Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. В работе Яцковой О. Ю. «Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе» находим несколько определений данного термина.Так, автор рассматривает несколько научных подходов в изучении данной темы. Итак, творческий потенциал — это «репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения» (М. С. Каган, А. В. Кирьякова и др.), «характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации» (М. В. Копосова, В. Н. Николко и др.). Л. С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности. В первую очередь сюда относятся индивидуально-типологические особенности личности, особенности интеллекта и других высших психических функций, а также уровень сформированности ряда умственных операций. Все интеллектуальные способности являются в какой-то мере творческими, но в первую очередь это способность к дивергентному мышлению (поиск множества решений одной и той же проблемы).
Какие критерии могут помочь в выявлении творческой личности? Находим классификацию творческих способностей в методическом пособии «Диагностика творческого развития личности» (Авт.-сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. — Новосибирск, 2003. — 44 с.)
Классификация творческих способностей по А. И. Луку.
1. Зоркость в поисках. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, — нечто большее, чем просто наблюдательность.
2. Способ кодирования информации нервной системой. Способность смотреть шире — на выбор содержательной области мышления.
3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
4. Способность к переносу — способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
5. Боковое мышление — способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
6. Цельность восприятия — способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.
7. Готовность памяти — способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
8. Сближение понятий — легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.
9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» — переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность — одно их проявлений гибкости мышления.
10. Гибкость интеллекта — способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.
11. Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
12. Способность к «сцеплению» — то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.
13. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.
14. Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.
15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.
Наличие творческого потенциала учащихся проявляется тогда, когда ребенок принимает участие в конкурсах, предметных олимпиадах, предметных марафонах, акциях, интеллектуальных играх, на уроках, если решение задач, упражнений требует творческого подхода. Например, цели и задачи конкурса «К толерантности через школьную поэзию» (проводится Центром внешкольной работы имени Антона Семеновича Макаренко, г.Москва) строятся на формировании нравственной позиции у подростков и молодежи; формировании художественного вкуса обучающихся; воспитании у молодежи понимания толерантности как основополагающего условия успешной социализации личности, заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой); воспитании интереса к высокому искусству; воспитании интереса к национальной культуре; пропаганде социального равенства; активизации творческого потенциала школьников. Прежде чем дать задание написать стихотворение на тему толерантности, учащихся необходимо познакомить их с этим термином.
В словаре находим понятие «толера́нтность» (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением; терпимость к иного рода взглядам.
Учащимся могут быть предложены различные темы для написания стихотворения на тему толерантности. Например, «Я и другие национальности», «Мой дружный, многонациональный класс», «Обязанности человека при социальной интеграции в чужую культуру, как основа взаимопонимания и уважения народов друг к другу», «Россия — многонациональная страна», «Москва — многонациональный город», «ЗАО — многонациональный округ», «Я дружу с детьми разных национальностей», «Мои родители (родственники, предки) представители разных национальностей», «Как я вижу будущее России в рамках сотрудничества людей различных национальностей». Такая работа на теоретическом уровне выявила несколько детей со способностью писать стихотворения на заданную тему. Задача учителя литературы заключается в корректировке текста, работа со стилем и рифмой, неудачно построенными выражениями. Такое сотворчество, соавторство, несомненно, дает свой результат. Ребенок начинает творчески мыслить, придумывает новые образы для своих будущих произведений.
«Россия — многонациональная страна»
(Горбунова Карина, учащаяся 7 класса)
Россия — огромное, доброе сердце.
Она принимает всех жителей с детства:
Башкиры, аварцы, грузины, вьетнамцы,
Даргинцы, долганы, армяне и лакцы,
И смелые курды, смешные кумыки,
Лезгины, а также поморы, калмыки,
Абхазы и южные американцы,
Белуджи, болгары, буряты балкарцы…
Мне всех перечислить — огромное счастье!
