстовые трансляции через микроблог Twitter. В дальнейшем данный способ передачи информации только стал обрастать возможными вложениями изображений, аудио- и видео материалами.
Исследования в области поведения читателя интернет-СМИ показали, что посетители информационных сайтов читают достаточно быстро. Легко переключаются с одного материала на другой, да и вообще стандартной практикой является «визуальное сканирование» информационного материала в поиске ключевых слов и цифр, а не внимательное чтение. Ввиду подобной тенденции, которая к слову является отличительной чертой печатных и интернет-СМИ, наблюдается тенденция формирования короткого, сжатого материала с коротким набором фактов. В среднем читатель на информационных Интернет-ресурсах тратит не больше 2 минут для ознакомления с информацией. Большие материалы в целом не удобны при чтении с мобильных устройств (планшет, смартфон). Производство длинных материалов или «лонгридов» обходится дороже для Интернет-издания. Но а самый главный минус — моментальное заимствование материала.
К 2012 году большинство интернет-СМИ переходили на публикацию коротких новостных сообщений, состоящих, как правило, из 3–4 абзацев. Но спустя два года ситуация начала меняться в обратную сторону. Интернет-ресурсы вновь стали публиковать длинные материалы. Связано это в первую очередь с выходом в сеть с мобильных устройств. Пользователи стали читать в транспорте, во время ожидания чего-либо или в свободное от дел время. К 2014 для доступа в Интернет стали широко использоваться мобильные устройства. По данным TNS Web Index за 2014[2] год более 40 % жителей городов используют мобильный Интернет. Для 18 % горожан — это основной способ выхода в сеть. Как следствие — 40 % трафика Рунета приходится на мобильные устройства. Подобная статистика только доказывает тот факт, что технологическая революция продолжает трансформировать среду СМИ.
В последние годы появился ряд ресурсов, которые стимулируют популярных авторов публиковать материалы большого объёма, рассчитанные на определённую заинтересованную аудиторию. Успех таких различных по тематике ресурсов как Colta.ru (культура и общество), Lookatme.ru (мода и дизайн), Cossa.ru (маркетинг в социальных медиа, digital-маркетинг), The-village.ru (городская интернет-газета), Roem.ru (интернет-бизнес) только подтверждает тенденцию 2010-х.
Одним из характерных явлений последних лет считается создание платного контента информационных ресурсов. Начиная с 2013 года был отмечен рост так называемых «пейволлов», то есть модулей доступа к контенту в Интернете. Ранее такой подход практиковался для информационных Интернет-ресурсов, но теперь практика распространилась на приложения для мобильных устройств. После прочтения определённой квоты информационных материалов, например, 2–3 статей, пользователю предлагается оплатить либо подписку на электронную версию издания, либо на дополнительную квоту материалов. Данная система примерно в то же время стала использоваться в США и Европе. Как показал опыт, система не отпугивала читателя, а наоборот, способствовала монетизации контента благодаря своим читателям, заинтересованным в подходе авторов издания.
В России подобную систему ввели ведущие деловые издания — «Коммерсантъ»[3] и «Ведомости». Телеканал «Дождь», который ввиду недавнего кризиса, выраженного в прекращении вещания через кабельных, цифровых и спутниковых операторов «Акадо», «Билайн», «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ», был вынужден активно использовать платную подписку на эфир и архив. Результаты подобной монетизации пока не опубликованы.
В последние годы стал популярен так называемый вирусный контент, который чаще всего имеет вид видеороликов, которые являются интересными сами по себе. Как правило, в конце видеоматериала несколько секунд рекламируется бренд. Но основной замысел заключается в том, что идея ролика заинтересовать аудиторию, которая в свою очередь захочет с целью получения социального одобрения распространить ролик среди круга своих друзей и знакомых, получив тем самым «лайки» и иные одобрения, используемые в социальных сервисах. Одним из самым популярных «вирусных» роликов в России является продукт, созданный по заказу проекта «Russia Beyond the Headlines»[4] — видео «Touch to Russia», где главные герой демонстративно
Появление новых мобильных устройств повлияло и на сами информационные Интернет-ресурсы. Теперь сайты должны были иметь новый дизайн и формат, который бы одинаково удобно отображался на разных устройствах: подстраивался под разрешение экрана и возможности программы для просмотра — браузера. Такой дизайн стал называться «адаптивным», а в профессиональной среде — «резиновым». «Responsive web-design» — это дизайн веб-страниц, обеспечивающий отличное отображение сайта на различных устройствах, подключённых к интернету и динамически подстраивающийся под заданные размеры окна. Одним из первых ресурсов стал сайт американского издания «New York Times». Среди российских СМИ можно выделить сайты «Коммерсанта» и «Ленты.ру».
Наконец, больше внимания стало уделяться видеоматериалам на сайтах. Перед редакцией стояли две основные проблемы: корректное указание автора видео, так как иначе это плагиат или вовсе кража интеллектуальной собственности, и создание достаточно короткого и содержательного видео, чтобы посетитель смог досмотреть его до конца и не уйти с сайта. Со второй проблемой успешно справился ресурс Vice.com, который позволил себе публиковать 20-минутные документальные фильмы, которые не только не отпугнули посетителей, но и привлекли новую аудиторию на сервис, увеличив трафик в несколько раз.
О видео в Интернете и на информационных ресурсах собрана ещё не вся информация, а что самое главное, использованы далеко не все возможности. Так проект Now this news — информационный сайт, собирающий авторские видео со всего мира, доказал, что у видео в Интернете есть большой потенциал.
Ввиду продолжительной технологической революции (появлению новых мобильных устройств и технических средств передачи информации) СМИ как в России, так и в остальном мире продолжают находиться в состоянии трансформации. Изменяются дизайн и способ подачи в информации в Интернете, происходит изменения моделей распространения печатных СМИ, радиостанции расширяют зоны покрытия, телевидение тесно интегрируется с другими типами СМИ и переходят в цифровой формат.
Литература:
1. Исследование TNS Web Index, Россия 100 000+, 12+ за 2014 год. (URL: http://www.slideshare.net/Dimanius/2014-rif-2014?qid=25f642b5-db7d-4bce-b2db-d405d10d7b14&v=default&b=&from_search=1)
2. Авторское исследование по изучению глубины и времени просмотра посетителей информационных ресурсов в Интернете в рамках диссертационной работы «Трансформация СМИ в постсоветский период».
[1] Популярные спортивные комментаторы.
[2] Исследование TNS Web Index, Россия 100 000+, 12+ за 2014 год.
[3] Для всех изданий ИД «Коммерсантъ», контент которых доступен через мобильное приложение.
[4] Международный проект «Russia Beyond the Headlines» - это ежемесяные информационные приложения о России в ведущих мировых СМИ. На 16 языках в 22 странах проект RBTH выпускает 19 сайтов и 30 печатных приложений.