Указываются задачи, цели и функции бизнес-инкубаторов в развитии и поддержке предпринимательства в Пензенской области. Приводятся показатели эффективности деятельности бизнес-инкубаторов и статистика их роста.
Ключевые слова: бизнес инкубаторы, малый и средний бизнес, частное предпринимательство, государственная поддержка, региональная экономика.
Рост экономики регионов и благосостояния граждан невозможен без развития частного предпринимательства. Однако зачастую для его развития требуется активная государственная поддержка (в различных аспектах). Рассмотрим на примере Пензенской области механизмы поддержки развития малого и среднего бизнеса на основе создания сети бизнес-инкубаторов.
Основным документом, определяющим методы поддержки, является «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы» [1]. Объём финансовой поддержки за указанный период более 1,5 млрд. рублей. В таблице 1 приведена статистика по реализации финансового аспекта программы [2].
Таблица 1
Объём финансовой поддержки в рамках ДЦП «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы»
Год |
Общие финансовые вложения, млн. руб. |
Объём финансирования бюджета Пензенской области, млн. руб. |
Объем финансирования из федерального бюджета, млн. руб. |
Объем финансирования из бюджетов муниципальных образований, млн. руб. |
2009 |
334 |
85 |
248 |
- |
2010 |
248 |
99 |
149 |
- |
2011 |
645 |
205 |
430 |
6 |
2012 |
135, |
96 |
34 |
4 |
2013 |
150 |
150 |
- |
- |
2014 |
160 |
160 |
- |
- |
Столь значительные средства бюджетов всех уровней тратились для решения следующих задач:
- развитие финансовых механизмов поддержки;
- информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и инноваций [3…6];
- создание гарантийного фонда (по кредитам для малого предпринимательства)
- поддержка начинающих предпринимателей;
- реализация образовательных программ для развития предпринимательских компетенций (для молодёжи);
- содействие программ лизинга на льготных условиях для малого и среднего предпринимательства;
- развитие экспортного потенциала Пензенской области (с помощью ОАО «Корпорация развития Пензенской области»).
Финансовые механизмы поддержки включают в себя различные гранты и субсидии, выделяемые на конкурсной основе. Так, до 2009 годы выдавали гранты начинающим предпринимателям в размере 300 000 рублей; для субъектов малого предпринимательства, проработавших на рынке более года, была возможность получить субсидию 1 млн. рублей. Создан и эффективно работает механизм софинансирования и рефинансирования кредитов для малого и среднего предпринимательства (можно получить субсидию, составляющую до 2/3 суммы кредита, но не более 10 млн. рублей). Хорошо себя зарекомендовала и программа развития льготного лизинга для предприятий (выплату части средств по оплате лизинга техники брало на себя государство).
Самые крупные финансовые вложения приходятся на создание сети бизнес-инкубаторов (создание и поддержка малых предприятий, выполняющих инновационные проекты, предоставление аренды нежилых помещений на льготных условиях, оказание юридических, бухгалтерских, информационных и других услуг). Основными задачами регионального значения, которые должен решить бизнес-инкубатор, являются:
- развитие экономики города (оживление экономической активности региона в целом);
- создание новых рабочих мест;
- развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение количества новых малых предприятий;
- более эффективное производство традиционных товаров и открытие качественно новых видов предпринимательской деятельности;
- целевое развитие отдельных отраслей промышленности и диверсификация местной экономики;
- решение проблем занятости в среде молодежи, безработных, инвалидов и других социальных групп населения, нуждающихся в определенной поддержке;
- обучение и повышение квалификации предпринимателей, общее повышение уровня экономического образования в клиентурной среде, предпринимательской способности населения региона;
- повышение конкурентоспособности местной продукции на отечественном рынке, возрастание возможностей выхода на зарубежные рынки;
- налаживание связей между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом;
- стимулирование процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм.
Среди регионов ПФО Пензенская область занимает первое место по количеству бизнес-инкубаторов, числу резидентов и арендованных рабочих мест. В настоящее время число бизнес-инкубаторов по всей области превышает 30, каждый имеет своё направление деятельности (машиностроение, творческая направленность, сборка и изготовление мебели и др.). Здания для бизнес-инкубаторов были реконструированы или построены по долгосрочной целевой программе «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2009–2013 годы [7]. В таб.2 приведена численность резидентов и площадь бизнес-инкубаторов Пензенской области.
