В статье раскрыты особенности городской купеческой усадьбы: набор «служб», строительные материалы и размеры построек, их функциональная принадлежность.
Ключевые слова:городская купеческая усадьба, служебные постройки, «службы», кубанское купечество.
Изучение усадебной культуры является сегодня предметом многочисленных научных исследований, поскольку представляет собой огромный пласт русского культурного наследия. Большой вклад в него внесло наше многонациональное купечество, роль которого сложно переоценить. И, учитывая многоаспектность данной темы, в статье мы сконцентрируем внимание на особенностях городской купеческой усадьбы на Кубани: рассмотрим ее особенные черты и зафиксируем характеристики, являющиеся общими для усадеб такого типа в других регионах страны. Источниковую базу исследования составляют материалы Государственного архива Краснодарского края.
Развитие торговли и промышленности способствовало быстрому утверждению высокого социального статуса купечества в казачьей среде. Пореформенный период стал в этом смысле «золотым веком» в жизни третьего сословия, которое проявило себя во всех сферах предпринимательской и социокультурной деятельности. Появились люди новой формации: прекрасно образованные, владеющие иностранными языками, знающие юриспруденцию, способные оценить искусство и благотворить. Стремление к красоте и основательности повлекло за собой появление большого количества купеческих усадеб.
Надо отметить, что в отличие от центральных областей Российской Империи, где купцы «наследовали» дворянские усадьбы, приобретая их значительно дешевле объективной цены, в Кубанской области этот процесс происходил иначе. Случаи приобретения усадеб у местного населения-казаков, имеющих дворянский титул, встречались довольно часто, однако в большинстве своем, купцы нанимали архитекторов и строили для себя новые усадьбы. Этот процесс приобрел масштабы после 1862 г., когда появилось положение «О заселении казаками и другими переселенцам предгорий западной части Северного Кавказа», а в 1868 — указ «О дозволении русским подданным невойскового сословия приобретать собственность в казачьих землях».
К началу 70-х годов в среде кубанского купечества уже появились люди, ставшие значимыми фигурами в бизнес-сообществе. Предприниматели, чьи коммерческие интересы проявлялись в различных сферах экономики, будь то казенные подряды, поставки, откупы, перевозки и другие виды деятельности, для увеличения оборотного капитала часто прибегали к ссудам. Однако, чтобы её получить, требовались гарантии о благонадежности заемщика. Одним из способов доказательства состоятельности была оценка недвижимого имущества купца.
Так, екатеринодарский купец 1 гильдии, совладелец винокуренного завода «Первенец Кубанский», потомственный почетный гражданин и благотворитель Петр Иванович Якунинский летом 1872 г. обратился к начальнику Кубанской области генерал-лейтенанту Цакни с прошением об утверждении описи и оценки имущества, находящегося «в г. Екатеринодаре в 1 части 1-го квартала под № 16-м» [1].
В соответствии с правилами «Об отводе пустопорожних мест в г. Екатеринодаре для частных построек» от 17 августа 1870 г., усадьба Якунинского находилась на городской земле 1-го разряда [2].
Немногим меньше, чем через месяц просьба купца была удовлетворена. Недвижимое имущество Якунинского по улице Екатерининской было оценено в 24 450 рублей серебром [3].
Все усадебные постройки располагались на территории равной 486 квадратных сажень и, преимущественно, были кирпичными. Подобная недвижимость являлась не только грамотным вложением средств, но и представляла собой высоко ликвидный капитал.
Надо отметить, что во второй половине XIX столетия купеческие дома на Кубани были преимущественно одно-полутора-или двухэтажными. Такие предпочтения, наряду с существующими тогда архитектурными тенденциями, были удобны в условиях южного климата. В жаркую погоду окна домов утопали в зелени деревьев, обеспечивая, таким образом, более комфортное существование обитателей дома в знойные летние дни.
