Встатье приводятся причины появления и развития телевизионного кино, анализируется природа взаимосвязи двух экранных искусств — кинематографа и телевидения. Прослеживаются этапы и особенности становления телевизионного фильма Узбекистана.
Ключевые слова: кинематограф, телевидение, этапы взаимосвязи, телевизионный фильм Узбекистана.
К моменту возникновения телевидения, кинематографом была создана достаточная для распространения база материалов, накоплен профессиональный, творческий и технический опыт, который пригодился телевидению во время формирования своего специфического языка, собственных выразительных средств. Зарождение телевидения протекало весьма бурно. Осознав свои широкие возможности в сфере репродуцирования и синтеза всех видов искусств, чуть позже оно начало искать собственное «Я». Так создавался тандем: театр + ТВ — телеспектакль, эстрада + ТВ — теле-концерт, кино + ТВ — телефильм и др.
Этот процесс, вероятно, мог бы продолжаться и по сей день, если бы не два фактора, слегка притормозивших деятельность ТВ в области репродуцирования произведений (в частности и в большинстве случаев, киноискусства) и принудивших его искать выход из сложившегося положения, реализовывать себя как самостоятельную информационно-художественную систему.
В первую очередь, это был несомненный финансовый ущерб, причиненный кинематографу в ряде случаев при трансляции новых фильмов, демонстрируемых одновременно и в кинотеатре, и по ТВ. Негодование кинопроизводителей вылилось в бойкот, объявленный телевидению. Эта практика ярче всего отражается на примере зарубежного телевидения.
Вторым фактором стала все возрастающая всеядность ТВ, объемы вещания которого все увеличивались на пути к технической и профессиональной зрелости. Этот проблематичный вопрос принудил телевидение приступить к производству собственной продукции, которую никто не запретит демонстрировать сколько угодно раз, которая будет соответствовать изобразительным и выразительным возможностям малого экрана и которая сможет заполнить образовавшиеся после запрета показа художественных кинофильмов пробелы.
Запреты демонстрации произведений кино по телевидению не принесли особой прибыли кинопроизводителям и через некоторое время были сняты. Киноискусство пошло на некоторые уступки и заключило договор с ТВ. Большинство снятых в 50–60-е годы лент предназначались для демонстрации на телеэкране [1, с. 419].
Чтобы более подробно рассмотреть ступенчатое развитие взаимоотношений кино и телевидения, обратимся к модели А. Вартанова, который делит историю этого сотрудничества на три этапа.
Первый этап приходится на первые десятилетия становления телевидения. В это время оно по большей части выступало репродуктором и распространителем кинопродукции.
Второй этап приходится на 50–60-е годы. Этот период характерен особо активным развитием и накоплением опыта в сфере документального кино, а также осознанием телевидением необходимости создания собственных картин. И хоть кинематограф начинает работать на ТВ, «но и это, по преимуществу, — обыкновенные кинофильмы, снятые все же учетом некоторых особенностей телевидения» [2, с. 69].
Третий этап — середина 60-х — начало 70-х годов — ознаменовался началом процесса поисков специфических черт телевизионного игрового кино. Этот же период положил начало развитию многосерийного телевизионного фильма. Параллельно набирает обороты разделение функций кино и телевидения.
«Кино всё чаще ищет сюжеты и приёмы съёмок, которые несвойственны телеэкрану или обретают в кинематографе особую специфичность. В телефильме со своей стороны начали использоваться условные приёмы и средства, характерные для театра и эстрады» [1, с. 419].
В 80-е годы телевидение все больше углубляется в свою специфику, раскрывает в себе иные грани. В своей деятельности оно делает упор на просветительские и развлекательные функции. В это время полным ходом идет процесс создания многосерийных экранизаций произведений литературы. Телевидение пробует свои новые возможности. Вместе с многосерийными фильмами развиваются и другие жанры: историко-биографический (что особенно заметно в телевидении Узбекистана), музыкальные жанры.
Что касается узбекского телевидения, то «первые опыты создания художественных фильмов для малого экрана были произведены в начале 60-х годов режиссерами-постановщиками самой студии телевидения. Это были короткометражные фильмы, напоминавшие о жанре рассказа, утвердившегося в то время в узбекской литературе. Эти опыты («Азизахон», «Мехри-опа», «Тихое утро» режиссеров М. Мухамедова, Г. Шермухамедова), как и следовало ожидать, были робкими. Авторы этих лент разрабатывали небольшие сюжеты, опасаясь развернутой формы повествования» [2, с. 22]
Широкий процесс производства продукта слияния кино и ТВ — телевизионного фильма — приходится на начало 70-х годов. «Юное телевизионное игровое кино Узбекистана в период своего становления обратилось к художественной культуре узбекского народа: к литературе, театру, хореографии, эстраде, ко всему национальному традиционному искусству. Оно черпало в этой культуре темы и сюжеты, находило героев. Причем, если в начале основу содержания телефильмов составляли чаще всего балетные спектакли («Легенда старой крепости» Л. Файзиева) и концертные номера национального танца («Доира зовет танцевать» Ю. Степчука), то в последующие годы создаются телефильмы, целиком посвященные отдельным виднейшим мастерам искусств республики» [2, с. 28].
Сотрудничество телевидения и киноискусства с другими видами искусств привело к формированию таких жанров, как фильм-концерт и фильм-портрет. Если первый практически потерял свою актуальность в наши дни, уступив место транслируемым по ТВ концертам и клипам, то второй все еще функционирует и пользуется популярностью.
