Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице — дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.
Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Ведь изучение народной культуры — источник знаний о действительности человека и средство формирования важнейших понятий о добре и зле. Народная культура учит видеть мир глазами своего народа. Необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь у современных детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа. Дети недостаточно проявляют творческую активность. И тем не мене эмоционально заинтересованы в изучении культуры своего народа [2,с.23]
Интерес детей к традициям и обычаям, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими традициями, обычаями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о жизни наших предков. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. По словам академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Для исправления положения необходимы обновления художественного образования, нужны серьезные изменения в государственной культурно-образовательной политике. Школа и культурная среда должны сотрудничать друг с другом.
Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах.».. [1,с.35]
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.
Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.
В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры достаточно четко проявлялась планетарностъ народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной моделимирового древа, в котором воплощена идея целостности мира(единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы».
Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы, которых выражают поэтические воззрения древних на мир.
Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».
Таким образом, в настоящее время в современном образовании остро встает вопрос о необходимости изучения русской народной культуры, как источника традиций, духовности, фундаментальной основы развития личности в современном обществе.
Литература:
1. Горняева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5кл [Текст]: методическое пособие./ Н. А. Горняева; под ред. Б. М. Неменского.-2-е изд.- М: Просвещение, 2007.
2. Мелик-Пашаев А., З. Новлянская. Концепция образовательной области «Искусство» [Текст] / Мелик-Пашаев А., З. Новлянская/ Искусство в школе.-2006.