Воспитание духовного развития молодежи в изучении социально-гуманитарных дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 06.09.2014

Статья просмотрена: 3349 раз

Библиографическое описание:

Халилова, Х. М. Воспитание духовного развития молодежи в изучении социально-гуманитарных дисциплин / Х. М. Халилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 309-310. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12504/ (дата обращения: 16.11.2024).

В системе гражданского общества духовное возрождение граждан занимает ключевую позицию, т. к. духовность совершенствует национальную государственность, на первый план, выдвигая задачу анализа исторического опыта, возрождение национальных и общечеловеческих ценностей в процессе построения нового справедливого демократического, правового, светского общества с устойчивой рыночной экономикой.

«Сегодня, — как подчеркнул Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, — на пути строительства нового демократического государства, справедливого общества, использования нашего огромного потенциала, развития экономики и повышения духовности, одним словом, достижения процветания страны, создания благоприятных условий для живущих на этой священной земле людей ярко демонстрируется созидательная деятельность нашего народа» [5].

Основу, ядро всего процесса реформирования и обновления нашего общества составляет углубление демократических преобразований. Определяя приоритетные направления развития Республики в ХХI веке, Президент Узбекистана И. А. Каримов на первое место выдвинул задачу либерализации всех сфер нашей жизни, сформулировав суть концепции политического устройства формулой «От сильного государства к сильному гражданскому обществу» [1].

Построение гражданского общества требует действенного функционирования всех сторон жизни общества, а это возможно лишь с учетом накопленного исторического опыта. История Узбекистана богата историческими примерами, когда строительство централизованного сильного государства могло осуществляться только при духовном обогащении народа. Поэтому развитие просвещенного общества в Узбекистане — это процесс сочетания опыта традиционных структур и поиска новых демократических форм. При углублении процесса демократизации в нашей стране учитывают национальные традиции и конкретный исторический опыт.

В основе добрых устремлений, высоких начинаний лежат присущие нашей нации, нашему народу великодушие и благородство, а также изменившееся за годы независимости мировоззрение наших соотечественников, действенность и эффективность проводимой работы по воспитанию и духовному совершенствованию, в первую очередь подрастающего поколения [2].

Коренные изменения в суверенном Узбекистане, вызвали к жизни возрождение национального самосознания, духовно-нравственных ценностей. Все это предопределило настоятельную потребность, с позиций идеологии национальной независимости, осмысления того, как развивается и обогащается духовная сфера жизни нашего общества. И в частности, как преподаются социально-гуманитарные дисциплины в ВУЗах Республики.

Глава Республики Президент И. А. Каримов, глубоко осмыслив закономерности современного прогресса, заложил фундамент духовного развития при строительстве демократии в нашем государстве. Социально-гуманитарные дисциплины обоснованы в произведениях Президента. Для изучения и пропаганды основных понятий и принципов духовного развития было принято распоряжение о внедрении в систему высшего образования нашего государства новых дисциплин, среди которых: Основы духовности и просветительства, Национальная идея, теория и практика построения демократического общества в Узбекистане и т. д.

Целью данных дисциплин является разъяснение сущности и содержания понятий: духовность, просветительство, суверенитет, демократия, их исторические разновидности, сущности картины мира и процессов глобализации, смысла и содержания понятий ценности, возрождения, гражданской ответственности. Приоритетных принципов нашего общества, сущности «узбекской модели», основополагающей цели, основных идей и специфики идеологии национальной независимости, путей и средств ее внедрения в души и сердца наших соотечественников.

Главными задачами изучаемых дисциплин является:

-        формирование основ нового мировоззрения и идеологического иммунитета;

-        навыков самостоятельного мышления у молодежи.

Одним словом, должна решаться благородная задача по воспитанию в духе патриотизма своей страны здорового и совершенного молодого поколения, имеющего творческое мировоззрение и живущего прогрессивными идеями человечества.

Большие требования предъявлены сегодня к преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. Одной из главных задач профессорско-преподавательского состава, работающих в этой сфере, является качественное преподавание этих дисциплин, краеугольным моментом которого должен стать процесс воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к своей Родине.

Государство регулирует систему образования, определяя уровень требований к содержанию образования и его объему. Сегодня подготовка специалистов с высшим образованием в Республике осуществляется в 66 высших учебных заведениях — университетах, институтах. Программы, по которым ведутся преподавания в ВУЗах республики, предусматривают в 1 блоке до 25 % социально-гуманитарных дисциплин. Такой процент данных дисциплин отвечает требованиям проводимых в стране реформ, согласно Национальной Программе по подготовке кадров.

