Самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций — это вид творческой деятельности по созданию проекта, обеспечивающего решение актуальной профессионально-ориентированной задачи, которая реализуется студентом без специально организованного воздействия со стороны педагога и направлена на усвоение предметных знаний, умений и способов организации собственной деятельности.
Самостоятельная проектировочная деятельность характеризуется следующим:
- студенты среднего профессионального образования приобретают новые знания, умения самостоятельно, без специально организованного воздействия со стороны педагога;
- у них формируются умения, которые успешно осуществляются системой действий исследовательского, организаторского, коммуникативного, аналитического, информационного, исследовательского, творческого характера, что дает возможность планировать, организовывать и вести собственную деятельность;
- у обучающихся складывается алгоритмический стиль организации собственной деятельности, направленной на решение теоретических и практических задач;
- у студентов профессиональных образовательных организаций формируется ценностное отношение к самостоятельной проектировочной деятельности как составляющей будущей профессиональной деятельности специалиста;
- вырабатываются профессионально-значимые личностные качества, такие как коммуникативность, самостоятельность, исполнительность, креативность, ответственность и др.
Самостоятельная проектировочная деятельность студента профессиональных образовательных организаций включает в себя три основных компонента:
1. Субъектный (профессионально-значимые личностные качества и ценностные ориентации).
2. Информативный (специальные знания):
- знания самоорганизации деятельности;
- знания проектировочной деятельности;
- знания содержания профессиональной деятельности.
3. Функциональный (специальные умения):
- исполнительские;
- коммуникативные;
- аналитические;
- исследовательские;
- рефлексивные.
Таким образом, самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций является важным фактором профессиональной подготовки специалиста среднего звена.
Подготовленность студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности может проявляться на четырех уровнях.
В общем виде уровни проявления подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности характеризуются следующим образом:
Высокий уровень — студенты среднего профессионального образования полностью подготовлены к самостоятельной проектировочной деятельности, используют безошибочно данный вид деятельности при решении нестандартных ситуационных профессиональных задач, вносят элемент творчества при выполнении заданий;
Достаточный уровень — подготовленность студентов среднего профессионального образования к самостоятельной проектировочной деятельности носит устойчивый характер; данный вид деятельности применяют успешно в стандартных ситуациях при решении профессиональных задач;
Допустимый уровень — студенты среднего профессионального образования подготовлены к самостоятельной проектировочной деятельности частично, фрагментарное и ситуативное проявление требует помощи при выполнении заданий со стороны педагога-тьютора;
Недопустимый уровень — студенты среднего профессионального образования подготовлены к самостоятельной проектировочной деятельности неполно, постоянно нуждаются в сопровождении педагога-тьютора.
Представим их характеристику более подробно (см. табл.1).
Таблица 1
Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности
Уровень |
Показатели |
Характеристика уровня |
Недопустимый |
Информативный |
Студент имеет недостаточный объем знаний по теории самоорганизации, организации взаимодействия и выполнения проектировочной деятельности; плохо владеет терминологией; не может установить связь между теоретическими и практическими знаниями |
Содержательный |
Студент может повторить действия, информацию, решить типовые задачи, рассмотренные в процессе обучения с применением инструкции, алгоритма; уровень творческого поиска в рамках будущей профессии низкий; у него отсутствует инициатива, стремление творчеству |
|
Коммуникативный |
Способность к сотрудничеству достаточно низкая, плохо идет на контакт, замкнут, пассивен |
|
Субъектный |
Отношение к приобретению знаний, умений характеризуется как безответственное; имеет общее представление о будущей профессиональной деятельности; осознание значения приобретенных знаний, умений для профессионального самоопределения отсутствует; потребности и мотивы раскрытия своих возможностей носят ситуативный характер, зависят от внешнего воздействия |
|
Допустимый |
Информативный |
Студент имеет недостаточный объем знаний по теории самоорганизации, организовывает проектировочную деятельность и выполняет ее под постоянным контролем педагога-тьютора, слабо владеет терминологией, часто допускает ошибки при ответе на вопросы, требующие установления связей между теоретическими и практическими знаниями |
Содержательный |
Студент может иногда повторить действия, информацию, решить типовые задачи, рассмотренные в процессе обучения с применением инструкции, алгоритма; уровень творческого поиска в рамках будущей специальности проявляется при непосредственном участии педагога; инициатива проявляется редко |
|
Коммуникативный |
Способность к сотрудничеству достаточно низкая, не всегда идет на контакт, часто пассивен |
|
Субъектный |
Отношение к приобретению знаний, умений характеризуется как безответственное; имеет общее представление о будущей профессиональной деятельности; значение приобретенных знаний, умений для профессионального самоопределения не всегда понимает; потребности и мотивы раскрытия своих возможностей носят ситуативный характер, зависят от внешнего воздействия |
