В статье рассматривается историко-культурный аспект вхождения Чечни в состав Российской империи, существования в составе Советской России, Российской Федерации: основные этапы данного процесса. Исследуются ключевые проблемы, без разрешения которых невозможно эффективное взаимодействие различных народов и прогрессивное сосуществование их в рамках единого государства.
Ключевые слова: Кавказская война, Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация.
Историческое развитие Чечни в составе России представляет собой противоречивый процесс взаимоотношений, сопровождавшийся периодами военного противостояния и мирными периодами сосуществования и развития.
Противоречивость этого процесса заключалась в столкновении абсолютно естественных с исторической точки зрения интересов чеченского народа и Российской империи.
Российская империя в начале XIX века, столкнувшись с необходимостью обеспечения безопасности южных границ своей территории, развернула активную экспансионистскую деятельность. Завоевание Кавказа было стратегическим и переломным моментом в достижении исторических целей империи. Экспансия происходила, в-основном, в военной форме и представляла собой насильственное присоединение территорий.
Имперская политика, детерминированная существовавшими внешними и внутренними факторами, была направлена на скорейшее присоединение Кавказа и проводилась всеми доступными методами, часто носившими насильственный характер.
Стремления империи, претворяемые в жизнь в таких формах, порождали естественное сопротивление и противодействие коренных народов, проживавших на присоединяемых территориях. Для этих народов, в частности, чеченцев борьба с колониальными устремлениями империи являлась формой защиты национальных интересов и сохранения национальной свободы.
Конфликт противостоящих друг к другу интересов вылился в Кавказскую войну, которую можно обозначить как первый этап процесса развития Чечни в составе России, так как именно в этот период интересы чеченского народа и Российской империи оказались в одной плоскости координат, тесно соприкоснувшись в различных точках взаимодействия.
Кавказская война длилась более полувека, переживая спады и подъемы активного противостояния. Вследствие изнурительной длительности, ожесточенности военных действий, а также исчерпания людских, экономических и иных ресурсов чеченского и остальных народов, она закончилась фактическим их покорением. Кавказ стал частью Российской империи.
Однако установившаяся на завоеванной территории послевоенная ситуация была крайне нестабильной. Победа в Кавказской войне являлась для империи лишь результатом силового разрешения следствий, но не устранением причин, приведших к возникновению конфликта интересов и перенесению его в сферу военного противостояния. Российская империя, как и многие другие великие империи в истории, следуя принципу «горе побежденным», осложняла эти самые причины, усиливая процесс отчуждения земли у людей, отдавая их пришлому населению — казакам, постепенно выдавливая народ с его родных земель, лишая его возможностей нормального существования. Тем самым очаги потенциальной опасности новых восстаний и военных противостояний сохранялись.
Как пишет Х. В. Туркаев, «покорив горцев в ходе кровопролитной Кавказской войны, царская администрация была поставлена перед дилеммой: либо утолить земельный голод чеченцев, вернув им отобранные у них и переданные казакам земли, и тем самым снять проблему новых массовых восстаний, либо продолжать удержание их и сохранять состояние постоянной войны с чеченцами, которые не могли с этим смириться» [1].
Крах Российской империи в 1917 году в результате Февральской революции и последовавшая за ней Великая Октябрьская революция, за опущением всех отрицательных последствий этих событий, знаменовали собой новый исторический шанс на возможность построения качественно иной, справедливой системы взаимоотношений Чечни с Россией, учитывавшей интересы и удовлетворявшей бы основные запросы обеих сторон.
Развитие Чечни в составе Советской России можно считать следующим этапом процесса интеграции, вернее, дезинтеграции. Советская власть, практически во всех ключевых узлах взаимодействия чеченского народа и государственной власти: в аграрной, культурной, идеологической, религиозной сферах проводила насильственную политику, радикально расходившуюся с интересами народа. Обе стороны пропустили еще одну возможность создания условий для прогрессивного сосуществования в рамках единой цивилизационной системы. Резкое противопоставление народа власти, отсутствие точек соприкосновения являлось следствием не учитывавшей опыта прошлого политики государства, направленной на стирание национальных особенностей, низвержение религиозных устоев, традиций, обычаев, как пережитков патриархального общества, что для чеченского народа являлось краеугольным камнем их национальной идентичности.
