Разработка и последующая реализация комплекса мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, требуют всестороннего и систематического изучения основных характеристик их образа жизни и его особенностей. В этом плане представляет особый интерес исследование образа жизни студентов педагогического вуза — тех самых будущих педагогов, которые в ближайшее время сами начнут распространять среди детей и подростков свои убеждения, жизненные принципы, идеалы здоровья и ценности здорового образа жизни. А как у них самих со здоровьем и насколько здоров их образ жизни? С этой целью мы провели тестирование студентов ряда факультетов педагогического университета. Нами были обследованы 434 студента, в их числе — 166 юношей и 268 девушек. Возраст обследуемых — от 19 лет до 21 года.
В результате, не может не вызывать беспокойства ситуация, связанная с курением: курят табак 42 % студентов (38 % обследованных юношей 44 % девушек). Количество же «заядлых» курильщиков составляет более 22 % (25,3 % среди юношей и 19,4 % девушек). Заслуживает внимания и ситуация, связанная с отношением к спиртным напиткам. Более 72 % юношей и 68 % девушек в большей или меньшей мере употребляют алкоголь. И хотя речь идёт, в основном, о слабоалкогольных напитках, систематическое их употребление (2–3 раза в неделю и более) — не может не свидетельствовать о формировании привычки систематического употребления алкоголя, а это уже тревожный факт.
Ключевые слова: образ жизни студента педагогического вуза; распространённость курения табака среди студентов; «заядлые» курильщики; распространённость употребления алкоголя среди студентов; систематическое употребление алкоголя студентами; профилактическая работа среди студентов.
The study of Pedagogical University students’ lifestyle is of particular interest: Most of them are future teachers who will soon begin to share their own beliefs, life principles, ideals, values and priorities, and more specifically Health Ideals and Healthy Lifestyle Values — with schoolchildren and teens. Do they have a good health and how healthy is their own lifestyle?
What can they offer as an example to their scholars? Do they or do they not like drinking alcohol and smoking tobacco? In order to ascertain this, we tested a number of students of the Herzen State Pedagogical University. We surveyed 434 students, among them 166 boys and 268 girls, from 19 to 21 years old.
As a result of data analysis, we identified some characteristics of Pedagogical University’s students’ lifestyle. Thus, the smoking situation causes great concern: 42 % of students smoke tobacco (38 % of the surveyed male students and 44 % of the surveyed females). The number of «heavy» smokers is more than 22 % (25.3 % among males and 19.4 % among girls). The high percentage of smoking girls is also a cause of great concern. By smoking, they not only harm their own health, they pose a potential threat to the health of their future children and grandchildren. In discussing the smoking prevalence among students of Pedagogical University, — a Center of training future teachers and educators, — we should bear in mind that a smoking teacher is a teacher of smoking.
Students’ attitude to alcohol is also noteworthy. According to our observations, only approx. 30 % of the surveyed students (27.8 % of boys and 31.7 % of girls) fall into the non-drinking category. Over 72 % of boys and 68 % of girls consume alcohol in varying degrees. Although we mainly focus here on low-alcoholic drinks, their systematic consumption (2–3 times or more per week) — is an evidence of drinking turning into own habit as a systematic procedure, what is a troubling fact.
The high prevalence of smoking and alcohol consumption among male and female Pedagogical University’s students calls for focused preventive work with students and their active involvement to the youth temperance movement.
Key words: The Healthy Lifestyle Values; The study of Pedagogical University’s students’ lifestyle; The smoking teacher is a teacher of smoking; A number of «heavy» smokers among students; Students’ attitude to alcohol; Low-alcoholic drinks consumption; The systematic consumption of low-alcoholic drinks; The necessity of preventive work with students and their active involvement to the youth temperance movement.
За последние годы всё большее внимание уделяется проблеме разработки и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий, предназначаемых для реализации их в рамках учебного процесса в образовательных учреждениях разного уровня [10, 15, 16, 17]. Здоровьесберегающие образовательные технологии могут наиболее эффективно реализовываться только на основе личностно-ориентированного подхода к организации учебного процесса, что предполагает активное участие самого субъекта в формировании своего личного опыта здоровьесбережения, наряду с осознанием своей личной ответственности не только за собственное здоровье, но также и за здоровье окружающих [9, 10, 11, 12, 13].
Разработка и последующая реализация комплекса мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, требуют всестороннего и систематического изучения основных характеристик их образа жизни и его особенностей.
В этом плане представляет особый интерес исследование образа жизни студентов педагогического вуза — тех самых будущих педагогов, которые в ближайшее время сами начнут распространять среди детей и подростков свои убеждения, свои жизненные принципы, идеалы, ценности, приоритеты и, в частности, — идеалы здоровья и ценности здорового образа жизни [1, 2, 5, 6, 7, 8, 13, 16].
