Российские СМИ в постсоветский период находятся в непрекращающемся процессе трансформации ввиду социальных, экономических и технологических факторов. Авторское исследование было направлено на описание уже выявленных тенденций и фиксацию новых, возникающих в условиях трансформации среды СМИ в 2014 году.
Ключевые слова:средства массовой информации в России, трансформация, мобильные устройства, электронные СМИ.
СМИ в России, как и все медиа за рубежом, находятся в процессе трансформации, которая носит структурный и функциональный характер. В качестве факторов трансформации можно выделить социальный (потребности аудитории), экономический (рекламные сборы) и технологический (развитие интернет-СМИ, приложения для смартфонов и планшетов). С середины 1990-х годов появились первые интернет-СМИ: онлайн-газеты, информационные агентства. Некоторые из них существовали независимо от традиционных видов СМИ (печать, радио, ТВ), как например, Gazeta.ru, или были дополнением к печатной версии изданий — Rbc.ru, Kommersant.ru, Rg.ru и другие. Позже на ресурсах стали появляться pdf-версии печатных изданий, на сайты стали загружать аудио и видео. С начала 2000-х появились текстовые трансляции, а позже и Интернет-вещание телевизионных каналов. С 2006 года, в связи с развитием социальных сервисов, журналисты и СМИ в целом стали заводить свои персональные страницы и сообщества и охватывать социальные сети и блоги изнутри. С развитием проникновения в сеть устройств (планшеты и смартфоны) сайты стали создавать мобильные версии своих ресурсов и приложения на устройства. СМИ продолжали распределяться по сегментам, которые возникали под воздействием постоянно изменяющихся потребительских предпочтений аудитории. В итоге, можно утверждать то, что современную структуру и функциональность СМИ определяют аудитория, технологическая революция и особенности рекламного рынка.
В период с июня по август 2014 было проведено авторское социологическое исследование. В ходе онлайн опроса было опрошено 310 респондентов в возрасте от 12 лет. Регион: Москва и Подмосковье. Состав опрошенных по гендерному признаку: 43,5 % мужчин (135 чел.) и 56,5 % женщин (175 чел.). 80 % (248 чел.) респондентов имеют высшее образование, 15,5 % (48 чел.) среднее, а 3,5 % (11 чел.) неполное среднее.
Рис. 1. Распределение по вопросу «Ваш возраст»
По результатам авторского онлайн опроса на сайте Sociotrix.com «Трансформация российских СМИ: факторы и тенденции» [1] был выявлен ряд характерных особенностей в восприятии россиянами средств массовой информации и потреблении информации.
Печатные СМИ ещё пользуются спросом
Больше половины опрошенных, 64,5 % респондентов, ответили, что за последний месяц читали печатные СМИ. Половозрастной состав респондентов при этом, в отличие от разреза всей выборки, изменяется незначительно.
Другие исследования [2] также доказывают тот факт, что вопреки ожиданиям экспертов в области СМИ, газеты и журналы рано оставлять в прошлом. Печатные СМИ находятся в поиске новых рынков сбыта и способов распространения. Так, например, многие издания сотрудничают с авиакомпаниями (распространение в залах ожидания и на бортах самолётов), кафе и ресторанами (стойки с прессой), ВУЗами (стойки с прессой), бизнес-центрами и другими организацию, в результате договорённости с которыми будет получена площадка для распространения.
Способы распространения печатных СМИ
Самым популярным способом получения печатных СМИ стало «бесплатно, на стойках, в общественных местах, на работе», так ответило 38,06 % респондентов (118 чел.). Вторым по популярности стала «покупка в розницу» — 30,32 % ответивших (94 чел.). «Бесплатно, у родственников, друзей, знакомых» печатные СМИ получило 12,9 % (40 чел.). И, наконец, последний вид распространения, популярный в советские годы и в 1990-е в России «платная подписка на печатное издание» выбрало 12,25 % (38 чел.).
Таблица 1
Распределение по вопросу «Где Вы брали / покупали печатные СМИ (газеты, журналы)за последний месяц?»
Вариант |
Количество |
|
1 |
Бесплатно, у родственников, друзей, знакомых |
40 |
2 |
Бесплатно, на стойках, в общественных местах, на работе и т. д |
118 |
3 |
Покупал(а) в розницу |
94 |
4 |
Платная подписка на печатное издание |
38 |
5 |
Не приобретал и не брал ни газет, ни журналов |
108 |
Рис. 2. Распределение по вопросу «Где Вы брали / покупали печатные СМИ (газеты, журналы)за последний месяц?»
Таким, образом, можно сделать заключение о том, что бесплатное распространение печатных изданий становится основным способом получения читателями газет и журналов. Среди подобных изданий известны газеты «Metro» (распространение в Метро), «Вечерняя Москва» (распространение в общественных местах, у метро), «Из рук в руки» (общественные места, стойки), журналы «Большой город» (стойки в кафе, ресторанах), «Электричка» (в вагонах пригородных поездов). Постепенно читательская аудитория привыкает к доступности печатных СМИ, что в определённой мере отрицательно влияет на мотивацию при покупке газет и журналов в розничных точках продажи или при подписке.
Планшеты и смартфоны в контексте потребления информации
Приложения российских СМИ на своих мобильных устройствах (смартфонах и планшетах) использует 41,1 % ответивших, 92,9 % из них приходится на возрастную группу 18–44, что подтверждает общую тенденцию перехода молодой активной аудиторию к электронным СМИ и новым средствам трансляции, таким как смартфон и планшетный компьютер.
