В статье поднимается вопрос о роли и деятельности областной организации Коммунистической партии Советского Союза по активизации общественно-политической жизни населения Астраханской области в период 1965–1985 гг.
Ключевые слова: коммунистическая партия, КПСС, Астрахань, общественно-политическая жизнь, политико-агитационные мероприятия.
The article raises the question of the role and activities of the regional organization of the Communist Party of the Soviet Union to enhance the socio-political life of the population of the Astrakhan region in the period of 1965–1985 years.
Keywords: Communist Party, Astrakhan, social and political life, political campaign activities.
Коммунистическая партия Советского Союза — испытанный и закаленный в борьбе авангард советского народа, строящего коммунизм, партия революционеров, олицетворяющая собой ум, честь и совесть эпохи.
Ее политические задачи и методы борьбы за коренное преобразование общества, идеологические и организационные принципы были разработаны ее основателем В. И. Лениным.
Вся деятельность КПСС озарена ярким светом марксистко-ленинского учения. [2.C.5]
Одним из пунктов массово-политической работы КПСС в Астрахани стало повышение идейного уровня лекционной пропаганды. Так же работа с населением велась через радио и газеты “Волга”, “Комсомолец Каспия”, “Знамя коммунизма”. Целью этой работы было достижение значительного улучшения жизни общества. Общество “Знание” создало для этой работы необходимые условия, выделив команды для укрепления лекторских групп в первичных партийных организациях.
Формами массово-политической и общественно-политической работы в изучаемый период являлись: проведения собраний трудящихся, беседы, доклады, лекции, воздействие через печать, кино, радио, телевиденье и мероприятия культурно-просветительских учреждений.
По сравнению с предыдущим периодом (1953–1964 гг.) стали чаще практиковать проведение вечеров отдыха, диспутов, конференций. Практиковались встречи с работниками передовых сфер (науки, техники), встречи с ветеранами труда и старыми большевиками. Широкое распространение в массах получило движение за коммунистическое отношение к труду. [3. Л. 35]
Однако главной задачей партийных органов оставалось выполнение решений и постановлений ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Главного политуправления Советской Армии и министерства культуры СССР “ О проведении Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства, посвященного 50-летию Великой октябрьской социалистической революции ”.
В течение 1966–1967 года перед КПСС ставилась задача изучить и обобщить данные и опыт работы идеологической комиссии райкома КПСС.
Изучение опыта и работы райкома КПСС принесло практическую пользу агитационной и общественно-политической работе с населением Астрахани, повысив политическое просвещение жителей города. Было решено проводить совещания по политическому обмену опытом не реже чем 2 раза в год. [4. Л.36–37]
30 января 1967 года Астраханский городской комитет КПСС отчитался о ходе выполнения бюро обкома КПСС “О массово-политической работе среди населения в связи с выборами в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся Ленинским райкомом КПСС”.
Выполнение постановления бюро обкома КПСС райкомом партии и первичными партийными организациями усилило внимание населения к проведению массово-политической работы среди трудящихся промышленных предприятий, транспортных и строительных организаций, учреждений, учебных заведений и среди населений по месту жительства.
В работе участвовало около 4 тыс. агитаторов, информаторов, активистов, привлеченных к работе в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся.
Райком КПСС провел за 1966–1968 год 3 инструктивных совещания с секретарями первичных партийных организаций, заведующими агитпунктами и руководителями агитколлективов. В первичных партийных организациях систематически инструктировались агитаторы, оказывавшие практическую помощь. Усилился контроль со стороны райкома КПСС и первичных партийных организаций за деятельностью агитаторов, агитпунктов и агитколлективов. Всего в городе было создано 56 агитпунктов. [5. Л. 4]
Проверкой установлено, что неплохо организована массово-политическая работа при агитпунктах ДК АстрГРЭС, ДК “15 лет Октября” ЖЕК № 23 школах № 8, 21, 13 кинотеатра “Призыв” мясокомбината управления Каспрыбхолдфлота, речного порта, педагогического училища и д. р.
В феврале 1967 года на заседании парткома был утвержден состав комиссии по подготовке к празднованию 50-летия Великого Октября. Комиссия состояла из 31 человека.
В начале марта 1967 года состоялось заседание праздничной комиссии, на котором были разработаны мероприятия по подготовке и проведению праздника. Так же были разработаны мероприятия по производственным участкам.
В целях достойной встречи 50-летия Великого Октября проводилась разнообразная массово-политическая работа: состоялось собрание коллектива порта, на котором выступал начальник порта В. Д. Тарыкин. Он говорил, в своем докладе, о задачах всех рабочих, инженерно-технических работников, плавсостава в юбилейном году; здесь же еще раз говорилось о задачах коллектива в свете постановления ЦК КПСС от 4 января 1967 г.
Постановление ЦК КПСС развертывает перед нами широкую панораму важнейших достижений советского народа за 50-летнию, показывает грандиозную перспективу нашего общества. [8. Л. 1–21]
В постановлении было отмечено, что первоочередной задачей является организация массово-политической и агитационной работы.