Таблица 2
Численность резидентов и площадь ГКУ «ПРОБИ»
Год |
Площадь бизнес-инкубаторов (кв.м) |
Кол-во резидентов (штук) |
2009 |
10224,58 |
89 |
2010 |
14249,78 |
183 |
2011 |
16250,68 |
225 |
2012 |
32365,25 |
397 |
Для управления сети инкубаторов:
- два инновационных бизнес инкубатора (направление деятельности инновационные технологии);
- молодёжный бизнес-инкубатор (молодёжное предпринимательство);
- бизнес-инкубатор «ТАТЛИН» (предпринимательство в области творчества);
- Каменский бизнес-инкубатор (агропромышленные технологии);
- Сердобский бизнес-инкубатор (агропромышленные технологии, промышленное производство, консалтинговые услуги);
- Сердобский бизнес-инкубатор и др.
создано Государственное казённое учреждение «Пензенское региональное объединение бизнес инкубаторов» (ГКУ «ПРОБИ»). Его формы осуществления поддержки предпринимателей:
- центр консультационной помощи и информационной поддержки;
- производственный опытно-экспериментальный участок (оказание безвозмездных услуг по изготовлению макетных и опытных образцов с использованием возможностей производственного отдела);
- бизнес-школа производственных менеджеров;
- взаимодействие с предпринимательским сообществом.
Основным показателем эффективности деятельности бизнес-инкубатора является количество фирм, выпущенных за время существования; количество новых рабочих мест, созданных его фирмами-арендаторами; процент выживаемости малых компаний, вышедших из бизнес-инкубатора; объём налоговых отчислений (табл.3 по материалам сайта inno-terra.ru; за 4 года выручка резидентов выросла почти в 39 раз).
Таблица 3
Количество рабочих мест и выручка ГКУ «ПРОБИ» (Пензенская область)
Год |
Кол-во рабочих мест (чел.) |
Выручка (млн.руб) |
Налоговые отчисления резидентов ГКУ «ПРОБИ» (тыс.рублей) |
2010 |
191 |
19,8 |
3459,3 |
2011 |
410 |
132,8 |
15925,9 |
2012 |
471 |
363,1 |
33033,8 |
2013 |
782 |
769,1 |
40806,51 |
Директор Семин К. Н. ГКУ «ПРОБИ» наметил дальнейшие этапы развития бизнес-инкубаторов:
- создание системы образовательных программ;
- усиление взаимодействия между резидентами;
- усиление взаимодействия региональных и муниципальных инкубаторов, саморазвития и обмена опытом;
- создание Клуба аутсортеров при КГУ «ПРОБИ» (с целью оказания квалифицированных консультаций);
- создание пула экспертов и наставников;
- развитие отдела коммерциализации инновационных технологий;
- развитие системы «бизнес под ключ».
Развитие бизнес-инкубирования стало обязательным элементом современных экономических программ. Важность развития этого вида поддержки малого предпринимательства в регионах очевидна: с их помощью молодые компании смогут преодолеть период ранних стадий развития, характеризуемый нехваткой финансовых средств и необходимого предпринимательского опыта. Сегодня решается важная задача разработки консолидированного подхода и практических рекомендаций для создания бизнес-инкубаторов, позволяющих значительно уменьшить риски, поднять эффективность работы новых созданных инкубаторов и тиражировать успешный опыт Пензенской области в другие регионы страны.
Литература:
1. Распоряжение Правительства Пензенской области от 09.10.2008 номер правового N 305-рП «О разработке долгосрочных целевых акта о принятии программ» (с последующими изменениями).
2. Постановление Правительства Пензенской обл. от 04.07.2012 N 481-пП «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП (с последующими изменениями)»
3. Москалец П. В., Гарькин И. Н. Опыт развития инновационной инфраструктуры в Пензенской области //Молодёжь в науке: проблемы и перспективы. Сб.мат. VI меж.регион. съезда молодых учённых. — Воронеж. — 2012. — С.125–127.
4. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Железняков Л. А. Опыт развития инновационной инфраструктуры (на примере Пензенской области) / Молодой ученый. –2013. — № 10. — С. 212–214.
5. Гарькин И. Н., Гарькина И. А., Маркелова И. В. Реализация кластерной политики: повышение конкурентоспособности экономики региона // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; URL: http://www.science-education.ru/116–12936 (дата обраще-ния: 30.04.2014).
6. Гарькина И. А., Гарькин И.Н Строительный кластер: взаимодействие между строительными организациями / Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 155–156.
7. Постановление Правительства Пензенской области от 2008–12–26 № 929-пП Об утверждении ДЦП «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2009–2013 годы.