Усадебный дом Петра Ивановича был одноэтажным. Не смотря на отличительные архитектурные черты: с фасадной стороны дома под каменным карнизом был устроен парапет из кованого железа, окруженный двумя кирпичными тумбами [4], он относится к типичным купеческим домам, расположенным в центральных кварталах кубанских городов, характерным украшением которых являлся кованый железный узорчатый зонт над главным крыльцом. Подобные элементы декора встречаются в домах Темрюкского 1 гильдии купца Федора Васильевича Верхоглядова [5], Екатеринодарского 1 гильдии купца Якова Григорьевича Зона [6] и других.
С боковых сторон дом Якунинского, как, впрочем, и все дома в городе, был защищен брандмауэрами [7]. Как правило, во всех домах подобного типа был глубокий полуподвальный этаж, наполовину выглядывающий на улицу. Часто подвальная часть дома использовалась в качестве помещений для хранения товаров. В доме Якунинского подвал состоял из трех частей: две боковые и центральная. Боковые части подвала были жилыми. При этом их конструкция не предполагала наличия свода, в отличие от его центральной части, которая не была жилой, но имела свод. Его наличие, как архитектурного элемента имело не только эстетическое, но и важное функциональное значение. Свод выполнял роль опоры [8]. Вход в подвал был с надворной стороны дома в средней его части и представлял собой две деревянные лестницы с двенадцатью ступенями.
Непременным атрибутом купеческих домов были террасы и галереи, как «наследие» дворянского быта. Якунинский соорудил террасу прямо над подвалом, на которой была устроена стеклянная галерея.
Еще один элемент купеческого дома привлекает наше внимание — внутренняя отделка. Пол в доме был выстлан сосновыми 2,2 дюймовыми досками на балках, на которые наносилась шпаклевка, а затем масляная краска. Три комнаты были подготовлены под укладку паркета. В доме было шестнадцать филенчатых сосновых дверей с медными врезными замками со сковами (швами), «навешенными на медные петли». В подвальной жилой части дома было две двери «простой плотничной работы с железными приборами» (фурнитура для дверей) и две филенчатых с «медными приборами». В подвальном этаже было десять створчатых летних оконных переплетов и к ним десять глухих зимних. Переплеты (рамы) крепились на железных петлях с медными задвижками-исходами. На жилом этаже летних и зимних створчатых переплетов с внутренними филенчатыми ставнями было двадцать. Каждый переплет был закреплен медными 5 дюймовыми петлями с медными задвижками и медными скобами. Как в летние, так и зимние переплеты были вставлены «белые стекла». Белые (поташные) стекла представляли собой хороший сорт прозрачных стекол. Их использовали как для остекления теплиц, парников и различных «служб» так и в жилых и общественных постройках [9].
Подоконники были изготовлены из сосновых досок, окрашены масляными красками. А в трех комнатах с десятью окнами — мраморные полированные. Потолки в доме и жилых покоях подвала были оштукатурены по драни известью и чистой затиркой алебастром. В доме устроили пять голландских печей из жженого кирпича, которые были оштукатурены, снабжены медными душниками — отверстиями в печке для нагревания комнаты теплым воздухом [10] и медными топочными и трубными дверцами, кроме того здесь была русская печь, «при ней английский очаг с жаровою печью». Гордостью дома был камин из белого мрамора [11].
К сожалению, архивный источник не дает представления о внутренней планировке комнат в доме. И лишь расположение парадного входа, чуть смещенного в правую сторону главного фасада дома, позволяет увидеть в этом характерные черты купеческого стиля.
Подчас купеческие дома были так богато украшены, что их по праву стали величать особняками. За всей пышностью и торжественностью его убранства, усадебный двор в работах многих исследователей как будто не замечен. А, между тем, служебные постройки или «службы» как было принято их называть, вместе с домом, составляли единое пространство, называемое купеческой усадьбой.
«Состав построек, помимо уровня благосостояния купца, указывал на род его занятий… В основной состав служебных построек, как правило входили: флигель, амбар, кухня, торговые лавки. «Ассортимент» построек более состоятельных купцов дополнялся сараями, конюшнями, производственными сооружениями…» [12]. Однако, усадьба Петра Ивановича имела свои отличительные особенности.
