Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., принятая Распоряжением Правительства РФ 17 апреля 2012 г. № 559-р, ставит перед пищевой промышленностью задачу исследования и внедрения новых технологий, позволяющих существенно расширить выпускаемый ассортимент продуктов питания с заданными качественными характеристиками, в том числе продуктов функционального, лечебно-профилактического, и специализированного назначения [11–17]. Отрасли пищевой промышленности являются наименее инновационно-активными, это связано с их неудовлетворительным финансово-экономическим положением и не возможностью инвестировать средства на научно-исследовательские разработки, что обусловливает низкую эффективность их производства из-за преобладания в структуре ассортимента устаревшей продукции [1–10]. Теоретическая и практическая значимость проблемы эффективного управления предприятиями пищевой промышленности в долгосрочной перспективе на основе системного применения инноваций и недостаточная ее разработанность в современных условиях предопределяют актуальность.
Цель разработки бизнес-плана — дать аргументированную, общую, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период, исходя из нужд рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению [1].
Для планирования деятельности предприятия необходимо: беспристрастная, критическая оценка бизнеса. Составление плана способствует созданию ряда продуманных, последовательных действий, установлению приоритетов, предотвращению ошибок; бизнес-план при правильном составлении и его использовании помогает контролировать и управлять предприятием; бизнес-план — это возможность донести свои идеи до инвесторов (банк, других финансовые инвесторы, государственные учреждения и др.), а также до людей, работающих в данном предприятии.
С помощью бизнес-плана решаются следующие задачи: определение четкого курса деятельности предприятия, целевые рынки и ниши предприятия на данных рынках; формирование целей предприятия, формирование путей для их достижения; создание списка товаров и услуг, предоставляемых организацией, определение расходов на создание и реализацию данных товаров; оценка кадрам предприятия; обозначить состав маркетинговых мероприятий фирмы по исследованию рынка, организации рекламы, стимулированию роста продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.; обеспечить жизнеспособность предприятия в условиях жесткой конкуренции; достичь максимальной прибыли в данных условиях; дать оценку материального и финансового состояния предприятия [1].
Все достаточно масштабные инвестиции осуществляются в плановом порядке. План — это программный документ, включающий комплекс показателей, сбалансированных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям, ответственным за обеспечение системы исследовательских, финансово-инвестиционных, производственно-коммерческих, организационно-хозяйственных и иных мер (действий), направленных на достижение целей и задач организации, отрасли, национальной экономики.
Особенность бизнес-плана состоит в том, что он нацелен на получение прибыли. Это означает, что при прочих равных условиях предпочтение отдается тому инвестиционному проекту, который способен принести максимальную прибыль.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 инвестиционный проект должен включать бизнес-план.
Таким образом, инвестиционные перспективы проектов в пищевой промышленности при производстве колбас и мясных полуфабрикатов достаточно высоки. Но, без последовательной государственной политики в сфере животноводства невозможно воспользоваться этими перспективами.
В виду того, что почти половина населения России пользуется интернетом, российский рынок интернет-услуг является крупнейшим в Европе. Основной объем инвестиций в развитие технологий привлекают Москва и Санкт-Петербург, необходимо расширять этот объем, привлекая другие регионы, например, Уральский.
В России необходимо продолжать реформы и упростить экономику в целях привлечения новых инвесторов. Для этого важно определить факторы, сдерживающие рост компаний на региональном уровне, и принять меры по устранению таких препятствий. Развитие инвестиционной культуры на основе организации встреч и конференций помогло бы зарубежным компаниям получать информацию об инвестиционных возможностях в России.
Стимулирование развития мясного направления в животноводстве Минсельхоз России считает одной из главных задач в российском АПК. Соответственно, разработаны меры по дальнейшей господдержке этой отрасли.
Так, по итогам января — первой половины ноября 2013 г., в РФ снижается импорт мяса и, соответственно, растет предложение российской мясной продукции. Кроме того, в основном стабильными остаются цены на мясо на внутреннем рынке.
На территории России пока сохраняется дефицит качественной говядины скота мясных пород. В производстве говядины в убойном весе 90 % до сих пор приходится на молочные породы. Для сравнения: в странах Европы на долю мясного скота приходится 40–50 % поголовья, а, например, в Бразилии — 95 %. То есть производство говядины в нашей стране пока является своего рода второстепенным процессом при производстве молока. Поэтому в структуре потребления говядины в России на импорт приходится более 37 %.
Для сокращения зависимости страны от ввоза говядины банки будут давать кредиты только под те проекты мясного скотоводства, где заложена окупаемость без субсидий: с 2014 года субсидирование кредитов на КРС будет идти по отдельной статье в бюджете, что снизит финансовые риски в данном направлении животноводства.
