Ключевые слова: здоровьесбережение, мониторинг, культура здоровья, саморегуляция, мотивация, компоненты здоровья.
Моделирование организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в классе может осуществляться при следующих условиях:
1) создание ситуации, в которой классный коллектив окажется перед необходимостью решать противоречия: а) между имеющимся недостаточным уровнем здоровья у педагогов и учащихся и задачей его улучшения (или сохранения) в педагогическом процессе; б) между необходимостью сделать педагогический процесс здоровьесберегающим и отсутствием достаточных знаний и средств;
2) разработка организационно-методического обеспечения здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;
3) объединение субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, ответственных за организацию процесса здоровьесбережения;
4) просветительская и исследовательская работа, повышение компетенции учителя в области здоровьесбережения;
5) создание мониторинга (изменение здоровья, деятельности и мировоззрения ученика и родителей).
В организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в учебно-воспитательном процессе существуют три основных направления действий, мер, процедур, которые соответствуют основным компонентам здоровья человека (физическому, психическому, социальному). Это позволяет каждому члену классного коллектива четко представлять свои возможности и их реализацию в этих направлениях. В целом же организационно-педагогическая деятельность по здоровьесбережению в классе может оказаться достаточно эффективной, если будет соблюдаться ряд условий:
- создание специальной ситуации в классе будет основано на здоровьесберегающей мотивации участников процесса здоровьесбережения;
- разработка организационно-методического обеспечения будет проводиться с учетом внешнесредовых и внутрисредовых условий и возможностей каждого элемента педагогической системы в сохранении здоровья;
- будет осуществляться координация здоровьесберегающей деятельности медработника, психолога, родителей, классного руководителя и других учителей в классе;
- будет проводиться просветительская работа среди участников здоровьесберегающего процесса, направленная на определение аспектов здоровьесбережения, отсутствующих в опыте членов команды;
- будет проводиться мониторинг изменения здоровья ученика, мировоззрения родителей с помощь анкетирования, наблюдения, психологических и физиологических обследований.
Первым этапом реализации организационно-педагогических условий здоровьесбережения в классе, является, как уже было сказано ранее, создание специальной ситуации. Под созданием специальной ситуации понимается формирование мотивации всех участников учебно-воспитательного процесса в классе на здоровьесбережение. Создание ситуации реализуется в три этапа: предварительная подготовка, планирование, проведение конкретного мероприятия. Это может быть сбор информации о состоянии здоровья каждого члена коллектива, анализ этой информации, подготовка доклада, в котором излагаются не только результаты изучения здоровья, но и сведения о проблеме здоровьесбережения, ее состоянии в теории и в школах нашей страны, о функционировании классов, содействующих здоровью. Данное условие может быть реализовано в проведении педагогического, посвященного проблемам здоровьесбережения, малого педагогического совета, на котором и складывается ситуация, стимулирующая ее участников к поиску конкретных средств здоровьесбережения в классе. К мероприятиям, способствующим осознанию субъектами процесса здоровьесбережения необходимости целенаправленной деятельности по сохранению здоровья, можно отнести и проведение предварительного обследования здоровья учащихся, учителей, выяснение влияния семьи на обучение, воспитание, развитие ребенка. Результаты предварительного обследования являются основанием для создания в классе специальных условий, обеспечивающих коррекцию здоровья учащихся, введения в учебный план специальных дисциплин здоровьесберегающей направленности (например, риторика, психологическая разгрузка, этика, хореография, физическое воспитание, изобразительное искусство, музыка).
На втором этапе организации учебно-воспитательного процесса на основе идеи здоровьесбережения формируется организационно-методическое обеспечение процесса здоровьесбережения. Реализация данного этапа начинается с определения здоровьесберегающего потенциала содержания образования, стиля деятельности, технологий обучения и воспитания, окружающей среды, режима учебно-воспитательного процесса в классе. Любой учебный предмет включает такой материал, который каким-то образом связан с сохранением здоровья. Задача учителя заключается в том, чтобы проанализировать здоровьесберегающие возможности учебных предметов, технологий обучения, материальной базы и определить достаточно четкий вклад в решение проблемы здоровьесбережения в педагогическом процессе.
