Статья посвящена проблемам взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами. Раскрыты сущность и необходимость совершенствования механизма информационного взаимодействия между ними. Предлагается усовершенствовать механизм взаимодействия на основе применения принципа «единого окна».
Ключевые слова: взаимодействие, таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, система управления рисками.
The article is devoted to the problems of mutual relations of participants of foreign trade activities and customs. The essence and necessity of improving the mechanism for interoperability between them. It is proposed to improve the mechanism of interaction on the basis of the application of the principle «single window».
Key words: interaction, customs, participants of foreign trade activities, risk management system.
Большое число проблем в сфере регулирования внешней торговли возникает в процессе реализации таможенной службой России международных конвенций и национальных концепций. Без эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) эти проблемы не могут быть разрешены. В особенности это касается проблем ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
Таможенные органы осуществляют свою деятельность в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и ТС, а также упрощения и ускорения таможенных операций и процедур. Тогда как участники ВЭД ставят своей целью осуществлять таможенные операции в максимально короткие сроки и с минимальными издержками. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД преследует единую цель — минимизировать издержки на реализацию таможенных операций при обеспечении норм, установленных таможенным законодательством.
В настоящее время условия ведения ВЭД обладают рядом проблем:
- высокая степень затратности,
- длительность осуществления таможенных процедур, что иногда приводит к неоправданным задержкам товаропотоков,
- простой транспортных средств,
- упущенная экономическая выгода,
- недостаточно развитая нормативно-правовая, организационно-управленческая и кадровая база по обеспечению взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Значимость данных проблем возрастает в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, ростом объемов внешней торговли России, концентрацией мест осуществления таможенных операций и таможенного контроля в приграничных регионах, продолжающейся тенденцией интеграции России в мировое экономическое пространство. Рациональным способом решения представленных проблем является поиск механизмов, усовершенствующих процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Сегодня практически все инновационные таможенные технологии, рекомендованные Всемирной таможенной организацией, такие как предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен в системах «таможня — таможня» и «таможня — бизнес», повсеместно внедряются таможенными органами России. Вместе с тем, применяемые таможенными органами методы и средства зачастую не в полной мере эффективны и соответствуют задачам, поставленным Федеральной таможенной службой. Кроме того, нередко бывают случаи, когда усилия таможенных органов по совершенствованию таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза наталкиваются на недостаточное понимание и пассивность со стороны участников ВЭД. В свою очередь, усилия участников ВЭД по оптимизации международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не приводят к желаемым результатам.
Вышеперечисленные обстоятельства говорят о несовершенстве взаимодействия таможни и бизнеса, что неблагоприятным образом сказывается на эффективности таможенного регулирования, а также на обеспечении экономической безопасности России. В результате чего целесообразным будет изучение проблем взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в приграничной зоне России, а также предложены пути их решения.
В настоящее время отмечается необходимость закрепления принципа первичности электронных документов. Устаревшее информационное воздействие с участниками ВЭД осуществляется преимущественно предоставлением в качестве первоисточника «бумажных документов». Это снижает оперативность принятия решения должностными лицами таможенных органов, как следствие, вызывая задержки и простой транспортных средств в пунктах пропуска. В связи с этим увеличиваются издержки участников ВЭД. Электронная декларация при попадании в информационные системы таможенных органов проходит автоматическую проверку на соблюдение условий принятия декларации, наличие и списание денежных средств, анализ применения системы управления рисками (далее — СУР). Это позволит снять с декларанта и инспектора работу по предоставлению и проверке информации. Необходимость запроса дополнительных документов в данном случае должно определяться исключительно СУР. Это потребует дополнительной правовой защиты инспектора, с него должна быть снята ответственность за неприменение инициативной проверки дополнительно к предложенной компьютером, либо инициатива должна быть строго регламентирована и ограничена. Такие возможности появятся только при полномасштабной реализации принципа «одного окна», когда представление документов и сведений одному государственному органу будет означать его доступность для остальных государственных органов.
Принцип «одного окна» реализуется таможней на государственной границе с 2006 года. Однако очереди на автомобильных пунктах пропуска (там, где это «окно» работает) не сократились.
Среди причин задержки можно назвать:
- громоздкие процедуры таможенного контроля (несмотря на представленную предварительную информацию при прибытии на пункт пропуска, грузоперевозчик попадает в общую очередь и проходит все виды контроля);
- преимущественно бумажный документооборот (кроме представленной в электронном виде предварительной информации, повторно представляется та же информация грузоперевозчиком в бумажном виде);
- ведомственная автоматизация (вся запрашиваемая информация повторяется в 80 %, однако в каждый государственный контрольный орган (далее — ГКО) она представляется отдельно).
Российский принцип «одного окна» является неким прототипом европейского «единого окна». В Европе при реализации указанного принципа гармонизируется состав документов и сведений, создается единый документ для всех ГКО, документы принимают все контрольные службы из единого окна и данные из единого окна используются всеми службами. Тогда как в России одновременно с электронным вариантом сохраняется бумажный документооборот, и в одном окне работает только одна служба.
Реализация данного принципа требует проведение анализа и гармонизации данных, внесение поправок в законодательство, доработки программных и технических средств.
Таким образом, это позволит ускорить процесс перемещения товаров через таможенную границу, повысить степень доверия к информации, повысить результативность СУР, упростить информационное взаимодействие, сократить временные и материальные издержки, а также минимизируют «бумажный» документооборот.
Осуществление взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД необходимо на всех этапах осуществления таможенного контроля. До пересечения границы ТС — это предварительное информирование, консультирование, круглые столы, на границе — удаленный выпуск, осуществление таможенного контроля, таможенные операции, списание платежей, после пересечения границы — круглые столы, подтверждение выполнения обязательств. Взаимодействие должно осуществляться с применением информационных технологий, которые позволят снизить влияние субъектных факторов, а, следовательно, коррупционную составляющую.
При изучении механизма информационного воздействия таможенных органов и участников ВЭД был выявлен недостаточно развитый понятийный аппарат. Законодательно не закреплены такие понятия, как информационное взаимодействие, механизм взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, принцип единого окна. Определение дано лишь понятию «взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД», которое не раскрывает сущность понятия «информационное взаимодействие». Это обуславливает необходимость его уточнения.
Важно отметить необходимость дифференциации участников ВЭД. Это позволит разделить добропорядочных и потенциальных нарушителей, тем самым сократив контрольные операции в отношении первой категории лиц и усиленный контроль над второй. Важным инструментом в данном случае будет служить присвоение статуса уполномоченного экономического оператора. Для этого необходимо внести поправки в Таможенный кодекс в части определения требований к перевозчику для получения статуса уполномоченного экономического оператора. Эти действия позволят ускорить товаропоток, сократить требования к составу обязательных сведений, осуществлять таможенный контроль в пункте назначения товаров.
Таможенные органы осуществляют таможенное регулирование исключительно в рамках административно-правовых отношений. Иные формы отношений практические не реализованы. Это противоречит современным тенденциям развития общемировой практики таможенного регулирования внешней торговли, которая опирается, в том числе, на содействие, сотрудничество, государственно-частное партнерство между таможней и бизнесом. Для решения этой проблемы может быть предложено создание некоторой специализированной системы подготовки кадров, основной задачей которой будет проведение интерактивного образовательного тренинга. Он, в свою очередь, позволит систематизировать знания, повысить профессиональную компетентность.
В результате вышеизложенного исследования можно сказать, что повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД позволит сократить время, трудоемкость и, в конечном счете, снизить затратность осуществления таможенных процедур в условиях высокой интенсивности товарооборота в приграничной зоне России как для государства, так и для участников ВЭД.