Казаки избавят людей от напастей,
Таджики покрасят Кремлёвскую стену,
Узбеки снесут все земные барьеры…
Татары зажгут Олимпийские звёзды,
Французы промолвят любовные тосты,
Якуты и финны промчатся в повозке,
Эстонцы посмотрят на тёплое солнце,
Чеченцы станцуют для миленьких немок,
Евреи семь сорок исполнят для ливок,
Крымчаки и греки под звуки сиртаки
Умчатся на лайках, их встретят коряки…
Россия — огромное, доброе сердце
Она принимает всех жителей с детства:
Мы разные люди, мы разные лица!
Должны мы всем миром объединиться!
К основополагающим факторам выявления творческого потенциала учащихся можно отнести и предметные олимпиады. Основной целью является выявление наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету, по которому проводится олимпиада; развитие у учащихся школы интереса к научной деятельности. Учащимся важно показать наиболее интересные образовательные возможности учебных предметов, поддержать и развить познавательные интересы учеников; создать необходимые условия для выявления одаренных детей. Например, олимпиада, проводимая в 2013–2014 учебном году, содержала вопрос на знание жанра сонета.
Учащиеся при ответе на этот вопрос должны помнить о том, что сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, количество строф — четыре (два катрена, два терцета). В сонете используется повторяемость рифм, наблюдается синтаксическая законченность каждой из четырёх строф; чередование рифм мужских и женских; отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.). Сонет приобрел особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру. Рассмотрим сонет учащейся 10 класса, написанный по подобию данного жанра.
В порыве чувств я вижу
Образ твой великий,
И сердца стук я слышу,
Смотрю на лик твой милый.
Я чувствую, что вновь я полюбила,
Страсть охватила тут меня,
О чувствах невзаимных позабыла
Теперь я тихо плачу, уходя…
Любовь создала бурю чувств,
Неугомонные желания,
Но без тебя мой мир так пуст,
У меня есть лишь воспоминания.
Но сердце шепчет вновь и вновь:
«Ты не забудешь ту любовь».
Данное лирическое произведение соответствует жанру сонета. Мы наблюдаем 14 строк, используется повторяемость рифм. Тема сонета едина — тема любви. Для лирической героини любовь — это «великий образ» возлюбленного. Первая любовь всегда остается в памяти, она же будет единственной и хранящей все самое нежной и дорогое сердцу. Прочтем еще один сонет, написанный учащейся 10 класса:
Свою любовь я неземную,
Прочувствовав до глубины души,
Тебе лишь одному я адресую,
Пойми же ты её! Её ты не круши!
И восхищаюсь я твоею красотой.
Она давно меня уж ослепила.
Твой стан, твой лик, твой образ неземной,
Вся плоть твоя в тебя меня влюбила.
Во мне ты пробудил негаснущую страсть,
И до тебя мне жизнь пустой совсем казалась,
Мне без тебя — не жить, а в пропасть лишь упасть.
Из-за любви к тебе от сердца я чужого отказалась.
И если окажусь я сердцу вашему не мила…
То мне лишь остаётся загнать себя в могилу…
Конкурс «20 лет Конституции РФ, проводимый городским методическим центром г.Москвы, выявил учащегося, который написал небольшой рассказ на тему толерантности, равноправия всех граждан РФ.
«Ключ счастья» (учащийся 7 класса ГБОУ СОШ № 262)
В одной большой стране жили самые прекрасные люди на Земле. Они были настолько все разные, что никогда друг с другом не ссорились. Если нужно было — они делились вещами, если не хватало еды — собирали остатки со стола и передавали нуждающимся, если требовался совет — они выслушивали и никогда не перебивали. Это был многонациональный город. Здесь жили практически все нации: абхазы, грузины, осетины, русские, евреи, ненцы, даже такие малочисленные этносы как орочи и селькупы. Но вот однажды большой город накрыло Чёрное облако. И что-то изменилось между людьми: абхазы стали создавать свои кварталы, грузины продавали сочные апельсины и алые помидоры только грузинам, осетины перестали работать и устраивали весёлые танцы на площадях и улицах большого города, русские стали ненавидеть друг друга и предались всему иностранному, евреи перешли на сторону богатых и забыли про бедных, ненцы собрали вещи и уехали далеко в прекрасную заснеженную тайгу, лишь орочи и селькупы объединились, но и их совместная жизнь не казалась столь радостной, они постоянно ссорились из-за цвета глаз. А Чёрное облако продолжало свой пир! Никто не знал, когда закончится затянувшаяся непогода и наконец-то выглянет солнце. Все ждали небесное светило, но никто не предпринимал попыток его вернуть.
