Трансформация российских СМИ: результаты исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.09.2014

Статья просмотрена: 3211 раз

Библиографическое описание:

Касаткин, С. С. Трансформация российских СМИ: результаты исследования / С. С. Касаткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12448/ (дата обращения: 16.10.2024).

Российские СМИ в постсоветский период находятся в непрекращающемся процессе трансформации ввиду социальных, экономических и технологических факторов. Авторское исследование было направлено на описание уже выявленных тенденций и фиксацию новых, возникающих в условиях трансформации среды СМИ в 2014 году.

Ключевые слова:средства массовой информации в России, трансформация, мобильные устройства, электронные СМИ.

СМИ в России, как и все медиа за рубежом, находятся в процессе трансформации, которая носит структурный и функциональный характер. В качестве факторов трансформации можно выделить социальный (потребности аудитории), экономический (рекламные сборы) и технологический (развитие интернет-СМИ, приложения для смартфонов и планшетов). С середины 1990-х годов появились первые интернет-СМИ: онлайн-газеты, информационные агентства. Некоторые из них существовали независимо от традиционных видов СМИ (печать, радио, ТВ), как например, Gazeta.ru, или были дополнением к печатной версии изданий — Rbc.ru, Kommersant.ru, Rg.ru и другие. Позже на ресурсах стали появляться pdf-версии печатных изданий, на сайты стали загружать аудио и видео. С начала 2000-х появились текстовые трансляции, а позже и Интернет-вещание телевизионных каналов. С 2006 года, в связи с развитием социальных сервисов, журналисты и СМИ в целом стали заводить свои персональные страницы и сообщества и охватывать социальные сети и блоги изнутри. С развитием проникновения в сеть устройств (планшеты и смартфоны) сайты стали создавать мобильные версии своих ресурсов и приложения на устройства. СМИ продолжали распределяться по сегментам, которые возникали под воздействием постоянно изменяющихся потребительских предпочтений аудитории. В итоге, можно утверждать то, что современную структуру и функциональность СМИ определяют аудитория, технологическая революция и особенности рекламного рынка.

В период с июня по август 2014 было проведено авторское социологическое исследование. В ходе онлайн опроса было опрошено 310 респондентов в возрасте от 12 лет. Регион: Москва и Подмосковье. Состав опрошенных по гендерному признаку: 43,5 % мужчин (135 чел.) и 56,5 % женщин (175 чел.). 80 % (248 чел.) респондентов имеют высшее образование, 15,5 % (48 чел.) среднее, а 3,5 % (11 чел.) неполное среднее.

Рис. 1. Распределение по вопросу «Ваш возраст»

По результатам авторского онлайн опроса на сайте Sociotrix.com «Трансформация российских СМИ: факторы и тенденции» [1] был выявлен ряд характерных особенностей в восприятии россиянами средств массовой информации и потреблении информации.

Печатные СМИ ещё пользуются спросом

Больше половины опрошенных, 64,5 % респондентов, ответили, что за последний месяц читали печатные СМИ. Половозрастной состав респондентов при этом, в отличие от разреза всей выборки, изменяется незначительно.

Другие исследования [2] также доказывают тот факт, что вопреки ожиданиям экспертов в области СМИ, газеты и журналы рано оставлять в прошлом. Печатные СМИ находятся в поиске новых рынков сбыта и способов распространения. Так, например, многие издания сотрудничают с авиакомпаниями (распространение в залах ожидания и на бортах самолётов), кафе и ресторанами (стойки с прессой), ВУЗами (стойки с прессой), бизнес-центрами и другими организацию, в результате договорённости с которыми будет получена площадка для распространения.

Способы распространения печатных СМИ

Самым популярным способом получения печатных СМИ стало «бесплатно, на стойках, в общественных местах, на работе», так ответило 38,06 % респондентов (118 чел.). Вторым по популярности стала «покупка в розницу» — 30,32 % ответивших (94 чел.). «Бесплатно, у родственников, друзей, знакомых» печатные СМИ получило 12,9 % (40 чел.). И, наконец, последний вид распространения, популярный в советские годы и в 1990-е в России «платная подписка на печатное издание» выбрало 12,25 % (38 чел.).

Таблица 1

Распределение по вопросу «Где Вы брали / покупали печатные СМИ (газеты, журналы)за последний месяц?»

 

Вариант

Количество

1

Бесплатно, у родственников, друзей, знакомых

40

2

Бесплатно, на стойках, в общественных местах, на работе и т. д

118

3

Покупал(а) в розницу

94

4

Платная подписка на печатное издание

38

5

Не приобретал и не брал ни газет, ни журналов

108

Рис. 2. Распределение по вопросу «Где Вы брали / покупали печатные СМИ (газеты, журналы)за последний месяц?»