А как у них самих со здоровьем и насколько здоров их образ жизни? Что они сами могут предложить, как пример, своим ученикам? Свободны ли они сами от распространённых среди учащихся вредных привычек — употребления алкоголя и курения табака? Как мы могли бы ответить на эти вопросы?
С этой целью мы на кафедре медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена провели тестирование студентов ряда факультетов университета (методом анкетного опроса) и проанализировали полученные данные в психофизиологической лаборатории нашего факультета. В качестве анкеты был использован стандартный опросный лист, давно предложенный американскими исследователями (Куртис Байер и Луис Шейнберг, 1997), и часто используемый нами для оценки образа жизни человека [1, с. 17; 12, с. 203–204].
Данная методика позволяет выявить вредные пристрастия студентов (употребление алкоголя, курение табака), наряду с чем она предоставляет возможность оценить режим и характер их питания, выяснить продолжительность ночного сна, определить соотношение роста и массы тела, а также — охарактеризовать физическую активность обследуемых.
Нами были обследованы 434 студента, в их числе 166 юношей и 268девушек. Возраст обследуемых — от 19 лет до 21 года. Как показало проведенное нами обследование студентов, применяемый тест довольно прост и удобен в использовании, при этом он достаточно информативен и вполне пригоден для изучения основных характеристик образа жизни студенческой молодёжи.
В результате анализа полученных данных, нами были выявлены некоторые характерные признаки образа жизни студентов педагогического университета. Так, регулярно (1–2 раза в неделю) занимаются физкультурой или спортом 48 % студентов, тогда как иногда занимаются физкультурой и делают лёгкую физзарядку 36 % обследованных. Среди студентов, активно занимающихся физкультурой и спортом, отмечается преобладание юношей над девушками (на 14 %). В то же время, вовсе пренебрегают физическими нагрузками и физкультурными упражнениями более 16 % опрошенных респондентов.
Заслуживает особого внимания ситуация, связанная с курением. Не курят табак 58 % опрошенных студентов (62 % обследованных юношей и 56 % девушек). Соответственно, курят («покуривают») 42 % студентов (38 % обследованных юношей 44 % девушек). Количество же «заядлых» курильщиков составляет более 22 % (25,3 % среди юношей и 19,4 % девушек). Оникурят постоянно и не менееполпачки сигарет за день. И хотяэти данные ниже общероссийских, однако, тот факт, что более четверти будущих педагогов, в том числе и специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности и укрепления здоровья, сами пренебрегают своим здоровьем, — свидетельствует о недостаточной эффективности реально проводимой профилактической работы с нашими студентами.
Не может не вызывать особой тревоги высокий процент курящих девушек. Помимо непосредственного вреда для их здоровья, это закладывает потенциальный вред их будущему потомству, — их детям и внукам. Подчёркивая вред курения для здоровья студентов педагогического университета, подготавливающего кадры будущих учителей и воспитателей, следует иметь в виду, что курящий учитель — это, по существу, — «учитель курения» [3, 4].
Что же касается общероссийских показателей, то они свидетельствуют о том, что наша Россия, к сожалению, является одной из самых курящих стран мира. В нашей стране курят более 67 % мужчин и до 40 % женщин [6, c. 211]. И это одна из реальных причин высоких показателей заболеваемости и смертности нашего населения, наряду с явно недостаточной средней продолжительностью жизни граждан России [8, c. 129–134].
Заслуживает постоянного внимания также и ситуация, связанная с отношением студентов педагогического вуза к употреблению спиртных напитков. По нашим наблюдениям, в категорию лиц, вовсе не употребляющих алкогольные напитки, входят около 30 % из числа обследованных студентов (27,8 % юношей и 31,7 % девушек).
Более 72 % юношей и 68 % девушек в большей или меньшей мере употребляют алкоголь. И хотя при этом речь идёт, в основном, о слабоалкогольных напитках, однако систематическое их употребление (1–2–3 раза в неделю — в половине случаев указаний на употребление алкоголя) — свидетельствует о формировании привычки систематического употребления алкогольных напитков, что, безусловно, является тревожным фактом. Алкоголизм, как и любая наркомания, инициируется первой пробой, он формируется c повторным использованием наркотика и прогрессирует с систематическим употреблением наркотика, неизбежно вызывающего в последующем наркотическую зависимость [2, 6, 7, 14].
Характеризуя режим питания студента педагогического вуза, приходится констатировать, что и по данному компоненту образа жизни ситуация также не выглядит достаточно благополучной. Далеко не все студенты регулярно завтракают, и поэтому довольно многим из них приходится неоднократно «перекусывать» между основными приёмами пищи, либо — вместо нормальных приёмов пищи.