Прошел месяц, другой. Наступила зима. Обветшали жилица когда-то могучего многонационального народа, покосились остановки, на дорогах появились трещины, в отдельных районах процветала преступность, школы закрылись, лишь остались те, которые могли содержать себя сами, дети стали бродяжничать. Чёрное облако продолжало пировать! Оно словно застыло, замерло… И никто не знал, что с этим делать!?
Но вот однажды среди этой серой массы людей нашёлся один старец. Его лоб со временем покрылся морщинами, волосы его, слегка растрёпанные и седые, излучали какую-то непонятную силу, глаза постоянно светились от восторга. Его походка излучала непонятный свет. Он твердил непонятные слова, что-то нашёптывал, говорил странные вещи, и лишь одно слово можно было уловить из его уст: «Ключ…», — твердил он «ключ ко всему…», повторял он и снова глаза его излучали силу… «един тот, кто…» — фразы обрывались, расслышать остальное было практически невозможно… Этого старца увидел и наш герой прекрасный юноша из бедного района Михаил. Старец произвел на него какое-то странное впечатление. Какие-то непонятные слова снова врезались в его память «Ключ… един тот, кто…». Михаил решил проследить за старцем и выведать у него тайну непонятных слов. Чёрное облако глубоко вдохнуло и выдохнуло пылью, разбросав её по мрачному городу.
Добравшись до маленькой улочки, свернув на другую, наш герой увидел, как старец зашёл в убогий дом, покрытый дырявой черепицей. Постучаться или нет в незнакомую дверь? Сознание путалось… Но всё же рука коснулась двери… Никто не открыл… Снова стук… Дверь открылась сама… Сердце замерло…Из комнаты повеяло запахом гнилых досок. Войдя, наш герой почувствовал приятное тепло… Сделав ещё несколько шагов, он увидел старца. Он сидел спиной и смотрел на догорающий огонь. «Стой незнакомец,- обратился он к нашему герою. Зачем ты пришёл? Почему ты выследил меня?» Михаил дрожал. Он не знал, что ответить. Но первое, что он выдавил из себя, было: «Я совершенно один…»
Старец тяжело вздохнул…Он продолжал сидеть спиной к нашему герою. И начал говорить: «В мире одно солнце, одна луна, один горизонт, одно небо…Что же тебе нужно ещё? Не только ты одинок в этом огромном мире», — старец немного развернулся и посмотрел на Михаила.
«О почтенный старец, но солнце светит для всех людей, под луной влюблённые пары объясняются в своих чувствах, на горизонте можно увидеть весь город и всех людей, под небом ходим мы все, -юноша продолжал, — я бы хотел, чтобы мои друзья, которых я уже не видел несколько лет, нашли меня, а я хочу найти их… Хочу, чтобы между нами исчезли все обиды… И мы вновь сталь жить в дружбе и согласии…»
«А почему ты пришёл ко мне? Чем поможет тебе дряхлый старик, у которого уже жизнь на исходе…»
«Я знаю, что ты мудрый старик, ты мне можешь помочь, я видел твои лучистые и добрые глаза… Ты твердил несколько слов «ключ», «един тот, кто»..
