Понятие образования весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование — это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
В понятие образования включены не только знания, навыки и умения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг. Целью введения рейтинговой системы является объективизация контроля качества образовательного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся, обеспечение у них положительной мотивации к достижению успехов в учебе.
Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество.
Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.
Рейтинговая система контроля качества знаний учащихся вводится во исполнение Национальной программы по подготовке кадров, Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 203 от 13 мая 1998 г. «Об организации общего образования в Республике Узбекистан». Рейтинговая система является частью Государственного образовательного стандарта общего среднего образования (ГОСОСО) и обязательна для использования во всех образовательных учреждениях общего среднего образования.
В связи с этим рейтинговая система призвана решать следующие психологические и педагогические задачи:
1. Выявление и развитие интеллектуальных, познавательных и других способностей.
2. Формирование и развитие самонаблюдения, самовоспитания, самоконтроля и других качеств.
3. Развитие активного отношения учащихся к освоению знаний.
4. Формирование потребности в расширении и углублении познавательной деятельности у каждого учащегося.
Педагогические задачи рейтинговой системы — это:
1. Повышение индивидуализации в процессе обучения.
2. Формирование и развитие умений учащихся по самообразованию и самоконтролю.
3. Повышение дисциплины учащихся при проведении учебных занятий.
4. Приобретение навыков и умений в выполнении различных видов учебной и творческой деятельности учащихся.
К системе рейтинговой оценки предъявляются следующие требования:
1. Объективности, состоящей в том, чтобы оценка знаний, умений и навыков учащихся не влияла на характер и формы взаимоотношений между учителем и учеником.
2. Точности, состоящей в том, чтобы каждый вид учебной деятельности был оценен в соответствии с качеством выполнения этой работы.
3. Гибкости, состоящей в том, чтобы рейтинг эффективно работал в любых педагогических ситуациях и обстоятельствах.
4. Надежности, состоящей в том, что уровень знаний учащихся адекватно отражался шкалой рейтинга.
5. Вариативность, состоящая в том, чтобы глубина усвоения знаний по различным учебным предметам оценивалась в единой рейтинговой шкале, при различных вариантах набора баллов.
6. Системности, состоящей в том, чтобы все элементы рейтинга (шкала, нормативы, таблицы, инструкции и т. д.) были взаимосвязаны и работали как единая система.
7. Доступности, состоящей в том, чтобы ученику любого класса и любой школы были доступны для восприятия и понимания основные моменты рейтинга.
8. Дифференцирующей способности каждого ученика в соответствии с имеющимися у него уровнями знаний, умений и навыков по разным предметам.
9. Стимулирования, состоящего в том, чтобы рейтинг овладел реальной победительной силой, двигающей ученика в сторону повышения его успехов в учебной деятельности от четверти к четверти, от года к году.
Рейтинговая система контроля позволяет реализовать в учебной практике:
1) непрерывность контроля самостоятельной работы учащихся и постоянное оценивание качества усвоения всех без исключения видов занятий.
2) Дифференцируемость оценки усвоения учащимся каждого вида учебных занятий по уровню получаемого рейтинга.
3) Гласность контроля, достигаемого за счет систематического ознакомления каждого ученика с уровнем его рейтинга.
4) Снижение регламентирующей роли зачетов и экзаменов, носящих как правило, формальный характер.
Рейтинговая система контроля организована так, что каждая учебная дисциплина оценивается суммарным номинальным рейтингом, определенным объемом отведенных по плану учебных часов. Система предусматривает три вида контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК), итоговый контроль (ИК).
Количество контрольных процедур зависит от специфики учебной дисциплины, объема, обязательных знаний, умений и навыков, определенных программой, числа часов в неделю, в соответствии с учебным планом. Минимальное число и способы (устный опрос, контрольная работа, семинар, реферат, лабораторная работа, изложение, диктант тесты, решение задач и др.) обязательных промежуточных и текущих контрольных процедур по каждой учебной дисциплине, устанавливаются заранее и утверждаются Министерством народного образования, сообщаются учащимся в начале учебного года и уточняются в начале каждого полугодия.
Текущий контроль — это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем непосредственно в процессе урока, а также проверка письменных домашних заданий. Форму текущего контроля выбирает учитель. Наиболее распространенными формами текущего контроля являются: 1) устный контроль усвоения фрагмента учебного материала; 2) небольшое письменное задание или использование педагогического теста с малым числом тестовых заданий (до 15).
Текущий контроль обеспечивает:
1. Учителя оперативной информацией;
2. Систематическую работу учащегося.
3. Своевременное реагирование на отставание отдельных учащихся, введение необходимых корректировок.
Каждый из видов текущего контроля в течение полугодия оценивается по стобалльной шкале. Оценка означает процент усвоения фрагмента учебного материала или выполнения учебного задания. В конце учебного года все оценки усредняются.
Промежуточный контроль имеет своей целью проверить освоение учащимися определенного раздела учебной дисциплины предмета или нескольких тем занятий. Промежуточный контроль проводится учителем в течение одного урока в рамках расписания занятий в устной, письменной формах или тестированием в зависимости от специфики учебного материала. В один день в классе промежуточный контроль проводится не более чем по двум предметам. О проведении промежуточного контроля учащиеся предупреждаются как минимум за неделю. Каждый промежуточный контроль оценивается отдельно по стобалльной шкале.
Итоговый контроль различается на полугодовой, годовой и государственную аттестацию выпускников. Он проводится в форме устного, письменного, тестового контроля. Результаты устного контроля сообщаются учащимся непосредственно на уроке после его проведения. Оценки письменных работ и тестирование доводятся до учащихся в течение пяти дней, после чего проводится совместная работа над ошибками. Материалы проведенных письменного, тестового, промежуточного и итогового контроля хранятся в учебной части в течение года.
Оценки за полугодие по каждой учебной дисциплине в рейтинговых баллах представляет собой значение следующих величин: среднее значение всех первичных оценок по текущему контролю непосредственно на уроке — среднее значение всех первичных оценок за выполнение домашних заданий; — среднее значение всех первичных оценок за выполнение лабораторных работ; — оценок за каждый промежуточный контроль (по отдельности; оценки за итоговый контроль.
Для всех учащихся сохраняется возможность итогового контроля из расчета возможного повышения набранного балла в течение курса рейтинга на 25–30 % суммарного номинального значения. Это позволяет учащимся как набрать необходимый зачетный рейтинг, так и поднять имеющийся на более высокие уровень.
Литература:
1. Национальная программа по подготовке кадров. В кн.: «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана». — Т.: Шарк, 1997. — С. 31–63.
2. Закон об образовании Республики Узбекистан. Ташкент, 1997.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика. Учебное пособие. М.,2005.