Эвенкийский героический эпос нимнгакама нимнгакан — эпос архаический (догосударственной формации), эпос родоплеменного сообщества. Как отмечает Г. И. Варламова, знатоки эвенкийского фольклора, исполнители-профессионалы маркируют свои героические сказания термином нимнгакама нимнгакан, что в дословном переводе переводится как «поющийся нимнгакан», и второе значение «нимнгакан, подобный шаманскому пению нимнган». Сложный термин образован от многозначного термина нимнгакан, имеющий значения: миф, сказка, героическое сказание, тип богатырской сказки. Также существуют у эвенков другие героические повествования, исполняющиеся без пения, они соответствуют понятию богатырская сказка и имеют свой термин гумэ нимнгакан (досл.: говоримый нимнгакан).
Героическим сказаниям эвенков присущи особый способ видения жизни, ее поэтическое осмысление и бережно сохраняемые с древних времен идеалы красоты, добра и гармония. В основе эвенкийского эпоса лежит система народного мировоззрения. Нимнгакама нимнгакан воспевает слияние человека с природой, его единство с ней, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых «корнях» человеческого бытия. Наша статья посвящена выявлению концепта зачина в эвенкийских сказаниях.
В современной фольклористике особое место занимает изучение фольклорной концептосферы, которая определяется как устойчивая совокупность концептов. Термин и понятиеконцепт используется в настоящее времяучеными многих наук — культурологами, лингвистами, психологами, философами. Концепты являются единицами культурного мышления и на основе внутренней связи объединяются между собой в концептосферы, составляющие концептосферу культуры в целом [6, с.146].
Фольклор — в первую очередь явление вербальное, связанное с сознанием и мышлением своего народа (этноса). Фольклорное мышление осуществляется через концепты, существующие в той или иной этнической культуре. Фольклорная эпическая память оперирует и использует уже готовые концепты, сформированные и выработанные этносом в процессе своей этнической истории. Эпическая память — особый жанровый тип фольклорной памяти, которая способна усваивать, хранить и воспроизводить эпические тексты через собственную систему фольклорных концептов [9,с.101].
Эвенкийские сказания, как отмечает Г. И. Варламова, имеют три типа: 1) Самый ранний тип, когда герой воспринимается богатырем, но не совершает подвигов в борьбе с врагами — он просто путешествует в неведомые дальние земли. 2) Второй тип, когда повествуется о подвигах героя и его потомках [3,с.12].
Все героические сказания эвенков имеют зачин, представляющий один из основных структурных элементов эпоса. Характеристика зачина эвенкийских сказаний дана Г. И. Варламовой и А. Н. Мыреевой. Они обе отмечают, что все сказания имеют традиционное вступление, имеющий эвенкийский народный термин нимнгакан тэкэнин — «корень сказания», который, по словам эвенков, должен указывать на то, что содержание их относится к глубокой древности. Словосочетание нимнгакан тэкэнин — досл. «нимнгакана корень» — нужно понимать как начало, т. е., зачин нимнгакана [2,с.56].
По мнению Г. И. Варламовой, структура эвенкийского зачина включает: а) сообщение о времени; б) описание страны, где происходят события; в) сведения о главном герое или героях [2,с.56]. По утверждению А. Н. Мыреевой, в основе эвенкийского зачина лежит миф о первотворении земли, превратившийся в традиционную эпическую формулу, являющейся по сути дела концептом начального времени и одновременно концептом мифической эпохи первотворения [10,с.82].
Е. М. Мелетинский в статье «Миф и двадцатый век» пишет: «миф — один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концептирования окружающей действительности и человеческой сущности». Также он отмечает, что мифический способ концептирования связан с определенным типом мышления, которое специфично для первобытного мышления в целом и для некоторых уровней сознания, в особенности массового во все времена [4]. Эвенкийскому фольклору присущи архаичность и синкретичность. Мифологическое мышление древних эвенков сыграло основополагающую роль в формировании их героических сказаний.