Далее перейдем к здоровьесберегающему потенциалу окружающей среды. Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. Такие условия удобно представить, разделив их на три группы: внутрисредовые, внешнесредовые и психологические.
1) Внутрисредовые условия. Сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание восемь основных моментов школьной жизни:
- продолжительность урока;
- продолжительность учебного дня и учебной недели;
- организация самого урока; расписание уроков;
- перемены;
- экзамены;
- общественно полезный труд школьников;
- каникулы.
2) Внешнесредовые условия в школе. На здоровье, а, как следствие, и на работоспособность учащихся, большое влияние оказывает воздушно-тепловой режим, освещение и удобная поза при работе.
Кроме внешнесредовых и внутрисредовых общепринятых условий можно выделить так называемые «желательные» условия, которые не являются необходимыми, но дополняют и расширяют возможности организации процесса оздоровления в учебно-воспитательном процессе. Это такие материальные условия, как: фонтан для обеспечения и регуляции влажности воздуха, вентилятор для интенсивного проветривания класса, обогреватель для поддержания адекватного температурного режима зимой, игровая комната, которая служит для релаксации и разделения детей при занятиях группами, люстра Чижевского для ионизации воздуха, ведение уроков с учетом биоритмов, подвижная поза на уроке.
3) Психологические факторы. Положительные эмоции, физическая возможность преподавателей, взаимоотношения ученика и учителя, образ учителя. В качестве ключевой идеи здоровьесбережения может выступать гуманитарный подход. Необходимость реализации данного направления определяется потребностью в формировании навыков демократического взаимодействия, воспитании толерантности у учащихся, учителей. При этом под гуманизацией системы образования мы понимаем построение системы образования на основе гуманистических принципов, приближения образования к интересам и потребностям конкретного человека как высшей ценности. Сохранение здоровья (особенно психического) связано со всеми положительными изменениями во всех психических сферах человека. Поэтому идея формирования индивидуальности также может выступать ключевой для здоровьесбережения в педагогическом процессе. Основное содержание программ, положений и других документов, определяющих направления, цели, функции, задачи, принципы и т. д. в деятельности классного коллектива, опирается на концепцию развития семи сфер и концепцию педагогики индивидуальности [11]. Согласно данной концепции, индивидуальность человека характеризуется уровнем развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции.
Согласно ключевым идеям здоровьесбережения, программа обучения, учитывающая здоровьесберегающий аспект, должна быть построена с учетом базовых потребностей занимающихся. В этом случае создаются условия для их индивидуально-гармонического развития, обеспечивается общий комфорт и доминирование позитивных настроений, формируется устойчивое положительное отношение к учению и общепринятым правилам поведения.
Создание команды, ответственной за организацию процесса здоровьесбережения (третий этап реализации организационно-педагогических условий здоровьесберегающей деятельности), предполагает координацию деятельности медработника, психолога, основного учителя, родителей, других учителей. Основными направлениями деятельности классного воспитателя (руководителя), обеспечивающими эффективность реализации данного этапа здоровьесберегающей деятельности, являются управление коллективом родителей учащихся и коллективом педагогов класса.
Неоценимую помощь может оказать психолог и родителям, так как корни большинства проблем, возникающих у ребенка, нужно искать в его семье, в среде, где он вырос. Классному руководителю важна и помощь медработника, так как создание условий, способствующих сохранению здоровья, требует мониторинга изменений, вызванных реализацией этих условий.
Работа с педагогами включает в себя:
- осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
- систематическую организацию встреч родителей с работающими в классе педагогами;
- знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
- выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.
Реализовать это можно, например, с помощью совещаний учителей-предметников (малых педагогических советов), где активную роль играет классный руководитель. Он предварительно посещает уроки учителей своего класса, знакомится с их рабочими планами, выявляет, как организована в классе взаимопомощь в учебном труде, как выполняются единые требования. Эти и другие вопросы потом обсуждаются на советах. Активное общение учителей и классных руководителей помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе. Кроме того, важно обеспечить основу для единения педагогов. Такой основой может выступать мониторинг здоровья и научно-методическая деятельность членов педагогического коллектива.