Конечным итогом в освоении социально-гуманитарных наук является социальное действие, т. е. применение знаний на практике, а не на освоение абстрактных и виртуальных понятий.

Огромное значение приобретает в связи с этим воспитание у студентов практических навыков, выработки идеологического иммунитета, гражданского осознанного поведении, опираясь на духовные нормы и общечеловеческие ценности современного мира.

Актуальным сегодня является вопрос, — каким образом необходимо «преподавать» духовные ценности? Ответом на этот вопрос является выделение главных, приоритетных методов преподавания. Эффект приобретают прежде всего те методы, которые достигают поставленных целей.

Важно констатировать, что новые педагогические технологии и современные методы в преподавании социально-гуманитарных дисциплин призваны буквально, заставлять студентов критически мыслить, выдвигать свои точки зрения, смотреть на ситуацию через призму общечеловеческих ценностей и норм. Красной нитью через весь процесс преподавания должна проходить идея трансляции фундаментальных ценностей, их усвоение в процессе обучения.

Повышение качества образования — основная задача Национальной Программы по подготовке кадров на современном ее этапе. Проводится комплекс мероприятий по внедрению в учебный процесс вузов современных педагогических технологий, основ развития у студентов навыков критического мышления и использования интерактивных методов обучения.

При изучении социально-гуманитарных дисциплин, мы предлагаем опираться на теоретические основы социологии, истории, философии, политологии, культурологии и т. д., которые раскрывают разнообразие и закономерности всех сторон жизни нашего общества. Но, важно подчеркнуть, что именно государственные идеи, которые мы определили на первом этапе собственного пути развития, будут иметь первостепенное значение.

Социальные дисциплины является составной частью современного гуманитарного образования, и дают студентам, всем ее изучающим гражданам необходимую базисную подготовку по теории и методологии анализа духовной жизни, вырабатывает мировоззренческие ценностные критерии оценки общественных событий, умение связывать просветительские знания с духовной практикой.

Изучение социально-гуманитарных дисциплин, предоставляют возможность студентам научиться государственному мышлению и подходам к актуальным вопросам современности, высоким морально-этическим требованиям к политике, реально представлять возможности, достижения и просчеты людей по устройству и созиданию правового социального государства, гражданского общества.

Чтобы стать гражданином свободного, справедливого, демократического общества этому необходимо учиться, овладевать определенными способностями, это прежде всего: коммуникабельностью, аналитическим мышлением, толерантностью по отношению к окружающим, самостоятельностью, предприимчивостью, инициативностью и т. д. Долг преподавателей социально-гуманитарных наук — обучить студентов общечеловеческим ценностям, которые придают нашей многогранной жизни определенную осмысленность.

Таким образом, социально-гуманитарные дисциплины помогают объективно освещать проблемы духовного развития и просвещения нашего общества. Практической значимостью изучения общественно-гуманитарных дисциплин является привитие чувства патриотизма, расширение мировоззрения молодежи об истории края при разработке конкретных вопросов политики государственной независимости, построения демократического общества.

Литература:

1.         Каримов И. А. Узбекистан устремленный в ХХI век. Доклад на ХIV сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан первого созыва 14 апреля 1999г. — Т., Узбекистон. 1999, с.27.

2.         Каримов И. А. Наша главная цель — неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. — Народное Слово — 8 декабря 2007г.

3.         Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика. Учебное пособие. М.,2005.

4.         Эркаев А. Духовность и развитие. Т.: Маънавият. 2008.

5.         Каримов И.А. Приветствие Президента Ислама Каримова на торжествах, посвященных 9 годовщине Независимости Республики Узбекистан.// Народное Слово, 2000, 1 сентября.

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплина, гражданское общество, демократическое общество, духовное развитие, Узбекистан, ценность, высшее образование, идеологический иммунитет, исторический опыт, Национальная Программа.


Похожие статьи

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Развитие художественно-эстетической подготовки студентов в системе высшего профессионального образования

Развитие художественно-эстетической культуры студента в системе высшего педагогического образования

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования

Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении общественно-научных предметов

Похожие статьи

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Развитие художественно-эстетической подготовки студентов в системе высшего профессионального образования

Развитие художественно-эстетической культуры студента в системе высшего педагогического образования

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования

Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении общественно-научных предметов

Задать вопрос