По прогнозам Минсельхоза России, господдержка развития КРС позволит к 2020 г. удвоить мясное поголовье в стране. Последовательная государственная политика в этой сфере позволит не только создать эффективное промпроизводство говядины мясных пород и обеспечить потребителей качественным экологически чистым мясом, произведенным в России, но и решить многие социальные проблемы села, связанные в том числе с общим повышением уровня жизни в сельской местности.
В стране имеется солидный потенциал для развития мясного направления в секторе крупного рогатого скота.
Перед Россией стоит задача формирования более сбалансированной экономики, способной обеспечить устойчивый рост в долгосрочной перспективе, что возможно при:
1. Уменьшение административных барьеров за счет снижения уровня бюрократии и повышения эффективности законодательства и прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности.
2. Сотрудничество в инновационной сфере за счет развития проектов в области НИОКР между зарубежными и российскими компаниями и укрепления партнерства между университетами и производственными предприятиями.
3. Повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет обеспечения более сбалансированного развития западной и восточной частей России, реализации государственных программ по развитию регионов и разработке программ, учитывающих региональные особенности, для более активного привлечения инвесторов.
4. Совершенствование бизнес-образования за счет проведения инновационных программ совместно с зарубежными университетами и расширения списка специальностей, по которым ведется обучение.
Развитие инновационной деятельности активизировать Челябинской области следует максимально, ускорить реализацию инновационной политики, чтобы успеть предотвратить угрозу неконкурентоспособности, неумолимо надвигающуюся на экономику региона.
Литература:
1. Чушкин И. Е. Управление инновационными процессами в бизнесе: на примере мясной промышленности Воронежской области. Автореферат кандидата экономических наук. Воронеж, 2007. 24 с.
2. Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Инструменты снижения рисков при реализации инновационных проектов в сфере продуктов питания животного происхождения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 156–159.
3. Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Минимизация рисков при внедрении технологических инноваций в мясной промышленности (на примере Южного Урала). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 2. С. 180–188.
4. Дуць А. О., Ребезов М. Б., Ребезов Я. М., Ковтун М. А., Зинина О. В. Разработка «Дома качества» для производства мясных снэков. Молодой ученый. 2014. № 9. С. 135–139.
5. Лукиных С. В., Ребезов М. Б., Косолапова А. С., Ахмедьярова Р. А., Паульс Е. А. Исследование рынка производства продуктов из мяса птицы. Молодой ученый. 2014. № 9. С. 175–178.
6. Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б. Описание бизнес-процесса согласования возврата продукции с признаками производственного брака. Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10–2 (17). С. 45–47.
7. Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б., Кожемякина А. Е., Нагибина В. В. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети). Молодой ученый. 2013. № 5. С. 317–321.
8. Гаязова А. О., Ребезов М. Б., Паульс Е. А., Ахмедьярова Р. А., Косолапова А. С. Перспективные направления развития производства мясных полуфабрикатов. Молодой ученый. 2014. № 9. С. 127–129.
9. Ребезов М. Б., Альхамова Г. К., Наумова Н. Л., Иоголевич Е. В. Экономическая оценка инвестиционных перспектив инновационного проекта (на примере проекта по выпуску новых видов творожных продуктов). Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2012. № 1. С. 114–118.
10. Пирожинский С. Г., Лукин А. А., Ребезов М. Б. Структура эффективного управления системой бизнес-процессов в инновационной компании агропромышленного комплекса. Международный технико-экономический журнал. 2011. № 3. С. 30–35.
11. Губер, Н. Б. Биологическая ценность мясной продукции при использовании биологически активных веществ / Н. Б. Губер, А. З. Шакирова, Г. М. Топурия // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10 (17). Ч. 1. С. 96–97.
12. Асенова Б. К., Амирханов К. Ж., Ребезов М. Б. Технология производства функциональных продуктов питания для экологически неблагоприятных регионов. Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства. 2013. № 1.С. 313–316.
13. Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Перспективные способы разработки мясных биопродуктов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. 2014. Т. 2. № 1. С. 72–79.
14. Ребезов М. Б., Топурия Г. М., Асенова Б. К. Виды опасностей во время технологического процесса производства сыровяленых мясопродуктов и предупреждающие действия (на примере принципов ХАССП). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии.2014. Т. 2. № 1. С. 60–66.
15. Ребезов М. Б., Зинина О. В., Максимюк Н. Н., Соловьева А. А. Использование животных белков в производстве мясопродуктов. Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2014. № 76. С. 51–53.
16. Зинина О. В., Ребезов М. Б., Соловьева А. А. Биотехнологическая обработка мясного сырья. В.Новгород: Новгородский технопарк, 2013. 272 с.
17. Губер Н. Б., Монастырев А. М., Ребезов М. Б. Научное и практическое обоснование новых биотехнологических приемов повышения производства говядины и ее пищевой ценности. В.Новгород: Новгородский технопарк, 2013. 120 с.