Работа с родителями учащихся. Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы, по мнению Т. Н. Жаренковой, основано на:
- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу; систематическом повышении психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Р. М. Капралова выделяет следующие функции классного руководителя по работе с родителями:
- установление и поддержание постоянной связи с родителями;
- выработка единства требований семьи и школы к ребенку;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
- педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры;
- ведение документации по работе с родителями учащихся с целью изучения и развития воспитательной активности семьи.
Ряд ученых выделяют наиболее важные факторы успешности ребенка, на которые родители оказывают наибольшее влияние: посещение школы, выполнение домашних заданий и дополнительное образование, количество и качество просматриваемых телепрограмм. Основные формы общения: организация родительских конференций, работы телефонной линии, использование средств коммуникации и регулярной почты, создание в школе родительского клуба или центра, проведение неформальных съездов родителей, детей и учителей.
Просветительская работа среди родителей (четвертый компонент условие здоровьесберегающей деятельности) включает:
1) открытые занятия;
2) лекции, встречи с интересными людьми;
3) проведении семейных мероприятий («Праздник здоровой пищи», «Мама, папа, я — спортивная семья» и т. д..);
4) выпуски стенгазеты на тему здоровья;
В этот компонент также входит исследовательская деятельность классного руководителя (воспитателя).
Мониторинг изменения здоровья ученика (последний, пятый, этап) включает выявление изменений и состояния физического, психического, нравственного и социального здоровья. Именно связи показателей здоровья с используемыми в педагогическом процессе средствами, методами, приемами, формами, учебным материалом позволяют установить характер влияния обучения или воспитания на состояние здоровья участников процесса. Такой подход к отслеживанию здоровья и обеспечит постоянный контакт педагогов и других специалистов, работающих с учащимися.
Мониторинг состояния здоровья учащихся включает:
1) Отслеживание заболеваемости по количеству пропущенных уроков в течение года.
2) Ведение тетрадей здоровья, индивидуальных карт на уроке физкультуры. Тетрадь здоровья начинается с анализа исходного состояния здоровья при поступлении ребенка в школу. Далее проводится еженедельный осмотр, который может проводиться и чаще с учетом индивидуальных факторов (наличие каких-либо заболеваний, принятие профилактических мер).
3) Психологическое обследование детей также проводится два раза в год (самооценка, мониторинг работоспособности, внимания, памяти, активности).
4) Для выявления особенностей воздействия семьи на ребенка проводится анкетирование родителей (Аскорс) в начале и в конце учебного года.
Таким образом, организация работы по сохранению здоровья с учениками должна учитывать мотивацию ребенка и его родителей на сохранение здоровья, степень его индивидуального здоровья, материальные условия жизни, внешнесредовые и внутрисредовые условия, в которых проходит процесс обучения. Создание комплекса организационно-педагогических условий здоровьесбережения позволит преодолеть действие негативных факторов, характерных для школы, гиподинамии, стресса и др., будет способствовать осознанию учащимся и педагогом здоровья как личной, общественной и государственной ценности, здоровьесбережения как системы, процесса, результата целенаправленной деятельности.
Литература:
1. Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013.
2. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.
3. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
4. Матусевич М. С., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И., Шатровой О. В., Канчурина А. А. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода»/М. С. Матусевич (и др.)// Журнал «Молодой ученый» (№ 2 (61), февраль 2014 г.).
5. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьев А. В. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактике социальных отклонений). // Журнал «Молодой ученый» № 3 (62), март 2014 г.- С.944–946.
6. Матусевич М. С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода [Текст] / М. С. Матусевич [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 686–689.
7. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков//Журнал Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 814–817.
8. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьёв А. В.«О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи»//Журнал Молодой ученый. 2014. № 3 (62).
9. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//- 2005 — № 6. — с 23.
10. Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ, 2007 — с 21.
11. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н. К. Смирнов // М.: АРКТИ, 2005 — с 320.
12. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.
13. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 201–204.