Таким, образом, можно сделать заключение о том, что бесплатное распространение печатных изданий становится основным способом получения читателями газет и журналов. Среди подобных изданий известны газеты «Metro» (распространение в Метро), «Вечерняя Москва» (распространение в общественных местах, у метро), «Из рук в руки» (общественные места, стойки), журналы «Большой город» (стойки в кафе, ресторанах), «Электричка» (в вагонах пригородных поездов). Постепенно читательская аудитория привыкает к доступности печатных СМИ, что в определённой мере отрицательно влияет на мотивацию при покупке газет и журналов в розничных точках продажи или при подписке.

Планшеты и смартфоны в контексте потребления информации

Приложения российских СМИ на своих мобильных устройствах (смартфонах и планшетах) использует 41,1 % ответивших, 92,9 % из них приходится на возрастную группу 18–44, что подтверждает общую тенденцию перехода молодой активной аудиторию к электронным СМИ и новым средствам трансляции, таким как смартфон и планшетный компьютер.

Таблица 2

Распределение по вопросу «Как часто Вы просматриваете электронные СМИ через указанные ниже устройства?»

 

Вариант

Каждый день

2–3 раза в неделю

1 раз в неделю и реже

Не просматриваю

1

Стационарный компьютер

143

29

21

71

2

Ноутбук

106

35

26

85

3

Планшет

54

42

25

102

4

Смартфон

85

58

27

85

Из приведённых выше данных можно выявить тенденцию активного потребления информации с помощью компьютеров и мобильных устройств. Потребление информации у респондентов в большинстве случаев происходит «каждый день». В общей сложности среди всех ответивших электронные СМИ просматривают (выбраны первые три ответа) с помощью стационарного компьютера 62,26 % (193 чел.), смартфон — 54,84 % (170 чел.), ноутбук — 53,87 % (167 чел.), смартфон — 39,03 % (121 чел.). Следуют отметить высокую степень вхождения через планшеты и смартфоны.

Приложения СМИ для планшетов и смартфонов

Для ознакомления и успешной монетизации контента СМИ начали создавать приложения для смартфонов и планшетов на Apple iOS, Android, Symbian OS, Windows Phone и других операционных системах. Приложение для мобильных устройств (смартфонов и планшетов) использует 41,1 % из всего числа ответивших, 92,9 % из них приходится на возрастную группу 18–44, что подтверждает общую тенденцию перехода молодой активной аудиторию к электронным СМИ и новым средствам трансляции, таким как смартфон и планшетный компьютер.

Вопрос доверия СМИ

Одной из задач проведённого социологического исследования «Трансформация СМИ в России: факторы и тенденции» было выявление степени доверия СМИ и определение факторов, повлиявших на ответ. Для решения данной задачи было задано два вопроса: «Информации из каких СМИ Вы доверяете больше всего?» и полузакрытый вопрос «Журналист в современных СМИ — это…». Больше всего респондентов доверяет информации из Интернета (43,23 %) и из газет и журналов (23,87 %). В то время 40 % из всех опрошенных в полной мере не доверяет никаким СМИ.

Факт цензуры в СМИ считается нормальным

80 % опрошенных считает, что «цензура присутствует во всех крупных СМИ разных стран». Наоборот думает только 1,6 % респондентов, которые считают, что «цензура не присутствует нигде». Возможно, ввиду политической ситуации в 2014 6,5 % посчитало, что цензура есть «только в российских СМИ», а 1,6 %, что «только в мировых». У 10,3 % из всех опрошенных возникли затруднения при ответе на данный вопрос. В итоге, 88,08 % опрошенных (273 чел.) считает, что цензура в СМИ существует, однако, при этом 94,19 % (293 чел.) продолжают читать либо печатные СМИ, либо электронные.

Рис. 3. Распределение по вопросу «Присутствует ли, по Вашему мнению, цензура в российских и мировых СМИ?»

СМИ через 10 лет

В рамках социологического опроса респонденты отвечали на вопрос «Как Вы считаете, что произойдёт со СМИ в России через 10 лет». Только 2,26 % опрошенных считает, что «все изменения уже произошли», остальные 97,74 % предполагают, что наиболее вероятны как «изменение формы подачи и изложения информации» и «усиление цензуры», так и «появление новых видов СМИ».

Таблица 3

Распределение по вопросу «Как Вы считаете, что произойдёт со СМИ в России через 10 лет?»

 

Вариант

Количество

1

изменится форма подачи и изложения информации

118

2

усиление цензуры

112

3

появятся новые виды СМИ

99

4

появятся новые тематические сегменты СМИ

83

5

упадёт интерес к СМИ и информации

80

6

уменьшится количество СМИ

62

7

увеличится количество СМИ

58

8

возрастёт интерес к СМИ и информации

32

9

ослабление цензуры

25

10

затрудняюсь ответить

17

11

ничего, все изменения уже произошли

7

Выводы

В качестве выводов к исследованию можно выделить несколько тезисов:

1.         Развитие технологий продолжает влиять на структуру СМИ и способы передачи информационного сообщения. Читатели используют новые устройства и программные средства (приложения)

