Формирование здорового образа жизни на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 25.08.2014

Статья просмотрена: 2507 раз

Библиографическое описание:

Суворова, Л. В. Формирование здорового образа жизни на уроках математики / Л. В. Суворова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12410/ (дата обращения: 19.12.2024).

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

В. А. Сухомлинский

Ключевые слова:здоровье, здоровьесбережение.

Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса была, есть и будет актуальной во все времена. Современное поколение учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Поэтому перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников.

Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.

Для многих учащихся математика — сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.

Для достижения здоровьесбрежения на уроках математики можно использовать учебный материал (тексты задач) с валеологическим содержанием, т.епутём увязки математических тем с какими-либо сведениями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья.

Задачи, которые содержат сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами.

Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни.

Вот пример такого урока математики в 6классе по теме «Все действия с десятичными дробями».

Цели:

1.   Закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме;

2.   Развивать вычислительные навыки, мышление; интерес учащихся к математике и расширять кругозор;

3.   Формирование ценностей здорового образа жизни, потребности в нём.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,учебник, рабочие тетради.

Ход урока.

1.                  Организационный момент «Настроимся на урок!».

Учитель: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». (М. И. Калинин).

Так давайте не будем упускать эту возможность и займемся математикой. Одно из замечательных качеств математики — развитие любознательности. Вы уже умеете выполнять все действия с десятичными дробями.

На сегодняшнем уроке мы не только будем решать задачи и примеры на применение правил действий с десятичными дробями, но и немного поговорим о здоровье — одной из главных ценностей человеческой жизни, источнике радости. Ещё древне — греческий философ Сократ сказал, а вот что он сказал, мы с вами сейчас узнаем, но для этого нам нужно выполнить следующее задание.

2.      Устный счет.

Вычислите:

1)                 0,8 *2

2)                 3,4*10

3)                 0,6+0,4

4)                 40: 0,2

5)                 1,2*3

6)                 0,65+0,65

7)                 1,2: 2

8)                 23,8*10

1) 1,6 2) 34 3) 1 4) 200 5) 3,6 6) 1,3 7) 0,6 8) 238

«Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто». Сократ.

3.      Фронтальный опрос.

1.      Какая дробь называется десятичной?

2.      Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.

3.      Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000.

4.      Сформулируйте правило умножения десятичных дробей

5.      Сформулируйте правило деления десятичных дробей на натуральное число, на десятичную дробь.

Учитель: Ребята, выполнив следующее задание, вы поймёте, о чём конкретно пойдёт речь дальше.

4.                  Задание. Решите уравнения

1)      х + 10,5 = 18,98

2)      34,5 — у = 16,25

3)      а * 1,9 = 3,8

4)      12,6: с = 12,6

1

ы

8,48

з

0,2

а

17,25

г

18,25

у

2

б

Ответы закодированы буквой. Ответ первого уравнения — это первая буква нашего слова: ЗУБЫ

Учитель: Да, сегодня на уроке мы поговорим именно о зубах. Как же это красиво, когда у человека белые и ровные, как драгоценный жемчуг, зубы! Они ведь нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы человек мог ослепительно улыбаться и все вокруг могли бы видеть, что он здоровый, сильный, веселый и с удовольствием может работать.

Ведь по зубам судят о здоровье. В наших зубах, как в зеркале, отражается состояние организма в целом. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам».

Вопрос: Ребята, вы, наверное, знаете, что для хорошего здоровья большое значение имеет питание. А вы хотите узнать, какие продукты влияют на укрепление зубов?

5. Тестирование.

1) 234,56 + 123,9

А- 358,46 — баранина

Б — 356,36 — свинина

2) 47–12,36

А — 34,74 — кофе

Б — 34,64 — чай

3) 23,2 * 1,4

А — 324,8 — картофель

Б — 32,48 — рыба

4) 234,4: 0,02

А — 11720 — черный хлеб;

Б — 1172 -– белый хлеб;

5) 34,7: 2

А — 17,305 — почки

Б — 17,35 — печень

6) 456 + 122,6

А — 578,6 — желток

Б — 168,2 — белок

7) 123,45 * 0,001

А — 12345 — лук

Б — 0,12345 — морепродукты

Учитель: Если вы хотите, чтобы ваши зубы были здоровыми, не забывайте употреблять эти продукты чаще в пищу.