«Я много повидал в жизни,- начал старик,- но Чёрное облако, которое вот уже несколько лет держится над городом, не радует меня... Оно разрушает меня с каждым днём. У меня есть ключ, который может спасти наш город от всех несчастий…Это ключ к сердцу каждого человека…Тот, у кого он окажется, снова станет счастливым. Но он один… И счастлив может быть только один народ…
«Старец, — воскликнул Михаил,- но это невозможно, все люди должны жить в мире и согласии. Мы все граждане одной большой страны… И для всех действует один закон мира, добра, справедливости…»
«Я уже стар… Ты молод, прекрасный юноша…Вот тебе ключ…Принимай решение сам, какому народу достанется он. Старец развернулся, закрыл глаза…Лучина догорала…»
Михаил вышел из дома… Он не знал, куда шёл… Он не знал, что делать… Он держал загадочный ключ… Первым, кто попался на его пути был старый знакомый осетин Казбек … Он не видел его так давно, что забыл цвет его глаз… Он рассказал своему старому товарищу историю со старцем… Что же делать, какой выбрать народ, чтобы он был счастлив…Но Чёрное облако пыхтело и вырывалось наружу… Казбек предложил зайти к старому товарищу еврею…
Ночь близилась к своему завершению. Михаил и Казбек наконец-то нашли дом Исмаила. Он находился в одном из самых богатых районов города.
«А если он нас прогонит?»
«Этот проныра, когда узнает про ключ, не только не прогонит, да ещё и угостит нас нежными круассанами со сливочным джемом.
Товарищи долго себя не заставили ждать… Они постучали в дверь… Дверь открыла жена Исмаила, женщина средних лет. Она настолько была хороша, что Чёрное облако, казалось бы, перестало висеть над головами наших героев. Весь мир расцвел. Она провела их в дом. Исмаил стоял у окна и читал свежую «Комсомолку».
«Что пишут?» — первым спросил Михаил.
«Вы? Мои старые знакомые! Сколько лет, сколько зим!!!»
«Мы к тебе с деловым предложением»,- продолжил Казбек.
«Это я люблю»,- воскликнул Исмаил…
Товарищи рассказали про историю с ключом…Рассказали о старце… Рассказали о желании отдать ключ тому народу, который самый малочисленный и самый нуждающийся в мире… Но получили совсем неожиданное предложение…
«Нас считают самым корыстным народом, — начал Исмаил, — но это не так. Я хочу разрушить об этом представление. Я предлагаю взять в руки ключ Михаилу, за ним последует Казбек, я возьму за руку свою жену, она — Казбека… Мы выйдем на улицу нашего города, и пусть все люди будут подходить к нам и браться за руки, пока не останется последний человек, который замкнёт круг…»
Решение было найдено. Друзья так и решили поступить. Они вышли на улицу…За ними стал подтягиваться народ…Это были узбеки, грузины, русские, армяне, евреи… Шёл день, шел другой… Народ прибывал… Все брались за руки. И наконец, пришёл последний человек… Он ковылял… Он с трудом добрался до центральной площади города. Михаил в его лице узнал старца. Его глаза ещё больше светились… Его голос уже не дрожал. Он изливался всеми цветами радуги. «Ключ найден, — пел старик,- ключ найден, — с новой силой пел он».
Он подошёл к Михаилу и взял его за руку. Круг замкнулся. Многонациональный город оказался вместе на большой площади. Все смотрели друг другу в глаза. Они сияли от радости и счастья. Грозовое облако издавало свои последние звуки. Оно растворялось в небе и уходило за горизонт, проглядывали лучи солнца… Лица людей стали освещаться… Все поняли, что единение народа избавило город от затяжного мрака…
На следующий день Михаил вышел на улицу. Он зашел на рынок и увидел: в очереди за сочными апельсинами к грузину Ашоту стояли люди разной национальности, рядом еврей подавал милостыню бедному, ненцы продавали тёплые вещи за бесценок, селькупы и орочи жали друг другу руки. Город зажил в мире и согласии. Чёрное облако больше никогда не возвращалось в эти края.
Конкурс, проводимый Российско-Туркменским Домом и посвященный 10-ой годовщине Договора о дружбе и сотрудничестве Российской Федерации и Туркменистана и 70-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, проходил в рамках двухстороннего гуманитарного Проекта «Россия и Туркменистан. Будущее, -вместе!». Такое мероприятие выявило ребенка, который не по рассказам, книгам, а опираясь на личный опыт, рассказал о Туркменистане, проанализировав при этом отдельные стихотворения туркменского поэта Махтумкули Фраги.
