Приводится анализ работы органов государственной власти в Пензенской области по развитию инновационных проектов и производств. Указываются этапы развития инновационной инфраструктуры области.
Ключевые слова: инновационный проект, реиндустрилизация, инфраструктура, государственная поддержка, бизнес-инкубатор, технопарк, индустриальный парк.
Как отметил В. В. Путин, Россия может войти в пятёрку крупнейших экономик мира при переходе к новой модели экономического роста и развития российского общества в целом. Комплекс задач, прозвучавший в выступлениях Президента, был обозначен им единым и емким определением — «модернизация». Политическое руководство страны объявили в качестве базового тренда модернизации российской экономики ее реиндустриализацию (новую индустриализацию на основе новейшего технологического уклада с использованием инновационных разработок). Инновации, новые технологические и идейные решения — звено, связывающее власть, бизнес и общественность. Внедрение инноваций стимулирует развитие региона, позволяют качественно повысить уровень жизни населения. Создание и апробирования прототипов новейших промышленных образцов требует развитой инфраструктуры (НИИ, центр коммерциализации научных разработок, поддержка банковского сектора и др.). Создание (особенно с «нуля») такой инфраструктуры является сложнейшей задачей для любого региона. Однако в нашей стране есть регионы, которые смогли быстро справиться с этой задачей (например, Пензенская область). Пензенская область является типичным субъектом Поволжского федерального округа (не богатая природными ресурсами, не большая по площади, малая численность населения). Очевидно, что в таких условиях единственный выход, для развития региона — сделать ставку на высокотехнологичное производство и на развитие промышлености в целом.
Последние годы Правительство области комплексно решает проблему создания и развития высокотехнологичных производств и внедрения инновационных технологий в промышленность [1,2]. Были реализованы важные инфраструктурные проекты в области поддержки инноваций и предпринимательства в долгосрочной перспективе. На первом этапе была создана крупнейшая в России сеть бизнес-инкубаторов общей площадью, превышающей 40 000 кв.м и состоящей из более 30 инкубаторов расположенных по всей области. В них молодые предприниматели на конкурсной основе могут арендовать офисные и производственные помещения по минимально возможной цене. Предпочтение отдаётся высокотехнологичным производствам. Для сохранения принципа «концентрации» ресурсов, каждый бизнес-инкубатор имеет свою специализацию (электротехника, мебельное производство, точное приборостроение и многие другие).
Создание бизнес-инкубаторов в университетах области помогает инноваторам из талантливой молодёжи получать необходимую поддержку при попытках коммерциализации своих научных исследований. Если говорить о поддержки молодёжного предпринимательства в сфере новых технологий, то нельзя умолчать и о создании сети Малых инновационных предприятий (МИП — предприятие, в котором 1/3 принадлежит ВУЗу (предоставляет свои площади, различные производственные мощности и т. д.), а 2/3 собственнику) на базе университетов. Для повышения конкурентоспособности на МИПы снижена налоговая нагрузка.
Одним из императивов реиндустриализации являются инвестиции в человеческий капитал и проведение активной кадровой политики. Для популяризации рабочих и инженерных специальностей и научной деятельности среди школьников и молодёжи Управление инновационной политики и специальных проектов, Министерство образования Пензенской области с различными общественными объединениями [5,6] проводят просветительскую работу в школах по привлечению детей в кружки научно-технического творчества.
Регулярно оказывается образовательная поддержка для начинающих предпринимателей (как в сфере инноваций, так и вообще): работниками банков, крупных предприятий, органов исполнительной власти и др. проводятся семинары по различным тематикам, в том числе, финансовое право, налогообложение, опыт развития предприятия и т. д.
В регионе давно действует программы «У. М. Н.И.К». и «СТАРТ» предоставляющие на конкурсной основе гранты для поддержки молодых учённых и развития научных разработок с целью их дальнейшего внедрения в производство.
