В последнее время для России построение социального государства является одним из главных приоритетов в развитии национальной государственности. В стране активно осуществляются меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики. Так, в 2010г. более половины Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию было направлено на решение социальных вопросов, а проблема модернизации России связана не только с техническим перевооружением отечественной экономики, прежде всего с решением накопившихся социальных проблем. [1]
Современное государство, провозгласившее себя в качестве социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации), должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспечивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности.
Самая важная и основная задача государства — деятельность по социальной защите населения. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России противоречива и многоаспектна: нестабильность в экономике, дефицит федерального бюджета, снижение численности людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиление дифференциации населения по доходам. Напряженная ситуация на рынке труда, имеется задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, которое можно достигнуть путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Система социальной защиты населения Российской Федерации постоянно находится в процессе трансформации, который связан с поисками наиболее оптимальных форм и механизмов защиты населения от социальных рисков в связи с изменением системы общественно-экономических отношений. Система социальной защиты существует реально, имеет все основания называться рыночной, демократической и находится в процессе формирования, имеет решающую зависимость от экономики. Именно в этой сфере формируются ресурсы, перераспределяемые на социальную политику.
Следует отметить, что некоторые концептуальные моменты социальной политики и социальной защиты находят отражение в программных документах международных организаций и федеральных органов власти.
На региональном уровне также принимаются комплексные программы, в которых рассматриваются принципиальные вопросы социальной политики и социальной защиты. Например, в «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года» [2] (раздел «Социальное развитие») включены вопросы демографической политики, реформирование здравоохранения, развитие системы образования, государственной политики в области доходов и социальной защиты населения, развитие культуры и искусства, национальных отношений, физкультуры и спорта, содействие развитию молодого поколения, обеспечение общественной безопасности.
Государственная программа Республики Коми «Социальная защита населения на 2013–2020 годы» [3] ставит основную цель: обеспечение социальной защитой уязвимых категорий населения, обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения.
Социальная защита населения является одним из важнейших компонентов социальной политики государства.
В широком смысле под социальной защитой можно рассматривать деятельность государства и социальных институтов, направленную на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения. В узком смысле социальная защита — это система государственных социальных гарантий, социального страхования и социальной помощи.
Система социальной защиты населения, являясь частью социальной сферы, выполняет функцию оперативного механизма, защищающего граждан при возникновении каких-либо неблагоприятных факторов социальной среды, таких как утрата дохода, являющегося источником средств существования, материальная необеспеченность, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца и других.
Одним из основных направлений в системе социальной защиты населения является предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством; различных видов государственной социальной помощи для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан; предоставление различных видов социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения.
В Республике Коми организовано своевременное и в полном объеме исполнение государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, которое отражается в Докладе Главы Республики Коми об итогах деятельности Правительства Республики Коми в 2013 году и основных направлениях работы на 2014 год и среднесрочную перспективу Государственному Совету Республики Коми. [4] В настоящее время в Республике Коми предоставляется более 80 различных видов социальных выплат различным категориям граждан. [5] Численность граждан получающих социальные выплаты на 1 января 2014 года составляет — 256 тысяч человек (что 30 % от численности населения республики). [6]
Принимаемые Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми меры по увеличению доходов населения улучшают материальное положение семей и обуславливают снижение численности малоимущих граждан.
Государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется в различных видах. Кроме того, малоимущие граждане могут воспользоваться натуральной помощью.
В семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, в дополнение к гарантиям, установленным на федеральном уровне, в Республике Коми семьям, имеющим детей, выплачиваются ежемесячные пособия на ребенка и доплаты к ежемесячному пособию на ребенка.
Адресная социальная защита населения осуществляется, в частности, через предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приоритетным направлением социальной защиты населения является предоставление государственными учреждениями различных видов социальных услуг. Увеличение численности граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию.
Подавляющее большинство пожилых граждан и инвалидов предпочитают получать социальные услуги в виде нестационарного (надомного) и полустационарного социального обслуживания, а также срочной социальной помощи. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется социальное обслуживание на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Целью государственной политики в сфере социальной защиты населения является обеспечение социальной защитой уязвимых категорий населения, доступности и повышение качества социальных услуг для населения.
Приоритетами государственной политики в сфере социальной защиты населения являются:
1) совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социальной защиты населения исходя из требований к качеству и доступности;
2) укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
3) совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь, ветеранов и инвалидов.
Для достижения цели необходима гибкая система социальной защиты населения, максимально направленная на защиту уязвимых категорий населения и предотвращение негативных тенденций в обществе.
Наиболее уязвимые категории граждан:
1) семьи с детьми;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) граждане пожилого возраста и инвалиды.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Система социальной защиты населения постоянно находится в процессе трансформации, который связан с поисками наиболее оптимальных форм и механизмов защиты населения от социальных рисков в связи с изменением системы общественно-экономических отношений.
Можно сказать, что система социальной защиты населения существует реально, имеет все основания называться рыночной, демократической и находится в процессе формирования.
В то же время макроэкономические показатели, характеризующие ее деятельность (уровень и качество жизни, масштабы и состав бедности, уровень рождаемости и смертность, продолжительность жизни и состояние здоровья народа, доступ к социальным услугам, снижение народонаселения), не позволяют сделать вывод о том, что система социальной защиты справляется с данными проблемами. Поэтому необходимо искать новые пути их эффективного решения, как органами государственной власти, так и обществом в целом.
Литература:
1. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. — URL: // http://docs.cntd.ru/document/902247456.
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года: постановление Правительства РК от 27.03.2006 № 45 // Республика. — 2006. — 13 апр.
3. Об утверждении государственной программы Республики Коми «Социальная защита населения»: постановление Правительства РК от 28.09.2012 № 412 // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. — 2012. — № 54. — Ст.1244.
4. Доклад об итогах деятельности Правительства Республики Коми в 2013 году и основных направлениях работы на 2014 год и среднесрочную перспективу// официальный интернет-портал Республик Коми. — URL: // http://rkomi.ru.
5. Об утверждении государственной программы Республики Коми «Социальная защита населения»: постановление Правительства РК от 28.09.2012 № 412 // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. — 2012. — № 54. — Ст.1244.
6. Информационный сборник материалов Агентства Республики Коми по социальному развитию «Социальная защита». — URL: // http://vk.com/socialkomi.