Концептмифологического начального времени особенно ярко сформулирован в ранних героических сказаниях эвенков и представляет собой отшлифованную, кратко оформленную в языке поэтическую формулу: 1) Перевод: «Когда земля [размером] с коврик под седло была, когда небо берестяным коробом [еще] охвачено было»; Оригинал: «Дуннэ тэӊинэдин одяракин, няӊнянин хагачанду кумтэптики дявавча одяракин» [1,с.82]. 2) Перевод: «Давно, давно, когда мать-земля меховым ковром расстилалась, когда небо с величиною с беличий глаз, поблескивало» [1,с.264]; Оригинал: «Билир, билир, дуннэр-эней тэнинэкэндин тэнийдерэкин, няӊнярамай улкичэн ехадинин киларгардяракин» [1,с.112]. Также существует распространенный вариант другой формулы концепта начального времени: 1) Перевод: «Давно, давно, давно, когда основа земли с головную шкурку оленя-мойки была, когда море словно большая река было, когда большая река-енэ только начинала из земли выходить, когда хребет высоких гор только становился» [1,с.222]; Оригинал: «Билир, билир, билир мойкан метадин тэгэр-дуннэ тэвувденэхин, лам элэкэс котор янэдин одяӊахин, котор янэ дэрэнин юдеӊэхин, элэкэс гугдаринин ухулэт дугдутин кардис онахин, утэн нэкуду илитчаран» [1,с.67]. 2) Перевод: «В самом начале, когда земля расстилалась, как шкурка с головы дикого оленя-мойки, когда море-океан с блюдечко льдинкой было, когда небо — верхняя земля, словно радуга, своими цветами сверкало» [1,с.243]. Оригинал: «Дулин буга элэкэскэн мойка метадиканин нэптэргэдэнэсин, лам-булдар биласэкэлдикэн белкивданасин, угу буга элэкэскэн серукалдикан серувданасин, дулин буга дулкакиндун эгдэ йэнэндэ даптудун бивандача» [1,с.91]. Эти формулы являются локальными характерными для определенных групп эвенков. Применение той или иной формулы зависит от сказителя. Концепт начального времени по своей сути является мифологической эпохой первотворения, и смысл зачина состоит в нем, т. к. дальнейшее развитие сказания зависит от концепта начального времени. Как видим, существовал определенный концепт начального времени, имеющий вышеуказанные краткие устойчивые словесные формулы.
С. Ю. Неклюдов в статье «Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов» выделяет следующие основные функции эпического зачина: 1) соотнесение эпических событий с мифологическим «ранним временем»; 2) определение этого времени как эпохи первотворения «расширяющейся вселенной»; 3) характеристика только что созданного пространства как «райской земли» [5]. Далее автор делает вывод, что разработанный и пространный зачин есть продукт относительно позднего развития эпоса [5]. Также в развитых сказаниях появляется концепт райской земли и концепт расширяющейся вселенной. В ранних сказаниях эвенков концепт райской земли отсутствует, он появляется только в более поздних сказаниях эвенков (к примеру, в сказаниях рода Бута). Как показывает стилистика этих развитых сказаний поздней формации, концепт райской земли в них дается четкими, устойчивыми формулами. Прототипом концепта райской земли является Средний мир, в котором живет главный герой эпоса. Этот Средний мир очень красивый, не с чем его сравнить: Перевод: «В этой стране ели распускались как подснежники,/Лиственница пушилась, как молодая травка,/Сосенки росли, переливаясь,/Подобно пушистому хвосту рыжей белки,/Тальники вытягивались струной,/А марниковые березы росли, разветвляя корни. /Вот на такой красивой земле, кроме всего этого,/Жили бегающие звери-животные и люди» [1,с.109]. Оригинал: «Ахиктаткан мон бими, гакактагачин арбаргадяча,/ Ирэктэткэн мо бими, ниргэктэгэчин сэрбэргэдечэ,/ Дягдаткан мо бими, кугас улуки иргин ковогочинин / Куварийкатна балдыдяча,/ Секта мо сийихинмуна юдечэ,/Нивэктэ мо нинтэрвунэ ючэ./Эр Дулин Буга, нунан бихэмдэ эр овнани оёливи/Экун хаватари бэйнэчи,сохучи, бэечи гунми» [7,с.108].