Служебные постройки в усадьбах такого типа, каковой был жилой комплекс Якунинского, редко были однокамерными (однокомнатными). Чаще всего они располагались в одном строении под общей крышей. Здесь хозяин объединил кладовую с погребом, каретный сарай, конюшню, складское помещение. Строение было таким же основательным, как и дом, выложено из кирпича «на извести», под двухскатной черепичной крышей, с железными желобами и водосточными трубами, в длину «по цоколю» составляло 25 аршин, ширину 9 аршин 1 вершок и высоту «от горизонта земли под крышу» 6 аршин 4 вершка. Кладоваябыласодной «однополотною» дверью с железным прибором, с одним полуовальным полуокном с железной решеткой, оконным переплетом, пол из сосновых досок. Под кладовой был устроен погреб, стены которого были выложены в 2 ½ кирпича. Длина погребасоставляла7 аршин, ширина 4 аршина 10 вершков, глубина 4 аршина. Потолок — накатный из дубовых пластин. Пол был выстлан кирпичом плашмя. В погребе было два окна с железными решетками и оконными переплетами, две двустворчатые двери с железными приборами. К выходной кирпичной крыше погреба была пристроена лестница с восемью ступенями.
Длина каретного сарая составляла 10 аршин 11 ½ вершка, ширина 7 аршин. В сарае был кирпичный пол и «растворчатые ворота с железными приборами». Конюшня «с одной однополотною дверью с железным прибором, одним полуокном и стеклами, с тремя стойлами». Здесь также имелись корыто для овса, ясли и сверху решетка для сена [13].
На протяжении всего строения устроено было помещение, которое использовалось как сеновал, высота которого составляла «от потолка до полубанной, на коих искованы стропила в 2 аршина. На всем строении фундамент в 2 кирпича, стены в 1 ½ кирпича». Строение имело одно венецианское окно (двойное окно с колонкойпосередине и двумя арочкаминаверху) [14] с медным прибором, с двумя фронтонами (верхняя часть фасада здания) [15], крытыми железом. При них — площадки с однополотными дверьми с железными приборами.
Площадки, устроенные в служебных помещениях, были также характерной особенностью купеческого двора. Они выполняли роль платформы, позволяющей безопасно располагаться человеку на возвышении от земли, в момент забора сена. Ее размеры в среднем составляли в длину — 2 ¼ аршина и ширину — 1 ¾ аршина.
У Якунинского на площадку вела лестница с перилами. Двери, окна, лестница и сама площадка были окрашены масляной краской. Со стороны соседа, в соответствии с правилами строительного устава был устроен кирпичный брандмауэр, покрытый железом.
Тенденция объединять воедино конюшню, каретный сарай и другие строения хозяйственно-бытового назначения существовала не только в Кубанской области, но и в других областях Российской Империи. Это объясняется плотностью городской застройки. «Чаще всего каретник располагался по оси главных ворот в глубине двора» а фасад, наравне с домом был богато украшен [16].
К моменту официальной оценки имения, в усадьбе Якунинского отсутствовали привычные для купцов лавка или магазин. Это свидетельствует о том, что здесь не велось торговли, а все производство было сфокусировано на территории винокуренного завода вблизи Екатеринодара [17]. Здесь находилась и паровая мукомольная мельница, со всеми к ней «постройками и аппаратами» [18].
Территория усадьбы, была предназначена, главным образом, для семьи: жены и двоих дочерей. Однако, архивные документы говорят о том, что некоторые помещения сдавались Якунинскими внаем квартирантам [19]. Судя по всему, это не было основным бизнесом, а скорее всего, здесь проживали только близкие люди, например, Екатеринодарский мещанин Леонид Иванович Михайлов, который позднее (в 1876 г.) присутствовал как свидетель при написании духовного завещания Петра Якунинского.