Особенно важна в истории развития взаимоотношений кино и телевидения роль двух студий — «Узбектелефильм» и «Узбекфильм». Многие из картин, созданных на «Узбектелефильме», были удостоены призов на различных республиканских и международных фестивалях. В их числе: «Когурчакбоз» («Кукольник»), «У самого синего неба» (реж. Л. Бабаханов), «Шашмаком» (реж. Т. Акрамов), «Ткачиха» (реж. В. Лештаев), «Девушки из Зеравшана» (реж. Х. Стойчев), «Камень на века» (реж. Ш. Джунадуллаев), «Мастер из Коканда» (реж. Ш. Джунадуллаев), «Третья истина» (реж. Р. Ортиков), «День чудес» (реж. Э. Давыдов), «Догони меня, ветер!» (реж. О. Юсупов), «Вокруг Арала» (реж. Ш. Махбубов) и др.
Узбекский телевизионный фильм во многом повторял опыт своего собрата — «большого» узбекского кино. Первый телефильм — «Дочь Ганга» (реж. Х. Ахмар, 1961 г., «Узбекфильм») — стал этому подтверждением, ибо в процессе постановки обращался к ресурсам театрального искусства, что делало и узбекское кино в 20–30-е годы.
Последующие телевизионные фильмы — «Чинара» З. Сабитова, «Первые пассажиры» Э. Хачатурова, «Завещание старого мастера» Ю. Степчука несут в себе позитивные традиции узбекского кино [2, с. 38]. Естественно, что еще только формирующееся узбекское телевизионное кино обратилось к опыту отечественной литературы и занялось экранизациями ярких ее произведений.
Путь развития взаимосвязи кино и телевидения, в первую очередь отражавшийся сквозь призму становления телевизионного кино, не всегда был достаточно стабильным и однозначным. Однако накопленный опыт позволил перейти в 80-х годах к созданию многосерийных телевизионных лент. Одной из крупнейших таких работ, несомненно, является многосерийный телефильм «Огненные дороги» Ш. Аббасова (17 серий). Снискав большую популярность и в нашей стране, и за ее пределами, он явился истинным, высокохудожественным воплощением сочетания творческих и выразительных возможностей кинематографа и телевидения. Во многом благодаря именно «Огненным дорогам» поднялся художественный статус телевизионного кино.
80-е годы явились периодом значительных перемен не только в кино и телевидении, но и в самой структуре общественной жизни. Смена идеологического режима словно «перезагрузила» жизненную реальность. Это было временем трансформаций представлений о взаимоотношениях кино и телевидения. Изобретение магнитной видеозаписи, развитие кабельного и спутникового телевидения, увеличение числа каналов, а, следовательно, и выбора телепрограмм и разнообразие художественной кинопродукции расширили возможности телезрителей.
90-е годы дали ход развитию многосерийной телевизионной продукции, которая на данный момент, 20 лет спустя, занимает, по самым скромным меркам, около четверти от всего киноконтента на телевидении («Чархпалак» («Водяная мельница») Ш. Джунадуллаев, «Мехробдан чаён» («Скорпион из алтаря») М. Мухамедов, «Адолат манзили» («Адрес справедливости») Ф. Хайдаров, «Диққат, мотор!» («Внимание, мотор!») Ф. Давлетшин и др.).
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июня 2006 № 115 «О создании программы «Миллий сериал» («Национальный сериал») укрепило позиции телевизионного кино. Начинается целенаправленное и систематическое производство отечественных сериалов («Қайтар дунё» («За все приходится платить» Ш. Джунадуллаев, «Туташ тақдирлар» («Сплетенные судьбы») З. Бегимкулов, «Умидингни сўндирма» («Не теряй надежды») Ш. Джунадуллаев, «Қалдирғочар яна қайтади» («Ласточки возвращаются») Б. Ахмедов).
Нынешнее время характеризуется грядущей трансформацией всего телевидения. В 2015 году в Узбекистане планируется переход к цифровому нию, которое предоставит новые, нехарактерные для телевидения старого образца, возможности.
Раньше просмотр телепередач и фильмов был возможен нам лишь в пределах телепрограммы, привязанной к определенному времени и телевизору. Цифровое телевидение в корне изменит эти представления, предлагая такие функции, как нелинейный телепросмотр (non-linear), т. е. просмотр компонентов телепрограммы (информационных передач, фильмов, сериалов, ток-шоу и т. д.) в любое время и по любому источнику (телевизор, экран компьютера, ноутбука, планшета или смартфона) и получение видео по запросу телезрителя (ondemand, OD).
«Нелинейное телевидение как новая зрительская практика и коммерческая услуга представлено сегодня в трех вариантах, которые сложились в практике зарубежной телеиндустрии: 1) «отложенный просмотр» (time-shifting), 2) «вслед за эфиром» (catchup) и 3) «видео по запросу» (VOD).
Когда просмотр телепередачи, фильма или сериала происходит с временны́м сдвигом (time-shifting) от нескольких часов или даже минут до нескольких дней после эфира (как правило, не больше семи дней), это может быть как «отложенный просмотр», так и «вслед за эфиром» [3].
Предстоящие реформы закладывают фундамент четвертого этапа взаимоотношений кино и телевидения. Расширение предлагаемых телевидением функций начнет модифицировать сам процесс просмотра фильмов и других компонентов телевизионного производства, что, вероятно, приведет к более значительному воздействию этого тандема на телезрителя.
Литература:
1. Вартанов А. Телевидение и кино / Кино: Энциклопедический словарь / Глав. ред. С. И. Юткевич. М., 1986.
2. Хайтматова С. А. Становление и развитие телевизионного художественного кино в Узбекистане: дис. кан. иск. Л., 1987.
3. Полуэхтова И. Телепросмотр еще жив//Искусство кино. 2014. № 4 [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2014/04/teleprosmotr-eshche-zhiv (дата обращения: 04. 06. 2014)