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём, поиграем в игру. Я называю обыкновенную дробь, если ее можно перевести в десятичную, то вы встаете, нет — сидите на месте.

Учитель: Отдохнули, зарядились энергией и продолжим работу.

Отработка вычислительных навыков.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, чем люди чистили зубы в старину?

Давайте решим задачи, а ответы и будут ответами на мой вопрос.

1)                 Две собаки подбежали к хозяину одновременно. Одна бежала 0,46 с со скоростью 3,5 м/мин, а другая 1,04 с со скоростью 1,5м/мин. Какая собака была дальше от хозяина и на сколько (ответ выразите в см)?

2)                 Площадь кухни 8,4 м², а площадь комнат в 2,8 раза больше. Чему равна общая площадь квартиры?

50 — мёд, желток

5 — мел, молоко,

24,36 — сахар, лимонная кислота

31,92 — зола, соль

Учитель: Чем только не чистили зубы в старину! Для того применяли золу, кусочки угля, поваренную соль, молоко, соду, мел, толченую скорлупу яйца с медом. Китайцы пользовались порошком из бобов мыльного дерева, жители Сибири и Урала варили из сосновой смолы жевательную мастику (так называемую серу), очищавшую зубы и укреплявшую десны.

Наверно, многие из вас испытали зубную боль и побывали у врача. Поэтому, не нужно относиться к чистке зубов легкомысленно.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, какое минимальное количество щёток должен сменить человек в течение года?

А чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, давайте выполним следующее задание. Ответы записываем, складываем и делим на 4,5.

1)      У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь?(5)

2)      В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4)

3)      У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (0)

4)      Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего Возле дома моего? (4)

5)      Один банан падает с елки каждые 5 минут. Сколько их упадет за один час? (0)

6)      На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5)

Учитель: Ребята, зубную щетку следует менять не реже, чем каждые 3 месяца. Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.

Домашнее задание. Составить примеры с зашифрованными ответами о здоровье.

Запомните: Очень сложно болезни лечить,

Легче болезни предупредить.

Спасибо за урок. До свидания.

Вывод. Цель уроков обучения учащихся здоровому образу жизни — формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Организация уроков по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач:

-          формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

-          выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

-          закрепление гигиенических навыков и привычек;

-          приобщение к разумной физической активности;

-          обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

При построении уроков следует помнить, что:

-          Необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут;

-          Введение нового материала начинается на 10–12-й минуте;

-          Динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи;

-          Домашнее задание дается творческого характера.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т. к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Литература:

1.         Антонова Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л. Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001–2005 гг».).

2.         Воротилкина И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

3.         Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

4.         Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики / Усова, Г.П., 2010. -8с.

5.         Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2003. –272 с.

6.         «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000».., 2002 г.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, зуб, учитель, Домашнее задание, дробь, задача, правило умножения, Ребята, урок математики.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни на уроках физики

Повышение экологической грамотности школьников. Тренинговое занятие. Профилактика здорового образа жизни среди подростков и юношей. Работа над ценностями

Реализация организационно-педагогических условий здоровьесбережения в классе

Формирование ценностей здорового образа жизни у молодежи

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков ОБЖ, физкультуры, русского языка и литературы, географии в пропаганде здорового образа жизни

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшени...

Формирование у школьников навыков здорового питания

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся

Формирование здорового образа жизни посредством занятий лыжным спортом

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни на уроках физики

Повышение экологической грамотности школьников. Тренинговое занятие. Профилактика здорового образа жизни среди подростков и юношей. Работа над ценностями

Реализация организационно-педагогических условий здоровьесбережения в классе

Формирование ценностей здорового образа жизни у молодежи

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков ОБЖ, физкультуры, русского языка и литературы, географии в пропаганде здорового образа жизни

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшени...

Формирование у школьников навыков здорового питания

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся

Формирование здорового образа жизни посредством занятий лыжным спортом

Задать вопрос