В Екатеринодаре встречаются усадьбы, подобные имениям Екатеринодарского 2 гильдии купца Соломона Борисовича Цитрина [20] или Екатеринодарского 2 гильдии купца Поликарпа Андреевича Губкина [21], где был сад. Такие усадьбы располагались дальше от центра. Что же касается имения Якунинского, то здесь сад и парковая зона отсутствовали, поскольку усадьба располагалась в плотно застроенном районе Екатеринодара.
Непременной составляющей городских усадеб были флигели. На Кубани, флигель, как правило, располагался либо как боковая пристройка к дому, либо в глубине двора и его роль была весьма значима. Здесь могли проживать как квартиранты, так и прислуга.
Одноэтажный флигельЯкунинского,как и дом был выстроен из жженого кирпича на таком же фундаменте, с железной крышей. Ширина фасада по улице составляла 10 аршин, длина во двор 17 ½ аршина, и высота от уровня земли под крышу 5 ¼ аршина. Толщина наружных стен — 1 ½ кирпича, внутренних ½ кирпича. Стены внутри и снаружи, а также потолки были оштукатурены. В двух комнатах стены были оклеены обоями, а в последних (количество комнат в описи не указано) побелены. Полы из соснового дерева окрашены «охрою на масле» [22]. Дверей из «соснового дерева плотничных» — три с железными приборами и «столярных филенчатых» — четыре с медными приборами. Оконных переплетов летних створчатых и к ним зимних глухих «соснового дерева» — шесть. Все переплеты с медными приборами и полубелыми стеклами. Двери с наличниками и окна с подоконными досками, а также крыша были окрашены масляной краской.
Во второй половине XIX века, пожалуй, реже стали встречаться усадьбы, где бы купцы не строили бани. В соответствии с правилами противопожарной безопасности, бани предписывалось строить вблизи водоемов. Те же домовладельцы, усадьбы которых располагались далеко от рек, для предотвращения возгорания во дворах устанавливали колодцы [23].
Внутренняя планировка бань была типичной и состояла из трех отделений: сеней, раздевальной или предбанника и парильной комнат [24].
Баня, как и все строения в усадьбе Петра Ивановича была выстроена из жженого кирпича на извести. Длина составляла 9 аршин, высота «от горизонта земли под крышу 3 аршина 13 вершков. Толщина фундамента в 2 кирпича, а стены в 1 ½ кирпича. Была накрыта двускатной железной крышей, на которой устроены водосточные трубы. Здесь было три комнаты с четырьмя оконными переплетами, полубелыми стеклами и медными приборами, три двустворчатые столярной работы двери с медными и железными приборами, одна одностворчатая столярной работы с железными приборами, печь с чугунным прибором, чугунный котел и «паровик». Полы, потолки, скамейка и полки были сделаны из чистых сосновых досок. Все двери, окна, крыша и водосточные трубы были окрашены масляной красной [25].
Навесы в купеческих усадьбах строили из различных материалов. Предпочтение отдавалось негорючим и прочным — кирпичу и железу. Под навесом хранили мелкий хозяйственный инвентарь и другие предметы быта. Располагаясь сплошной стеной от соседа, навес сохранял обитателей дома от посторонних глаз. Размеры навеса в усадьбе Якунинского позволяли поставить под его крышей несколько карет. Навес был покрыт односкатной черепичной крышей, обращен к соседу глухой кирпичной стеной и с надворной стороны опирался на 5 кирпичных, толщиной в 2 кирпича столбах. Длина его составляла 20 аршин, ширина чуть более 7 аршин, и высота «от горизонта земли под крышу 4 аршина [26].