Это направление впоследствии переросло в ряд постановлений “О проведениях агитационно-пропагандистских работ” в различных направлениях (в спорте, в военной сфере).
Об этом постановлении (от 4 января 1967 г) пространно высказался Ю. В. Андропов, заявив: “Почему-то агитационно-массовую работу традиционно относят к идеологической или предвыборной. Однако она имеет главным образом организационное значение. Ведь организационная работа имеет два направления внутреннее и внешнее. Под внутренним понимается не только внутрипартийное, но и вся работа внутри коммунистического движения. Внешняя организационная работа это работа со всем трудящимся населением. И агитационно-массовая составляет главную её часть. Каждое публичное массовое мероприятие может считаться полезным, если оно имело хоть какие-нибудь организационные последствия.
На всех массово-политических мероприятиях должны действовать органы, производящие установление контактов с присутствующими представителями организаций, и отдельными гражданами, потенциальными членами партии или её сторонниками. Все раздаваемые на мероприятии материалы должны являться приглашением к совместным действиям по улучшению конкретной ситуации, или решению конкретных проблем необходимых присутствующим людям.
Каждое приглашение к микрофону граждан из участников митинга желательно продолжать принятием соответствующей резолюции и декларированием, а по возможности и организацией соответствующего комитета.
Проводимые митинги должны предваряться мелкими тематическими встречами в среде заинтересованного контингента. Например:
- проблемы ЖКХ — с мегафоном по дворам,
- производственные проблемы — встречи трудовых коллективов с депутатами муниципалитета
- проблемы образования — организация встреч преподавателей родителей и учащихся на местах
Главная задача организация сплочения граждан в группы, а затем в более широкие коллективы. Только коллектив может противопоставить себя чиновнику, а значит выразить волю населения. Объединение коллективов это уже социальная сила в государстве.
Для проведения массовой работы нужен организационный центр, имеющий своих агентов на предприятиях и в жилых кварталах.
Предлагается следующая структура организации массово-политической работы
По-видимому, дополнительных пояснений не требуется, кроме объяснения нелегальной работы. Под нелегальной работой понимаем работу, проводимую без уведомлений и открытых обсуждений, без соблюдения установленных властью правил, но, не нарушая уголовного кодекса.
Аналогичная структура рекомендуется как для центрального, так и для регионального и местного уровней”. [1]
По производственным участкам собрания коллективов так же прошли в феврале — марте.
13 июня 1967 года состоялось партийное собрание парторганизаций управления порта. На собрании присутствовало 46 человек. [9. Л. 2]
На собрании были обсуждены следующие вопросы:
- О выполнении коммунистами уставных требований
- Информатизация партбюро о выполненных работах.
Всего выступало 8 человек. Все выступившие говорили о мерах, которые следует принять для исправления недостатков и недоработок в организационно-политической работе партийных органов.
По итогам 1967 года были сформулированы задачи для партийных органов:
1. Добиться улучшения явки коммунистов на собрания.
2. Улучшить агитационно-политическую работу печати на производстве
3. Ускорить окончание оформления территории.
4. Привлечь больший актив к массово-политическим мероприятиям и вовлечь население в социально- политическую работу
5. Вовлечь в политическую и социально-политическую работу пенсионеров
6. Принять меры по усилению агитационной работы. [10. Л. 7]
По итогам отчетов за 1967 год П. Колганов сделал вывод о том, что агитационно-политическая и социально- политическая работа с населением проводится недостаточно хорошо. “Наибольшее число агитаторов регулярно бывают у избирателей на квартирах, проводят беседы, отвечают на различные вопросы, дежурят в агитпунктах.
Наибольшую активность проявляют участники массово-политических мероприятий управления Каспрыбхолофдлота и РЭБ флота им. Урицкого. Но этого не достаточно.
Стоит улучшить работу в рамках лекционной пропаганды, например в январе-феврале месяцах по указанной фише тематике было прочитано 489 лекций и докладов, в 27 агитпунктах, требуется добавить к этому демонстрации документальных фильмов в красных уголках и агитпунктах Для этого следует привлечь к работе ДК “15 лет Октября” АстрГРЭС, кинотеатр “Призыв” и т. д. Однако агитпункты еще не стали подлинными центрами политической работы среди избирателей. К числу таких “недобросовестных” агитпунктов можно отнести: лесоперерабатывающую базу “Грузгидроэнергострой”, отделение Приволжской железной дороги п/я УД 249/2. Оформление в них бедное, планы массово-политических и социально-политических работ отсутствуют, деятельность агитаторов ограничивается составлением списка избирателей. Райкому КПСС и первичным партийным организациям следует принять меры по активизации деятельности агитколлективов”. [11. Л. 4]
Вопрос “О состоянии массово-политической и социально- политической работы среди избирателей” рассматривался на заседании бюро райкома КПСС, ряд секретарей первичных партийных организаций получили строгое предупреждение.