Вторым этап развития инновационной инфраструктуры области является создание технопарков. В настоящее время построены и активно используются: технопарк «Яблочков» и первая очередь технопарка «Рамеев» (в настоящее время ведутся работы по строительству 2 и 3 очередей). Оба технопарка ориентированы на такие высокотехнологичные области как медицинские технология, биоинженерия, микроэлектроника, точное приборостроение и другие. Технопарки обладают самыми современными научными лабораториями и производственными мощностями, всеми ими и могут пользоваться их резиденты по льготным тарифам. Технопарки такого уровня строятся в России только в 14 регионах, и Пензенская область, благодаря своим большим успехам в области развития инноваций, вошла в их число.
Для лучшего взаимодействия различных отраслей экономики региона между собой и продвижения инновационной продукции Пензенского производства в другие регионы и страны был создан «Центр кластерного развития Пензенской области» (предприятия, входящие в один из кластеров имеют право на дополнительную информационную, административную и образовательную поддержку). Сейчас в области функционирует 7 кластеров (биомедицинский — 34 организации; мебельный — более 15; кондитерский -23; стекольный — 18 организаций; приборостроительный — более 50; туристический; информационный -12), иведётся активная работа по открытию новых [3,4]. Реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса; является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий.
Для финансирования перспективных инновационных проектов и прототипов промышленных изделий используется такой финансовый институт, как венчурный фонд, получивший название — Пензенский региональный фонд поддержки инноваций. Осознавая такую важную отрасль, как развитие нанотехнологий, на базе технпарка «Рамеев» был создан «Центр коммерциализаций нанотехнологий», занимающийся финансированием (и софинансированием) проектов по продвижению разработок в области нанотехнологий.
Для общего руководства развития инновационной отрасли в области существует «Управление инновационной политики и специальных проектов Пензенской области» (курирует один из заместителей председателя Правительства Пензенской области). Под контролем управления находится так же и «Центр содействия инновациям», осуществляющий непосредственную поддержку заинтересованным лицам.
Курс на новую волну индустриализации России предполагает эффективную разработку всей технологической и промышленной цепочки. Одна из важней ролей в построении этого цикла — создание индустриальных парков (ИП). В Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» ИП дается определение как «совокупности объектов инфраструктуры для обеспечения строительства промышленных объектов», которая призвана заниматься производством промышленной продукции, управляется ИП коммерческой организацией в рамках соответствующего законодательства, управляющая компания обязана входить в саморегулируемую организацию своего профиля (промышленный интегратор инновационного процесса).
Огромная работа, проделанная областью в деле создания инновационной инфраструктуры, дала возможность приступить к организации таких масштабных проектов как индустриальные парки (в настоящее время планируется создать 4 таких площадки на территории области).
Заинтересованность региональных и местных властей в создании индустриальных парков обусловлена тем, что их успешное развитие способствует притоку инвестиций, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, созданию рабочих мест, обеспечению социальной стабильности. Поэтому руководители регионов рассматривают развитие индустриальных парков в качестве одного из приоритетов в работе по управлению конкретным субъектом Федерации.
Литература:
1. Москалец П. В., Гарькин И. Н. Опыт развития инновационной инфраструктуры в Пензенской области / Молодёжь в науке: проблемы и перспективы сб.мат. VI меж.регион. съезда молодых учённых. — Воронеж. — 2012. — С.125–127
2. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Железняков Л. А. Опыт развития инновационной инфраструктуры (на примере Пензенской области) / Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 212–214.
3. Гарькин И. Н., Гарькина И. А., Маркелова И. В. Реализация кластерной политики: повышение конкурентоспособности экономики региона // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; URL: http://www.science-education.ru/116–12936 (дата обращения: 30.04.2014).
4. Гарькина И. А., Гарькин И.Н Строительный кластер: взаимодействие между строительными организациями / Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 155–156.
5. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» / Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.
6. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы / Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056.