«Душа моя — Туркмения» (учащийся 9 класса ГБОУ СОШ № 262)
Туркмения наполняет моё сердце свободой. Мысли об этой стране, где царит братство, хранятся обычаи, крепка дружба, наполняют мою душу. Туркмения — страна закона. Туркмения — страна, в которой человек чувствует себя «Человеком» с большой буквы. Я влюбился в эту страну древних культур и цивилизаций. В Туркмении сохранились остатки древних культур и городов Мерва (VI век), мечеть Талхатан-Баба, развалины города Амуль, подземный дом в Тахта-Базаре «Маленький Мерв» и другие. Многочисленны древние крепости и сооружения — Довкесен, Шахсенем, Акджа Гелин, Старая Нисса, Алтындепе, Дехистан, Куня-Ургенч, Фирюза, Коу-Ата, побережье Каспийского моря. Многочисленны исторические и религиозные центры как исламского периода, так и других конфессий — Мавзолей Султана Санджара в Марыйском велаяте, Мавзолей Кыз-биби, Медресе Юсуфа Хемадани, культовые сооружения Куня-Ургенча и многие другие. Турмения богата не только природными запасами, достопримечательностями, но и богата писателями, поэтами, врачами, учителями. Турменский поэт Махтумкули Фраги (1733–1798) — литературное достояние Туркмении. Он родился в селении Хаджи-Говшан в долине реки Атрекс притоками Сумбар и Чендырьв северном Иране. В творчестве этого поэта воспевается человек, его пороки, грехи, поступки, совершаемые им в течение жизни. Махтумкули Фраги — поэт-философ. В стихотворении «Ты в мир явился, человек» автор утверждает, что сила любого человека — вера в Бога. От младенчества до старости проносим мы любовь к Господу. С «материнским молоком» обретаем мы силу духовную. Душа вечная тогда, когда происходит обращение человека к молитве. В двадцать лет — человек резвый, словно «скакун», к тридцати годам — буйный, словно «лев», в сорок — обращается к молитве, в шестьдесят, когда «сил иссякает запас», ты снова обращаешься к Господу. Старость, по мнению Махтумкули, берёт своё. Человек уходит в мир иной. Но всегда живёт с Богом.
Перед лицом человека всегда открываются две дороги: дорога добра и дорога зла. По какой человек пойдёт дороге? Выбирать ему. Но если человек живёт с Богом, то эта дорога всегда будет верной. В стихотворении «Перед лицом соблазна» раскрывается эта тема. Черты одушевлённости приобретает абстрактное существительное «Страсть», выступающее в качестве соблазнителя, искусителя. «Страсть говорит: «Как сладостен порок!». «Дух говорит: «С тобою рядом бог; как от него свой грех ты спрятать мог? Тебя пропасть заставит злое дело!». В ад попадёт тот, кто творит злые дела. Силен человек, умеющий противостоять соблазну. «Лукавый шепчет: «Сладостен разврат!», «Бог говорит: «Пусть похоти молчат!». По мысли Махтумкули, зло испепеляет душу.
В стихотворении «Лесть и клевета» Махтумкули разделяет людей на клеветников и праведников. С клеветниками не стоит вести беседу, он сравнивает их с «гадюкой». Поэт наставляет, чтобы люди дорожили своей «честью и достоинством», удерживали язык от просьбы и лести.
Махтумкули бережно относится к любви между мужчиной и женщиной. Тема любви поднимается во многих стихотворениях поэта. Для него женщина — «украшение души», желанное создание, всегда с тоской и любовью вспоминает он о родном человеке. «Локон твой душист и густ, взор — алтарь, и он не пуст. И кораллы влажных уст глубью дышат океанною». Но иногда любовь — это несчастное чувство. В стихотворении «Сердцу» поэт переживает о том, что был «обманут» любимым человеком и мечтами. Он ощущает себя одиноким, «он пьян её вином», он плачет и, как птица, бьёт «крылами». Сердце лирического героя любит женщину, но он сталкивается с постоянными препятствиями на пути к любви. Однако любовь лирического героя — всегда свежее чувство, дающее жизнь.
