В 2011 году ФГУП «НИИСК» предложил одному из петербургских портовых терминалов, осуществляющих перевалку сыпучих грузов, использовать в технологической схеме своего предприятия полиуретановые скребки отечественного производства для очистки резинотканевых конвейерных лент. Ранее, с момента ввода данного терминала в эксплуатацию, на предприятии использовались аналогичные скребки европейского производства.
Скребок имеет конструкцию, изображенную на рис.1.
На металлическом основании расположены два лезвия из полиуретана, полученные методом заливки материала в форму.
Рис. 1. Конструкция полиуретанового скребка
Характеристики материала: Стойкость к воздействию жиров и масел; Полимер – AU DIN ISO 1629; Твердость – 90 ± 5 Shore A ISO 868-2003 (DIN 53505); Истирание – 70 мм³ DIN ISO 4649-2006; Цвет – Коричневый.
Скребок устанавливается снизу конвейера, в 100–150 мм за цилиндрической поверхностью приводного или ведомого барабана (рис.2.), для обеспечения оптимальной силы прижима и сбрасывания загрязнений в приемный бункер. При работе полиуретановые лезвия скребков испытывают большие знакопеременные нагрузки (вибрация ленты и неравномерность её хода) и подвержены сильному абразивному износу, т.к. транспортируемые сыпучие материалы (уголь, сера, удобрения и др.) чрезвычайно абразивны.
|
Рис. 2. Вид расположения скребка на ведомом барабане конвейерной ленты
Каждая замена изношенного скребка сопряжена с остановкой конвейера и его регламентным простоем на время замены. Любой простой оборудования на действующем производстве – это снижение эффективности производства, и, следовательно, увеличение себестоимости перевалки грузов. Поэтому, с точки зрения предприятия-потребителя, которое эксплуатирует скребки, чрезвычайно важна абразивная стойкость материала лезвий скребков.
В ФГУП «НИИСК» были тщательно изучены свойства полиуретанов, которые применяются зарубежными производителями для изготовления лезвий аналогичных скребков. Как выяснилось в результате всестороннего тестирования – разработанные в ФГУП «НИИСК» отечественные материалы (полиуретаны) значительно превосходят зарубежные аналоги по стойкости к абразивному износу.
На основании этого было принято решение изготовить опытный образец скребка для очистки конвейерных лент шириной 1400 мм и предоставить его на тестовую эксплуатацию в портовый погрузочно-разгрузочный терминал.
Полиуретановая композиция была разработана и приготовлена специалистами нашего института с учетом требований по химостойкости, знакопеременным нагрузкам и, что особенно важно, повышенной стойкости к абразивному износу. В результате был получен материал, который отвечал всем вышеперечисленным требованиям и позволял получать изделия методом свободной заливки с последующим нагревом и отверждением в форме при температуре 50–60 оС.
Для формирования чистящих лезвий из полиуретана была спроектирована специальная форма с электрическим подогревом, в которую заливалась полиуретановая композиция. Форма была изготовлена из полых алюминиевых профилей, скрепленных между собой болтовыми соединениями для удобства извлечения готового скребка после отверждения полиуретановой композиции. Полые профили позволяют разместить электрический нагревательный элемент внутри формы для поддержания постоянной температуры 50–60 оС. Перед заливкой полиуретановая композиция подвергается вакуумированию для исключения образования воздушных пор и повышения однородности готового изделия. Вопрос изготовления формы обсуждался специалистами на техническом совещании. Основным препятствием развития данного проекта по мнению специалистов служила дороговизна изготовления формы. В последствие, сотрудниками нашей лаборатории был найден оригинальный и очень экономичный вариант конструкции и изготовления формы, который и был воплощён в жизнь. Техническое решение создания недорогой и простой технологической оснастки является новым научным подходом в данном направлении и продемонстрировало хороший результат.
Скребок отечественного производства отлично зарекомендовал себя, работая в реальных условиях погрузочно-разгрузочного терминала. По результатам тестирования изделие в три раза превосходит лучший зарубежный аналог по времени непрерывной работы при прочих одинаковых условиях эксплуатации. По результатам испытания изделия – скребка сотрудниками и руководством терминала был дал положительный письменный отзыв о работоспособности изделия.
В настоящий момент в ФГУП «НИИСК» готовится к поставке вторая партия скребков для вышеупомянутого предприятия. Продукция, изготовленная в ФГУП «НИИСК» оказалась наиболее привлекательной среди аналогичных изделий других производителей.
Современная модель капиталистической экономики диктует необходимость короткого жизненного цикла товара. В связи с этим, мы чувствуем на личном опыте, что и бытовая техника, и автомобили и многие другие товары широкого спроса в современном мире рассчитаны на работу в течение срока, не превышающего 5–7 лет эксплуатации. Аналогичная ситуация наблюдается и в товарах для промышленного потребления. Всё это направлено на обеспечение производителей продукции стабильной прибылью за счёт конечного потребителя.
Парадокс современной экономики заключается в том, что отличная продукция с точки зрения качества и эффективности работы оказывается непригодной для коммерции. Мы обнаружили подтверждение факта, что иностранные производители специально изготавливают скребки с пониженной износостойкостью, для того, чтобы клиенты чаще меняли скребки и заказывали их у производителя. Но такой подход является неприемлемым для государственной отечественной экономики.
Таким образом, становится очевидным то, что российские предприятия могут эффективно проводить импортозамещение некоторых товаров, причём с улучшением качественных характеристик при снижении цены и высокой степени отработки на нашей территории.
В условиях сегодняшних экономических санкций по отношению к России со стороны некоторых иностранных государств такой подход становится весьма актуальным.