В заключении еще раз обозначим наиболее характерные черты городской купеческой усадьбы, проявившиеся в имении Якунинского. Усадьба располагалась в первой части первого квартала и занимала перворазрядный участок земли, площадью 486 квадратных сажень. Недвижимое имение оценивалось в 24 450 рублей серебром. Все постройки были, преимущественно, кирпичными, что говорит о состоятельности владельца и его «коммерческой жилке», поскольку такого рода строения являлись высоколиквидным капиталом. Усадьба включала дом, расположенный фасадом на улицу, флигель, строение, объединившее под одной крышей кладовую с погребом, каретный сарай, конюшню и складское помещение, баню, навес. Такой комплекс «служб» является характерной чертой купеческого двора. Отсутствие сада и парковой зоны объясняется плотностью застройки в данной части города — это центр Екатеринодара. Менее привычным является отсутствие лавки и магазина. Этот пример позволяет нам говорить о том, что здесь не велась мелкая торговля, хотя кладовая во дворе, и подвальная часть дома использовались по прямому назначению — для хранения товара. Основные производственные мощности, однако, были сосредоточены за городом, на территории завода.
Таким образом, имение Петра Якунинского является примером городской усадьбы крупного промышленника и представляет собой вновь возведенную усадьбу, выстроенную в соответствии со вкусом и социальным статусом владельца. Отличительной особенностью усадьбы является отсутствие производственных помещений, связанных с деятельностью купца. Все промышленные объекты удалены, а территория предназначена, главным образом, для комфортного проживания семьи.
Литература:
1. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК) Ф. 452. Оп. 7. Д. 2163. Л. 1–1 об.
2. ГАКК. Ф. 454. Оп. 7. Д. 8. Л. 16–17 об.
3. ГАКК. Ф. 452. Оп. 7. Д. 2163. Л. 4.
4. Там же. Л. 2–2 об.
5. ГАКК. Ф. 454. Оп. 7. Д. 308. Л. 20, 20 об.
6. Там же. Л. 32, 32 об.
7. Брандмауэр — стена, выводимая поперек дома и выше крыши из камня или кирпича, предназначенная для предупреждения распространения пожара, как в каменных, так и деревянных домах. Андреевский И. Е. (ред.). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т.4а. СПб.,1891. С.591.
8. Словарь архитектурных терминов. [Электронный ресурс]: URL: http://www.archi.ru/terms/term_s.htm#Свод (дата обращения: 01. 06. 2014).
9. Стекла и стекольные работы. Из книги «Строительное искусство» Н. Фадеева 1930 года издания. [Электронный ресурс]: URL: http://www.stroymusey.ru/technologys/glazing.php (дата обращения: 01. 06. 2014).
10. Толковый словарь Ушакова онлайн. [Электронный ресурс]: URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=14672 (дата обращения 01. 06. 2014).
11. ГАКК. Ф. 452. Оп. 7. Д. 2163. Л. 2–2 об.
12. Жданова Л. А. Служебные постройки в купеческих усадьбах Кубани: виды и функциональная структура (1860–1880-е годы) // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 2. С. 103.
13. ГАКК. Ф. 452. Оп. 7. Д. 2163. Л. 3.
14. Библиотека научно-технического портала «Технарь». [Электронный ресурс]: URL: http://tehlib.com/arhitektura/arhitekturny-e-ponyatiya/v/ (дата обращения 01. 06. 2014).
15. Там же. URL: http://tehlib.com/arhitektura/arhitekturny-e-ponyatiya/f/ (дата обращения 01. 06. 2014).
16. Зименкова Л. Д. Архитектура каретных сараев в купеческих усадьбах Балакова конца XIX — начала — XX века // Вестник СГТУ 2013 № 1 (69). С.212.
17. ГАКК. Ф. 500. Оп. 1. Д. 48. Л. 2–2 об., 17–17 об.
18. Там же. Л. 3–3 об. 14–14 об.
19. ГАКК.Ф. 500. Оп. 1. Д. 48. Л. 4–4 об., 13.
20. ГАКК. Ф. 500. Оп. 1. Д. 3. Л. 4.
21. ГАКК. Ф. 500. Оп. 1. Д. 9. Л. 3–3об.
22. Охра — краска светло-желтого цвета.
23. ГАКК. Ф. 454. Оп. 7. Д. 655. Л. 1.
24. Ф. 454. Оп. 7. Д. 308. Л. 33 об., 34.
25. ГАКК. Ф. 452. Оп. 7. Д. 2163. Л. 4.
26. Там же. Л. 5.