Махтумкули обращается к своим братьям в стихотворении «Почтенья от невежд не ожидай». Он пишет, что в друзьях должны находиться только любящие люди. Добра не стоит ждать от «трусливых сердец», от грубых «не заслужишь уваженья». Свою душу не стоит открывать неверным, не открывать тайну трусам. «Коль кто-то глуп, не проводи с ним дни. Гони того, кто дураку сродни. Но друга не обидь, не отстрани: лишь дружба нам дарует утешенье».
Махтумкули — поэт-философ. Он обращается к вечным человеческим ценностям. Его творчество — «энциклопедия жизни народа». В его стихах воспевается человек, его душа, славный туркменский народ.
В подготовке к Международной олимпиаде Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» на отборочном этапе выявилось несколько учеников, способных лаконично, точно анализировать прозу известного русского писателя И. С. Тургенева. В качестве задания отборочного этапа предлагается написание сочинения-отзыва по одному из 5 предложенных текстов. Первый (творческий) тур предполагает написание сочинения. Во втором туре участники выполняют комплексную работу, включающую вопросы по русскому языку и русской литературе. На заключительном этапе члены команды участвуют в конкурсах выразительного чтения, знатоков и риторического мастерства.
Русская деревня в произведении И. С. Тургенева «Деревня» и в моём понимании (учащийся 10 класса Козлов Артём).
Произведение «Деревня» есть отражение истинной русской души, широкой, просторной, одновременно простой и красивой. Поля, леса, реки, овраги, маленькие деревянные домики с тесовыми крышами — всё это «родной край, родная земля». То, что является началом русского духа, мы теряем сейчас. Современный человек перестал видеть в природе прекрасное, а это значит, что он потерял свои корни, истоки.
За это Тургенев и осуждает городского жителя, указывает на то, как красива русская земля: «Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём — не то плывёт, не то тает». Часто ли мы смотрим на небо? За собой я стал замечать, что ещё каких-то пару-тройку лет назад я мог часами разглядывать ночное небо, любоваться этими «блистающими точками». Они складывались в необыкновенные картины и просто завораживали меня, сейчас же место звёзд заняла суета, составляющая современный образ жизни, принуждающая человека забывать обращать своё внимание на окружающие его мелочи. Сложно ли нам осенью по пути на работу оглядеться кругом и заметить в дождливой, ненастной погоде нечто прекрасное, схватить охапку красно-жёлтых кружевных листьев, сделать из них пышный букет и порадовать своих коллег. Это есть потребность души, её стремление к светлым чувствам. Так и я иногда выезжаю за город со своими родными, чтобы приобщиться к природе, стать хоть чуточку ближе к ней. В такие моменты я понимаю, что мой разум и духовный мир отдыхает, в нём царит мир и гармония, мне ничего не нужно, кроме как остаться здесь.
В произведение «Деревня» Тургенев вложил всю свою любовь к русской земле, к этим незаурядным деревенским пейзажам. Каждое слово наполнено частичкой души автора. Каждое слово впитало его душу.
Это стихотворение даёт нам возможность увидеть прекрасное в просторах русских, увидеть это молчаливое, скромное величие, постигнуть эту землю, вскормившую нас грудью, понять смысл фразы: «Здесь русский дух — здесь Русью пахнет!»
А какими сочными красками пишет Тургенев эту картину! Яркие тона придают изображению одушевление, вселяют в него жизнь, заставляют нас чувствовать. Точные выразительные эпитеты создают определённый эмоциональный тон: «Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена». Герои «Деревни» наделены чувствами: «Русокудрые парни, в чистых, низко подпоясанных рубахах. В тяжёлых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, зубоскалят», что придаёт живость и подвижность картине. Использует автор и метафоры, стараясь с их помощью передать нам свои чувства и эмоции: «Безветрие, теплынь… воздух — молоко парное!» Помогают Тургеневу доступно передать мысли и украсить свои мысли сравнением: «Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба, стенки горшка покрыты росинками, точно бисером». Завершает он свое произведение риторическим вопросом, заставляющим читателя размышлять: «И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и все, чего так добиваемся мы, городские люди?»