Все это снова порождало попытки очередного военного противостояния, которые благодаря мощному репрессивному аппарату государства подавлялись, не перерастая в большую войну. Произошло очередное погашение очага с отложением разрешения причин, его подпитывающих.
Крах Советского Союза привел к дестабилизации политической ситуации на всем постсоветском пространстве, которая на территории РСФСР приобрела форму объявления национальных суверенитетов, отделения субъектов от РСФСР, провозглашения независимости от центральной власти и т. д.
Рост национального самосознания чеченского народа означал одновременно и рост осознания существующих противоречий, своей угнетенности, формировалась национальная элита, ставившая вопросы о равноправии народа, о его праве на самоопределение, формирование своей политической элиты. На волне перестройки и других деструктивных процессов, происходивших тогда в государстве, росли националистические движения. Как отмечает видный специалист по межэтническим отношениям В. А. Тишков, «определяющим моментом движений был фактор политический — стремление гражданских сообществ обрести суверенитет и оформить государственность, которой они не имели или были лишены в прошлом» [2].
Многовековой опыт построения отношений между Россией и Чечней предполагал лишь один вариант обретения независимости — через военное противостояние. Провозглашение и отстаивание своего суверенитета вылилось в две кровавые чеченские войны. И хотя в первую чеченскую войну, молодому самопровозглашенному государству удалось отстоять свой суверенитет, в итоге это все равно окончилось очередным в историческом плане поражением нации, пытающейся военным путем отстоять свою независимость. Чечня осталась в составе Российской Федерации. Однако, в этот раз военное поражение не привело к повторному подавлению и ущемлению проигравшей стороны.
Смена преступного политического руководства Российской Федерации и появление в Чечне государственного деятеля, в политических взглядах которого нашло концентрированное выражение осознание народом бесплодности вооруженных противостояний и необходимости качественно иного, мирного варианта построения взаимоотношений, дало Чечне и России еще один шанс, еще одну возможность выйти за порочный круг и пойти по иному пути взаимодействия и развития.
Именно поэтому данный этап — этап становления и развития чеченской государственности, имеет особую значимость для современной Чечни и ее будущего. По мнению председателя Комитета Парламента Чеченской Республики по вопросам экономической, инвестиционной политики и имущественных отношений Х. Кадырова, «современное общественно-политическое состояние, в котором находится Чеченская Республика, вне всякого сомнения, можно охарактеризовать одним из этапов той глобальной программы построения чеченской государственности в рамках федеративного государства, инициатором которой был в свое время именно А. А. Кадыров» [3].
История развития Чечни еще не знала таких условий для демократического сосуществования с другими народами в рамках единого многонационального государства. Народ, проголосовав на референдуме за Конституцию Чеченской Республики, выразил свое согласие на предоставленные государством достойные условия добровольного вхождения Чечни в состав России. Будущие национальные элиты всех народов, составляющих Российскую Федерацию, должны четко осознавать, что основанный на равноправии и ценности каждого из народов союз — это единственная, доказанная многовековой историей возможность для их прогрессивного развития и сосуществования.
Литература:
1. Чеченцы в истории, политике, науке и культуре России: исследования и документы. // Отв. Ред., Х. В. Туркаев. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. — М., Наука. — 2008. С. 631.
2. Тишков В. А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. — 1993. № 4. — С. 4.
3. [Электронный ресурс] // http://www.parlamentchr.ru/press-centre/analitycs/411-vystuplenie-dokladchikov-na-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-priurochennoj-vosstanovleniyu-chiassr.