|
Достаточный |
Информативный |
Студент имеет хороший объем профессиональных знаний по теории самоорганизации и выполнения самостоятельной проектировочной деятельности; владеет терминологией; не всегда может установить связь между теоретическими и практическими знаниями, перенести полученные знания на решение профессиональных задач |
Содержательный |
Студент выполняет проективные действия, приобретенные в процессе обучения при изменившихся условиях; умеет применять знания в стандартных ситуациях, умеет пользоваться алгоритмами, cоставлять программы своей деятельности; при обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, студент проектирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты поверхностно, не всегда объективно. |
|
Коммуникативный |
Хорошая степень сотрудничества с другими участниками образовательного процесса, охотно делится результатами своей деятельности для организации совместной деятельности, оказывает помощь другим студентам, активен при выполнении заданий |
|
Субъектный |
Отношение к приобретению знаний, умений характеризуется как положительное; осознание значения приобретенных знаний, умений для профессионального самоопределения; стремление использовать все возможные средства для повышения своего профессионализма, мотивация к постоянному самообразованию |
|
Высокий |
Информативный |
Наличие глубоких системных, исчерпывающих профессиональных знаний в объеме учебных программ, позволяющих творчески решать ситуационные профессиональные задачи; способность к исследовательской деятельности; высокая познавательная активность |
Содержательный |
Студент способен обеспечить максимальную продуктивность своей деятельности; возможность проектирования самостоятельной деятельности при решении задач общенаучного цикла и профессиональных дисциплин; умеет перестраиваться в проектировочной деятельности с учетом меняющихся условий; оценивать результаты как собственной деятельности, так и чужой, умеет находить оптимальные решения в условиях неопределенности; создает оригинальное решение поставленных задач |
|
Коммуникативный |
Способность работать в команде, умение находить разные формы взаимодействия как внутри коллектива, так и с отдельными участниками учебного процесса; передавать свой опыт |
|
Субъектный |
Способность нести ответственность за принятые решения, высокая мотивация в достижении поставленных целей, приоритетность общечеловеческих ценностей |
Следует заметить, что границы выделенных уровней непостоянны. Обусловлено это противоречием между современными требованиями к выпускникам среднего профессионального образования стороны государства, работодателей и недостаточным уровнем сформированности у студентов профессиональных образовательных организаций умения осуществлять самостоятельную учебно-познавательную и учебно-производственную деятельность.
Самостоятельная проектировочная деятельность студентов среднего профессионального образования представляет собой комплексное многоаспектное явление. Успех студента в производственной деятельности характеризуется его образованностью и профессионализмом. Профессионализм мы понимаем как совокупность приобретенных личностных качеств, которые обеспечивают наибольшую эффективность практической деятельности студента. Сформированность проектировочных знаний, умений у студентов профессиональных образовательных организаций является важнейшей составляющей профессионализма, позволяющей им легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям производственной среды.
С нашей точки зрения, подготовленность студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности зависит от степени развития каждой из трех составляющих, которые одинаково необходимы для успешной подготовки студентов к данному виду деятельности. Степень подготовленности студентов к самостоятельной проектировочной деятельности можно оценить, используя следующую зависимость между субъектной, информативной и функциональной составляющими данного вида деятельности.
Три составляющих самостоятельной проектировочной деятельности студентов среднего профессионального образования можно представить с помощью координатной плоскости X,Y,Z, где по оси X откладываем уровень предметных и специальных знаний (ПСЗ), по оси Y — уровень специальных умений (СУ), по оси Z — уровень наличия профессионально- значимых личностных качеств (ПЗЛК).
Рис. 1. График, отражающий подготовленность студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности
Данный график уникален тем, что на осях координат могут быть представлены любые необходимые в конкретных условиях оценки качеств личности. Например, исполнительские умения и коммуникативные качества. Набор данных критериев зависит от цели оценки специалиста.
При этом информативная составляющая может определяться как общим уровнем успеваемости студента, так и уровнем его успеваемости по каждому направлению. как предметному, так и специальному. Уровень специальных умений и сформированность профессионально-значимых личностных качеств определяется исходя из данных, полученных при решении профессиональных задач, при участии студентов в ситуациях, имитирующих профессиональные ситуации. Кроме того, ПЗЛК определяются с помощью разнообразного диагностического аппарата.
В качестве количественной оценки уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности нами были выделены четыре уровня ее проявления: 0–1 баллов — недопустимый уровень; 1,5–2,5 балла — допустимый уровень; 3–4 баллов — достаточный, 4,5–5 баллов — высокий уровень.
График наглядно показывает проблемы и возможности каждого студента в процессе подготовки студентов к самостоятельной проектировочной деятельности и, как следствие, указывает на потенциал личности в достижении поставленной цели.