Работа агитпунктов и агитколлективов перешла под контроль райкома КПСС.
С 1980–1985 гг. местная власть Астрахани взяла курс на поддержание интереса жителей города к политике центральной и местной власти.
Перед городской партийной организацией ставились задачи по совершенствованию системы трудового воспитания в производственных коллективах города, повышению его роли в решении ключевых народнохозяйственных задач в свете требований июльского Пленума ЦК КПСС (1983гг.) [12. Л. 1]
В марте 1984 года местная власть отчиталась о работе секции по совершенствованию нравственного воспитания идеологический комиссии парткома Астраханского судостроительного производственного объединения имени 60-летия образования СССР по формированию коммунистической морали трудящихся в свете требований июньского Пленума ЦК КПСС. [13. Л. 7]
Из отчетов Астраханского отдела пропаганды и агитации понятно, что местной власти требовались дополнительные стимулы населения для активной политически-агитационной работы, так как население начало терять интерес к политике местной и советской власти. [14. Л 9- 10]
Отчет А. И. Лыкова ”О готовности летних агитплощадок Советского района к проведению массово-политических мероприятий среди населения” [15. Л. 3] позволяет сделать вывод, о том что политические и общественно-агитационные надежды советского отдела пропаганды и агитации возлагались на молодежь, которая в тот период так же была низко мотивирована и слабо заинтересована в политике проводимой центром и на местах. Об этом не раз поднимался вопрос в учебных заведениях, где ставилась задача мотивировать молодежь и привлечь ее к политико-агитационно-просветительской работе с населением. [16. Л 1–7]
По сравнению с 1978 годом работа местной власти в рамках агитацинно-политической, социально- политической, общественно-политической стала давать слабые результаты, так как первостепенными задачами для власти по прежнему оставались выполнения решений Пленумов ЦК КПСС и вопросы повышения роли руководящего состава в агиттрудовых бригадах.
Руководствуясь решением 25 съезда КПСС местная власть наметила программу по идеологическому обеспечению и выполнению этих решений, отдел пропаганды и агитации ГК КПСС ставил в числе главных задач на период (1976–1986):
1. Обеспечить широкую и углубленную пропаганду материалов 25 съезда КПСС, мобилизацию трудящихся на выполнение задач, поставленных партийным съездом. (вставить статистику Астрахань в 10 и 11 пятилетках)
2. Всемирно повышать эффективность маркситско-ленинского образовании я, усилить работу по формированию у всех трудящихся города марксистско- ленинского мировоззрения и политической сознательности.
3. Принять меры к дольнейшему повышению и совершенствованию роли трудового коллектива в коммунистическом воспитании трудящихся.
4. Улучшить работу по нравственному воспитанию личности в трудовых коллективах по месту жительства.
По итогам отчета о выполнении задач ГК КПСС можно сделать о запоздалой реакции центральных и местных властей на сложившееся положение дел. Население стремительно теряло интерес к марксистко-ленинской методологии, снижался идеологический уровень молодежи и ее политическое миропонимание. В условиях предкризисной ситуации 1984 года центральная власть не могла упреждающе или своевременно реагировать на общественно-политический и идеологический кризис системы. Местная же власть сосредоточила свои силы на выполнении решений власти центральной и не особо заботилась о внутриполитических, общественно-политических, социально-политических и политико-агитационных реалиях. В условиях нарастания экономического и политического кризиса командная система стала давать сбои и попросту себя изживать. Местная власть потеряла политико-пропогандастскую связь с населением, а социальная сфера стала последней в списке стимулирования плановой работы власти. Назревал политико-экономический и социальный кризис (10984–1985 гг.), увеличивался провал между властью верховной и властью местной, а так же между властью местной и простыми жителями.
Литература:
1. Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983
2. Г.Н Голиков, А. И. Титов, Ю. С. Борисов, И. П. Верховцев, Г. А. Деборин, М. Г. Колодезнев, Мухина Г. З., С. Л. Титаренко А. Э. Экштейн. Очерки истории КПСС с.5
3. ГАСД АО Ф. 9. Оп. 3. Д. 9. Л. 35
4. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 9. Л.36–37
5. ГАСДАО Ф 9. Оп 3 Д. 353 Л, 4
6. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 5. Л.2
7. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 5. Л.1
8. РГАНИ Ф. 107. Оп. 1 Д. 31. Л 1–21 Подлинник Машинопись
9. ГАСДАО Ф 9. Оп 3 Д. 353 Л, 2
10. ГАСДАО Ф.9. Оп.33. Д. 54 Л 7
11. ГАСДАО Ф.9. Оп.33. Д. 54 Л 4
12. ГАСДАО Ф.9. Оп.31. Д. 66 Л 1
13. ГАСДАО Ф.9. Оп.27. Д. 72 Л 7
14. ГАСДАО Ф.9. Оп.27. Д. 72 Л 9- 10
15. ГАСДАО Ф.9. Оп.20. Д. 41 Л 3
16. ГАСДАО Ф.9. Оп.17. Д. 36 Л 1–7