В статье рассматриваются роль и возможности организации проектной деятельности при изучении вопросов экологической безопасности.
Ключевые слова: проектная деятельность школьников, этапы проектной деятельности.
В процессе обучения важным является реализация деятельностного подхода, позволяющего учащимся не только участвовать в активной учебно-познавательной деятельности, но и конструировать ее [4, 6, 7]. Исследователи рассматривают проектирование, выполняемое учащимися как комплексную деятельность при которой школьники сами отбирают, систематизируют и классифицируют учебную информацию, учитывая задачи проекта. Так, О. С. Газман определяет проектирование в широком смысле, как комплексную деятельность, которая является средством саморазвития субъекта образовательной деятельности, а в узком смысле — средством развития его проектировочных способностей.
В соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения общего образования задания проектной направленности находятся в основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся [10]. Способность к проектированию своей деятельности учащимися (при консультирующей роли учителя) является важным компонентом учебно-воспитательного процесса и способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Исследователями выявлено, что использование проектной деятельности позволяет учащимся: актуализировать свои знания и умения; позволяет каждому ученику участвовать в учебно-воспитательном процессе; использовать полученные теоретические знания на практике; помогает научиться системно, планировать свою деятельность. В связи с нарастающими экологическими проблемами в современном мире, особое место в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» занимают вопросы экологической безопасности [5, 8].
Введение в школах федеральных государственных стандартов второго поколения общего образования и нарастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду ставит задачу по подготовке студентов педагогических вузов к организации урочной и внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности [1, 2, 3, 9].
В период педагогической практики нами было проведено исследование в школе № 102 Санкт-Петербурга среди учащихся 8 и 9 классов по выявлению наличия заинтересованности школьников в использование проектирования во внеклассной работе по вопросам экологической безопасности.
В ходе исследования нами было проведено анкетирование, в ходе которого учащиеся анонимно отвечали на вопросы, касающиеся формирования мотивации к использованию проектирования во внеклассной работе. Представим ответы учащихся на некоторые вопросы анкеты.
На вопрос анкеты, «Какие формы организации обучения вам нравятся?» большинство опрошенных (60 %) школьников ответили, что это практикумы, 25 % респондентов — семинары, 15 % учеников — учебные проекты. На следующий вопрос анкеты, «Какие виды проектов были бы вам интересны?» 45 % опрошенных ответили, что их бы заинтересовала экологическая тематика, 40 % школьников выделили для себя учебные проекты, направленные на сохранение здорового образа жизни, остальные 15 % учеников — проекты военно-патриотического характера. На очередной вопрос анкеты, «Какие темы учебных проектов, которые вам интересны?» выявлено, что 50 % опрошенных школьников заинтересованы в таких темах, как «Экологические катастрофы», «Глобальные экологические проблемы», «Влияние человека на окружающую среду», 10 % респондентов предложили тему «Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера», 40 % учащихся затруднились с ответом.
Также в ходе исследования было выявлено, что учащиеся всех опрошенных классов с большой заинтересованностью относятся к использованию информационных и коммуникационных технологий при разработке и реализации проектов. Основной целью проектирования во внеклассной работе по экологической безопасности является развитие интереса учащихся к региональным экологическим проблемам.
В ходе выполнения исследования нами была разработана программа кружка для учащихся 8–9 классов «Введение в экологическую безопасность». Краткое содержание плана работы кружка представлено в таблице.
Таблица
План работы кружка «Введение в экологическую безопасность»
Название раздела |
Краткое теоретическое содержание занятий |
Практическая часть занятий |
История и взаимоотношения обще-ства и приро-ды |
Основные этапы эволюционного пути человека и общества. Воздействие на природу первобытных охотников и собирателей. Основные факторы, способ-ствовавшие деградации и уничтожению природной среды. Влияние роста промышленного производства в России на состояние природной среды. Развитие взаимоотношений общества и природы на современном этапе |
Сравнительный анализ районов острых экологи-ческих ситуаций в России и мире. |
Экологичес-кая безопа-сность окру-жающей среды |
Химические факторы окружающей среды. Физические факторы окружающей среды. Социальные факторы окружающей среды |
— Органолептическая оцен-ка воды; — Определение кислот-ности природных вод; — Определение уровня радиационного загрязне-ния; — Оценка загрязнений окружающей среды авто-транспортом |
Экологичес-кая безопас-ность чело-века |
Здоровье человека и окружающая среда. Социально-экономические стимулы окру-жающей среды. Здоровье населения России. |
- Определение содержа-ния нитратов в пищевых продуктах; — Оценка водопроводной воды и воды, прошедшей через бытовой фильтр |
Пути реше-ния проблем экологиче-ской безопа-сности |
Проблемы рационального природо-пользования (факторы рационального природопользования). Модель устойчивого развития. Принципы устойчивого существования. Концепция устойчивого развития России. |
- Разработка концепции устойчивого развития своего района. — Разработка устава обще-ственного экологического движения для условий своего района. — Практические мероприя-тия по защите и восстановлению природы. |
Необходимо отметить, что в разделе «Пути решения проблем экологической безопасности» нами предусмотрено выполнение заданий проектной направленности. Выполнение заданий проектной направленности состоит из нескольких этапов: теоретического, практического и оценочного.
На первом теоретическом этапе происходит глубокое осмысление проблемы. Учащиеся подробно рассматривают каждый этап проекта и определяют актуальность выбранной темы.
На втором практическом этапе преобладающее место занимает работа репродуктивного характера, которая по своей функциональной направленности связана с формированием и развитием у учащихся рациональных приемов мышления, проектировочных умений и навыков. В процессе выполнения проекта школьникам предлагалось разработать план изучаемого вопроса, выделить ключевые моменты, проработать дополнительную учебную, справочную, научно-популярную литературу, разработать и при необходимости провести экспериментальное исследование. При такой организации деятельности педагогическая поддержка заключается в тактичном руководстве работой школьников по составлению плана работы, выделению ключевых моментов, выбору методики исследования. Особое внимание должно уделяться обучению учащихся аргументировать свое мнение, анализировать и рецензировать ответы одноклассников.
На оценочном этапе происходит защита результатов проектных заданий, которая является важным составляющим учебно-познавательной деятельности школьников. Необходимо помнить, что для подростка важным является общественное признание своей деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Публичное выступление это заключительный этап проектной работы школьников по экологической безопасности.
Оценивая проектные работы по экологической безопасности, считаем необходимым учитывать следующие критерии: практическую направленность проекта и значимость выполненной работы; важность темы проекта; полноту раскрытия темы; оригинальность предложенных решений; качество выполнения продукта проекта; использование средств наглядности, компьютерных средств; убедительность презентации; ответы на вопросы.
Таким образом, организация проектной деятельности школьников при изучении вопросов экологической безопасности во внеклассной и урочной работе, по нашему мнению, способствует готовности школьников к осуществлению практической деятельности в школе.
Литература:
1. Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 3–6.
2. Абрамова В. Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения //Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 709–711.
3. Беспамятных Т. А., Киселева Э. М., Костецкая Г. А., Попова Р. И., Силакова О. В. Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности». Учебно-методическое пособие/ Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011
4. Боброва Н. Г. Деятельностный подход в системе биологического образования //Самарский научный вестник. 2013.№ 4. С.27–30
5. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 5 (34). С.97–101.
6. Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы // Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 10. С. 37–40.
7. Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 С.73–76.
8. Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности //Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С.83–86.
9. Попова Р. И., Силакова О. В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися //Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С.63–66.
10. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: Просвещение, 2010.-40 с.