Таблица 2
Распределение по вопросу «Как часто Вы просматриваете электронные СМИ через указанные ниже устройства?»
Вариант |
Каждый день |
2–3 раза в неделю |
1 раз в неделю и реже |
Не просматриваю |
|
1 |
Стационарный компьютер |
143 |
29 |
21 |
71 |
2 |
Ноутбук |
106 |
35 |
26 |
85 |
3 |
Планшет |
54 |
42 |
25 |
102 |
4 |
Смартфон |
85 |
58 |
27 |
85 |
Из приведённых выше данных можно выявить тенденцию активного потребления информации с помощью компьютеров и мобильных устройств. Потребление информации у респондентов в большинстве случаев происходит «каждый день». В общей сложности среди всех ответивших электронные СМИ просматривают (выбраны первые три ответа) с помощью стационарного компьютера 62,26 % (193 чел.), смартфон — 54,84 % (170 чел.), ноутбук — 53,87 % (167 чел.), смартфон — 39,03 % (121 чел.). Следуют отметить высокую степень вхождения через планшеты и смартфоны.
Приложения СМИ для планшетов и смартфонов
Для ознакомления и успешной монетизации контента СМИ начали создавать приложения для смартфонов и планшетов на Apple iOS, Android, Symbian OS, Windows Phone и других операционных системах. Приложение для мобильных устройств (смартфонов и планшетов) использует 41,1 % из всего числа ответивших, 92,9 % из них приходится на возрастную группу 18–44, что подтверждает общую тенденцию перехода молодой активной аудиторию к электронным СМИ и новым средствам трансляции, таким как смартфон и планшетный компьютер.
Вопрос доверия СМИ
Одной из задач проведённого социологического исследования «Трансформация СМИ в России: факторы и тенденции» было выявление степени доверия СМИ и определение факторов, повлиявших на ответ. Для решения данной задачи было задано два вопроса: «Информации из каких СМИ Вы доверяете больше всего?» и полузакрытый вопрос «Журналист в современных СМИ — это…». Больше всего респондентов доверяет информации из Интернета (43,23 %) и из газет и журналов (23,87 %). В то время 40 % из всех опрошенных в полной мере не доверяет никаким СМИ.
Факт цензуры в СМИ считается нормальным
80 % опрошенных считает, что «цензура присутствует во всех крупных СМИ разных стран». Наоборот думает только 1,6 % респондентов, которые считают, что «цензура не присутствует нигде». Возможно, ввиду политической ситуации в 2014 6,5 % посчитало, что цензура есть «только в российских СМИ», а 1,6 %, что «только в мировых». У 10,3 % из всех опрошенных возникли затруднения при ответе на данный вопрос. В итоге, 88,08 % опрошенных (273 чел.) считает, что цензура в СМИ существует, однако, при этом 94,19 % (293 чел.) продолжают читать либо печатные СМИ, либо электронные.
Рис. 3. Распределение по вопросу «Присутствует ли, по Вашему мнению, цензура в российских и мировых СМИ?»
СМИ через 10 лет
В рамках социологического опроса респонденты отвечали на вопрос «Как Вы считаете, что произойдёт со СМИ в России через 10 лет». Только 2,26 % опрошенных считает, что «все изменения уже произошли», остальные 97,74 % предполагают, что наиболее вероятны как «изменение формы подачи и изложения информации» и «усиление цензуры», так и «появление новых видов СМИ».
Таблица 3
Распределение по вопросу «Как Вы считаете, что произойдёт со СМИ в России через 10 лет?»
Вариант |
Количество |
|
1 |
изменится форма подачи и изложения информации |
118 |
2 |
усиление цензуры |
112 |
3 |
появятся новые виды СМИ |
99 |
4 |
появятся новые тематические сегменты СМИ |
83 |
5 |
упадёт интерес к СМИ и информации |
80 |
6 |
уменьшится количество СМИ |
62 |
7 |
увеличится количество СМИ |
58 |
8 |
возрастёт интерес к СМИ и информации |
32 |
9 |
ослабление цензуры |
25 |
10 |
затрудняюсь ответить |
17 |
11 |
ничего, все изменения уже произошли |
7 |
Выводы
В качестве выводов к исследованию можно выделить несколько тезисов:
1. Развитие технологий продолжает влиять на структуру СМИ и способы передачи информационного сообщения. Читатели используют новые устройства и программные средства (приложения)
2. Большая часть аудитории СМИ потребляет информацию ежедневно
3. Самый распространённый вид получения читателем печатных СМИ — это бесплатное распространение
4. Печатные СМИ продолжают читать. Половозрастной разрез аудитории газет и журналов от потребителей информации в электронном виде отличается незначительно
5. Доля пользователей мобильных приложений среди потребителей информации продолжает расти
6. Аудитория СМИ считает, что среда медиа продолжит изменяться
Литература:
1. Авторское исследование к диссертационной работе с использованием сервиса Sociotrix.com, который в 2014 году создан автором исследования как площадка для организации и проведения бесплатных онлайн опросов. В опросе «Трансформация российских СМИ: факторы и тенденции» приняло участие 310 человек. Данные находятся в открытом доступе. Доступна сортировка и фильтрация данных по вопросам. URL: http://sociotrix.com/result?id=5.
2. TNS Media. База NRS-Россия и COMCON Russian Target Group Index(Российский Индекс Целевых Групп). Период: 2009–2014.