С. Ю. Неклюдов ввел термины расширяющейся вселенной и эмбриональная форма [5]. Выявленная нами выше эвенкийская краткая формула концепта начального времени и представляет собой, по выражению С. Ю. Неклюдова, эмбриональную форму характерную для ранних сказаний эвенков. В более поздних развитых сказаниях эвенков сама эмбриональная форма получает свое словесное расширение (краткая формула увеличивается в объеме). В сказании «Храбрый Содани Богатырь» на эмбриональную форму зачина наслаивается и превалирует концепт расширяющейся вселенной (расцвета земли). Зачин сказания «Храбрый Содани Богатырь» составляет 248 стихов, из них эмбриональная форма заключена в 10 стихотворных строках: Перевод — «Вот давно-давно, говорят, Появились эти три мира,/Подобные чутким ушам/Годовалого оленя./После этого-/ Наш Средний мир расстилался/ С кумалан,/ А небо-мать растекалось/ С донышко берестяного короба» [10,с.127]. Оригнал: «Де билир-билир/ Эр илан Сивир биhэмдэ/ Моикан сергачинин/ Серилдывна балдыча уhу./ Тадук биhэмдэ/ Тэнинэдын тэлгэндерэн ивит./ Няӊняр эни биhэмдэ/ hагачан тэгэккэчинин белкиhинмудяча ивит» [10,с.126].
Концепт расширяющейся вселенной заключен в 10 строках, где описано как увеличивается и расцветает земля: Перевод: «Если теперь Среднюю землю-мать/Хорошо рассмотреть-/Такой широкой стала эта земля,/Что восемь стерхов-птиц,/Летая вокруг восемь лет,/Не находили ее края./Девять серых журавлей,/Летая подряд девять лет,/Не находили ее конца/ Такой огромной стала эта земля» [10,с.127]. «Эhилэ дулин энин бугава/ Аят уйденэ ичэми/ Дяпкун эне гаhаткан дэги,/Дяпкун анӊаниду гирна дэгиксэ,/ hуливэн энэн баккара/ Эмӊэ буга одан./ Егин аме карав туруя,/ Егин анӊанива эрэгэмэ дэгиксэ,/ Муданман энэн баккара/ hэгдыӊэ буга одан» [10,с.126].
Таким образом, все выявленные нами концепты имеют начало от одинаковой модели концепта начального времени, заключенной в эмбриональной краткой эвенкийской формуле (в переводе): Когда земля размером с коврик под седло была, когда небо берестяным коробом еще охвачено было. На ее основе сформировались дальнейшие формулы зачина.
Литература:
1. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков: сказания и предания. — Л.: Наука,1966. — 400с.
2. Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. — Новосибирск: Наука, 2002. — 376с.
3. Варламова Г. И., Мыреева А. Н. О героических сказаниях эвенков.// Типы героических сказаний. — Новосибирск: Наука, 2008. — С.8–17.
4. Мелетинский Е. М. Миф и 20век // Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky1.htm
5. Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина // Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov69.pdf
6. Сорокин А. В. Концепт в системе культуры: философский, культурологический, лингвокогнитивный подходы. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 1 (21). — С. 142 -146.
7. Типы героических сказаний эвенков / сост. Г. И. Варламова, А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 2008. — 228с. — (Памятники этнической културы коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.20).
8. Фольклор эвенков Якутии / Сост. А. В. Романова, А. Н. Мыреева. — Л., 1971. — 330с.
9. Черняева Н. Г. Опыт изучения эпической памяти (на материале былин) // типология и взаимосвязи фольклора народов СССР// — М.: Наука, 1980.
10. Эвенкийские героические сказания / Сост. А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 1990. — 392с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).