Нормальный режим питания соблюдают менее половины опрошенных студентов (48,3 %). Соответственно, не соблюдают рационального режима питания 51,7 % обследованных респондентов. При этом до 18 % студентов обходятся без завтрака, а свыше 43 % респондентов систематически «перекусывают» по несколько раз в день, используя для этого перерывы между различными видами занятий, ссылаясь на интенсивную учебную работу.
Что же касается продолжительности ночного сна обследованных нами студентов, то результаты обследования убедительно свидетельствуют о том, что на менее половины респондентов в большей или меньшей степени «недосыпают»: так, недостаточная продолжительность ночного сна отмечена у 55,6 % девушек и у 42,2 % юношей. Основные причины этого — большая учебная нагрузка и совмещение учёбы с работой.
В целом, оценивая образ жизни студентов педагогического университета, по результатам нашего исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Только 20 % обследованных нами студентов ведут по-настоящему здоровый образ жизни (21 % юношей и 19 % девушек);
2. Для 80 % студентов необходима коррекция отдельных элементов образа жизни и, прежде всего, необходимо устранение вредных привычек, а также — обеспечение достаточной продолжительности ночного сна и соблюдение рационального режима питания.
3. Недопустимо высок процент курящих студенток (44 %) и студентов (38 %) в педагогическом университете. Сложившееся положение требует активной борьбы с курением среди студенческой молодёжи — среди тех самых будущих педагогов (учителей, воспитателей, методистов и организаторов образовательной деятельности), которым предстоит формировать культуру здоровья и приверженность здоровому образу жизни у детей и подростков.
4. Остаётся ещё недопустимо высоким процент студентов, приобщающихся к систематическому употреблению алкогольных напитков: как показывают результаты наших наблюдений, алкоголь употребляют 72 % обследованных нами студентов-юношей и 68 % обследованных девушек. Это заслуживает самого серьёзного внимания и неукоснительно требует реальной активизации антиалкогольной воспитательной работы со студентами и вовлечения их в молодёжное трезвенническое движение.
Литература:
1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Учебно-популярное издание. / Перевод с англ. — М.: Издательство «МИР», 1997. — 368 с.
2. Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. / Молодой учёный, 2014, № 3. — С. 772–775.
3. Бахтин Ю. К., Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака. // Тезисы доклада. / Профилактическая и клиническая медицина, 2011, № 3 (40). — С. 456.
4. Бахтин Ю. К., Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака. // В сб.: «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете стратегии государственной антинаркотической политики» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2011. — С. 194–197.
5. Здоровье студентов: Монография. // Коллектив авторов. / Под редакцией Н. А. Агаджаняна. — М.: Издательство РУДН, 1997. — 199 с.
6. Карпов А. М. Здравствуйте, если хотите. Образовательно-воспитательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти: Монография. — Казань, 2008. — 224 с.
7. Корчагина Г. А. Остановим распространение наркомании. Участие молодёжи в профилактике: Учебно-методическое пособие. /Под редакцией Л. П. Симбирцевой. — СПб.: Издательство «Островитянин», 2008. — 64 с.
8. Лисицын Ю. П. Здравоохранение в XX веке: Монография. — М.: Медицина, 2002. — 216 с.
9. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьёв А. В. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи. / Молодой учёный, 2014, № 3. — С. 941–944.
10. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьёв А. В. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений). / Молодой учёный, 2014, № 3. — С. 944–947.
11. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьёв А. В. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка. / Молодой учёный, 2014, № 4. — С. 1018–1020.
12. Основы валеологии: Учебное пособие. // Коллектив авторов / Под редакцией В. П. Соломина, Л. П. Макаровой, Л. А. Поповой. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 205 с.
13. Основы здорового образа жизни петербургского студента: Учебник. // Коллектив авторов / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 319 с.
14. Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Ткачук В. А. Личностно-психологическая характеристика наркозависимых лиц. // В сб.: «Оздоровление средствами образования и экологии / Материалы VI Международной научно-практической конференции 19–22 октября 2009 г., г. Челябинск». — СПб.: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2009. — С. 104–106.
15. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Монография. — М.: АРКТИ, 2003. — 205 с.
16. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Бахтин Ю. К. Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза. / Молодой учёный, 2014, № 2. — С. 854–856.
17. Старикова О. Г. Сохранение здоровья подрастающего поколения через внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. // В сборнике: «Оздоровление средствами образования и экологии: / Материалы VI Международной научно-практической конференции 19–22 октября 2009 г». — СПб.: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2009. — С. 126–128.