Русская деревня в произведении И. С. Тургенева «Деревня» и в моём понимании (учащаяся 10 класса Староскольская Дарья).
В произведении «Деревня» И. С. Тургенев описывает природу родного края. Он любит свою родину — Россию! В каждой мелочи автор видит нечто прекрасное, незабываемое, божественное. Каждый вздох, каждый шелест, каждое пение дополняет этот мир, и он становится неповторимым. То зобастые голуби воркуют, жаворонки звенят, фыркают лошади. То вроде бы не слышишь этих звуков, но без них не можешь представить себе окружающий мир.
Вот запахло дымком и скошенной травой. Приятные и неповторимые запахи, которые ты еле ощущаешь и в любой момент можешь потерять.
Автор лежит у самого края оврага. Где-то недалеко бежит ручей. Вода прозрачная, чистая. На дне видны мелкие камушки.
Воздух, вода, приятный дух, еле слышное пение соловья. Так прекрасно чувствовать всё это, ощущая себя частью природы, единым целым.
Где-то вдали расположена деревня: опрятные амбарики, клетушки, сосновые избы. Она кажется такой чужой, но с другой стороны — любимой и родной. Над каждой крышей скворечницы, неровные стёкла, кувшины с букетами. Даже вдали чувствуется доброта и понимание людей, живших в этих избушках.
Торчат курчавые детские головки, хохлатые курицы ищут в сене пропитание, белокурый щенок барахтается в былинках. Жизнь в деревне идёт своим чередом, ни медленно, ни быстро. Каждый занимается своими делами, но делает со всеми общее дело. В деревне своя жизнь, не похожая на другие. Понять эту жизнь может только человек, родившийся там.
Русокудрые парни в подпоясанных рубахах, тяжёлых сапогах, перекидываются бойкими словами; из окна выглядывает круглолицая молодка, другая молодка тащит большое мокрое ведро. Можно бесконечно описывать эту жизнь и этих людей. Каждый человек представляет собой индивидуальность и неповторимость в делах и поступках. Вдруг перед автором вырастает фигура старухи-хозяйки. Её седая голова повязана платком, вокруг шеи в три ряда обвились бусы. Её глаза излучают радость и доброжелательность, она улыбается. Она кажется милой, беззащитной старушкой. Автор замечает её привлекательность во внешности: красавица была в своё время! В ней остались черты прекрасной женщины, которой она была в молодости. К старости она потеряла свою свежесть и молодость, но осталась чиста и прекрасна душой, всегда открыта и доброжелательна.
Она несла горшок с холодным неснятым молоком. На левой руке, ведущей от сердца, старушка подносит автору подносит автору большой ломоть ещё теплого хлеба. Как это мило с её стороны поделиться с чужим человеком. Ей не жалко для людей ничего! Она готова всем помогать и поддерживать.
«Ай да овёс!» — слышит автор своего кучера.
Как прекрасна природа русского края, как неповторима русская вольная деревня. Вокруг тишь и благодать! Городским людям не понять этого. Они никогда не постигнут прелестей той жизни. Жизни на воле! В гармонии с собой и с природой!
Тема духовности в стихотворении в прозе В.Солоухина «Здравствуйте» (учащаяся 10 класса Гагарина Анастасия)
Духовная и бездуховная жизнь человека. В чём различие этих понятий? Духовность связана с такими понятиями как сострадание, понимание, милосердие. Это и доброе отношение к незнакомцам и родным людям. В человеке, обладающим духовностью, живёт ангельское начало. Бездуховный человек скуп на эмоции и добрые дела. Тема духовной жизни человека звучит в произведении В.Солоухина «Здравствуйте».