2.         Большая часть аудитории СМИ потребляет информацию ежедневно

3.         Самый распространённый вид получения читателем печатных СМИ — это бесплатное распространение

4.         Печатные СМИ продолжают читать. Половозрастной разрез аудитории газет и журналов от потребителей информации в электронном виде отличается незначительно

5.         Доля пользователей мобильных приложений среди потребителей информации продолжает расти

6.         Аудитория СМИ считает, что среда медиа продолжит изменяться

Литература:

1.         Авторское исследование к диссертационной работе с использованием сервиса Sociotrix.com, который в 2014 году создан автором исследования как площадка для организации и проведения бесплатных онлайн опросов. В опросе «Трансформация российских СМИ: факторы и тенденции» приняло участие 310 человек. Данные находятся в открытом доступе. Доступна сортировка и фильтрация данных по вопросам. URL: http://sociotrix.com/result?id=5.

2.         TNS Media. База NRS-Россия и COMCON Russian Target Group Index(Российский Индекс Целевых Групп). Период: 2009–2014.

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, Россия, смартфон, журнал, планшет, последний месяц, респондент, бесплатное распространение, возрастная группа, массовая информация.


Ключевые слова

трансформация, средства массовой информации в России, мобильные устройства, электронные СМИ., электронные СМИ

Похожие статьи

Трансформация образовательных институтов в условиях экономических изменений: вызовы и возможности

В статье автор проводит анализ вызовов, с которыми сталкиваются образовательные учреждения, и исследуют возможности, открывающиеся в процессе адаптации к динамике современной экономики.

Основные тенденции медиапотребления в социальных сетях Рунета

В статье анализируются наиболее актуальные тенденции и востребованные тренды медиапотребления в интернете и социальных сетях. Акцент делается на постоянно растущей популярности социальных медиа, увеличивается активность пользователей в интернете, а в...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности. Автор приходит к выводу, что развитию демократии могут способствовать...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Проблемы развития антимонопольного законодательства РФ в условиях пандемии COVID-19

Автор анализирует проблемы и вызовы, стоящие перед российскими антимонопольными и законодательными органами, в аспекте совершенствования существующего антимонопольного законодательства, которое, как представляется, должно быть приспособлено к новым п...

Тренды маркетинга в Монголии

Статья исследует актуальные тренды маркетинга, оказывающие влияние на развитие бизнеса в Монголии. Основываясь на росте цифровизации и онлайн-присутствия, автор выделяет значимость цифровой рекламы, социальных медиакампаний и электронной коммерции. Т...

Информационные манипуляции крупного медиабизнеса в борьбе за политическую власть на примере президентских выборов 1996 года

Статья демонстрирует влияние крупного российского бизнеса на общественно-политическую среду России на рубеже 20 и 21 вв. посредством управления крупнейшими федеральными СМИ. На примере наиболее заметных случаев вмешательства коммерсантов в президентс...

Правовое регулирование труда в условиях цифровой реальности: основные тенденции развития законодательства

Предметом рассмотрения в статье является современное российское законодательство, формирующее нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений в условиях цифровой реальности. Выделяются два аспекта регулирования отношений между работником и ...

Похожие статьи

Трансформация образовательных институтов в условиях экономических изменений: вызовы и возможности

В статье автор проводит анализ вызовов, с которыми сталкиваются образовательные учреждения, и исследуют возможности, открывающиеся в процессе адаптации к динамике современной экономики.

Основные тенденции медиапотребления в социальных сетях Рунета

В статье анализируются наиболее актуальные тенденции и востребованные тренды медиапотребления в интернете и социальных сетях. Акцент делается на постоянно растущей популярности социальных медиа, увеличивается активность пользователей в интернете, а в...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности. Автор приходит к выводу, что развитию демократии могут способствовать...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Проблемы развития антимонопольного законодательства РФ в условиях пандемии COVID-19

Автор анализирует проблемы и вызовы, стоящие перед российскими антимонопольными и законодательными органами, в аспекте совершенствования существующего антимонопольного законодательства, которое, как представляется, должно быть приспособлено к новым п...

Тренды маркетинга в Монголии

Статья исследует актуальные тренды маркетинга, оказывающие влияние на развитие бизнеса в Монголии. Основываясь на росте цифровизации и онлайн-присутствия, автор выделяет значимость цифровой рекламы, социальных медиакампаний и электронной коммерции. Т...

Информационные манипуляции крупного медиабизнеса в борьбе за политическую власть на примере президентских выборов 1996 года

Статья демонстрирует влияние крупного российского бизнеса на общественно-политическую среду России на рубеже 20 и 21 вв. посредством управления крупнейшими федеральными СМИ. На примере наиболее заметных случаев вмешательства коммерсантов в президентс...

Правовое регулирование труда в условиях цифровой реальности: основные тенденции развития законодательства

Предметом рассмотрения в статье является современное российское законодательство, формирующее нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений в условиях цифровой реальности. Выделяются два аспекта регулирования отношений между работником и ...

Задать вопрос