Владимир Солоухин использует в произведении «Здравствуйте» свободный стих (верлибр). Особенность построения заключается в отсутствии метра и рифмы. С данным жанром работали В.Брюсов, А.Блок, А. С. Пушкин, В.Винокуров.
Произведение В.Солоухина «Здравствуйте» можно разбить на пять микротем. 1 микротема — встреча с пожилой крестьянкой, произнесённое из её уст слово «здравствуйте»; 2 микротема — в мире прибавляется частичка добра, если произносится это слово; 3 микротема — бездуховность мегаполиса, крупных городов; 4 микротема — пожелание здоровья и воспоминание о ритуале поклона (приветствия); 5 микротема — бренность людей в мире, тема единения.
В стихотворении В.Солоухина встречаются элементы народных песен, которому свойственен приём анафоры (единоначатия). «Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?»
Повтор глагола «прибавилось» позволяет сконцентрировать мысль на том, что пополнится армия людей, умеющих говорить слово «здравствуйте» и мир станет прекрасней. Песенный мотив сродни, например, народной песне: «Отчего, отчего, отчего гармонь поёт? От того, что я иду по переулку».
Лирический герой задаёт вопрос и сам же на него отвечает (утверждение в вопросительной форме). Использование союза «ведь» указывает на причину, основание присутствующего утверждения: «Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали».
В.Солоухин использует лексические повторы. Например, слово «здравствуйте» он обрамляет в прямую речь, хотя это не совсем так. Графически выделяя это слово, автор просто акцентирует на нем внимание:
«- Здравствуйте!»
Автор считает, что если слово «здравствуйте» забывается народом, то люди перестают совершать поклоны, т. е. приветствовать друг друга. Как известно, православные христиане совершали поклоны в храмах при окончании молитв, при произнесении имени Господа или Богородицы, при Троекратном «Аллилуйя». Следовательно, забыты православные каноны, и человек оторвался от Бога.
В произведении возникает архетип города и деревни. Автор противопоставляет город и село: в одном — жизнь идёт своим чередом, неугомонная, размеренная, со своим бытом, укладом. Солоухин не говорит про это. Это спрятано в подтексте произведения. Лирический герой встречает крестьянку и удивляется тому, когда незнакомый человек приветствует незнакомца. Автор при изображении крестьянки использует скрытую метафору — «вся в платках (даже сзади крест-накрест)». Ещё раз мысль Солоухина подтверждается о том, что в деревне, лишённой цивилизации, люди несут свой крест, не утеряли веру, их традиции сохранены, и они способны понять и полюбить.
Автор испытывает уважение к старой женщине, пропускает её по тропинке и называет «Пожилой». Происходит приём перехода одной части речи в другую, неморфологический способ образования слов. Прилагательное «пожилая» трансформируется в имя существительное «Пожилой», что говорит от высшей степени уважения. Антитеза — «пожилой» — «молодой». Пожилые люди более воспитаны и не утеряли любовь к человеку, способны радоваться успехам близкого человека. В отличие от молодого поколения, растерявшего традиции.
Особенность построения в верлибре является наличие вводных конструкций, выполняющих роль внутреннего диалога лирического героя: («даже сзади крест-накрест»), («хотя были совсем незнакомы»).
В стихотворении обилие деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. Основная мысль автора даётся в начале, далее сопутствует добавочное действие. Основная мысль остаётся за главным предложением.
Владимир Солоухин считает, что все люди на земле равны, не существует иерархий, классов, все люди рождаются и умирают. «Но я — человек, и вы человек. Мы люди на этой земле». Нас миллиарды, мы должны научиться уважать чужую жизнь, полюбить ближнего своего, желать друг другу здоровья. Это так немного, что обязан делать каждый человек. И тогда духовная жизнь станет насыщенной, человек пройдёт духовный путь, за который ему будет не стыдно.
Способностью творчески мыслить обладает каждый человек. Важная задача современного образования вовремя это выявить и, применяя современные образовательные методики, технологии, развивать на протяжении всего школьного образовательного процесса.
Литература:
1. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] / О. Ю. Яцкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25–27.
2. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. — Новосибирск, 2003. — 44 с.