Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.09.2014

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Ларечина, Е. В. Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства / Е. В. Ларечина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12529/ (дата обращения: 16.11.2024).

Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».

Ключевые слова: осознанное родительство, отцовство, семья.

This article is devoted to consideration of the methods of work of child and family psychologist with parents and those who will become on the subject of «Fatherhood».

Key words: conscious parenting, fatherhood, family.

Если мамы пестуют своих детей, то папы — воспитывают. Папы редко ругают и меньше подвержены эмоциям, с папами хорошо делать уроки и играть. И вообще, все знают, что папа строгий, но справедливый. А еще папа дарит спокойствие и уверенность, что все всегда будет хорошо.

Какое прекрасное высказывание! Но, к сожалению, на сегодняшний день всё меньше семей в нашей стране могут адресовать подобные слова своим главам семейств. Отцы всё чаще становятся пассивными участниками семейной жизни, либо совсем отсутствуют в ней.

В связи с этим, актуальной задачей современной психологии и педагогики родительства становится воспитание будущих отцов, а также поддержка и помощь состоявшимся отцам.

Ролью отца в воспитании и развитии ребенка интересовались ещё исследователи прошлого. Еще в начале XX века, в рамках аналитической психологии, именно роль отца, а не матери рассматривалась в качестве центральной фигуры, определяющей психическое развитие человека (Фрейд З. 1997). Затем, в 40–50 годы прошлого столетия, в связи с историческими событиями, возрос интерес к диаде «мать - ребёнок». Интерес к этой теме по сей день доминирует в научных кругах и популярной литературе.

Несмотря на актуальность проблематики, тема отцовства остается малоизученной и слабо разработанной в программах «Школы родительства».

Более девяти лет, в рамках работы над темой «Осознанное родительство», мною были собраны из различных литературных источников и разработаны технологии, способствующие повышению и закреплению ценности отцовства в семьях детей раннего и дошкольного возраста.

Технологии осознанного отцовства

Литература

1.

Игры — стимуляции в период беременности женщины

Девид Чемберлен

Разум вашего новорождённого ребёнка

М: «Класс»2005г.

2.

Развивающие занятия «Вместе с папой» в раннем и дошкольном возрасте

Е. В. Ларечина

Развивающие занятия для родителей и детей Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» СПб, «Речь» 2012г.

3.

Праздник «День Отца»

Е. В. Ларечина

Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» СПб, «Речь» 2012г.

4.

Театрализация сказок подчёркивающих ценность отцовства

Е. В. Ларечина

Развивающие занятия для родителей и детей Психолого-педагогическая программа «Дитятко» СПб, «Речь» 2012г.

5.

Семинар-тренинг «Отец — звучит гордо!?»

Программа проходит на базе ИПП «ИМАТОН» Санкт-Петербург

Задача матери - сформировать поле контакта для еще не родившегося малыша. Игры - стимуляции отца в период беременности очень помогают создать в этот период атмосферу единения мамы и папы, привлекая папу к общению с малышом. Это и поглаживание животика утром с пожеланиями на день, и игра «Привет, это папа», в которой папа здоровается с малышом, совершает похлопывания, трения, мягкие надавливания животика мамы, или игра «Где наша пяточка?», в которой папа прикладывает ладонь к животику, говорит слова: «Где наша пяточка?» и ждет реакции малыша.

Конечно же, лучшее, что может сделать папа для своего ребенка — это любить его мать. Таким образом, перефразируя слова Т. Чемберга, мне хочется отметить важнейшую роль отца в создании благоприятной эмоциональной атмосферы, в которой развивается малыш.

После рождения ребенка, маме важно создавать и поддерживать образ присутствия отца в семье. «Мы делаем ужин для папы», «Папа придет, и будет решать, куда мы поедем, он у нас главный». Участие пап в тематических развивающих занятиях способствует глубокому проживанию отцовских чувств и активной включенности в мир ребёнка.

М. Лэм, описывая механизмы влияния фигуры отца на развитие ребенка, особое внимание уделила категориям «вовлеченности» и «доступности», под которыми понимается прямое взаимодействие отцов с детьми во время непосредственного ухода за ними, игр, совместного досуга и потенциальную возможность в данный момент времени вступить в непосредственное взаимодействие с малышом.

Праздника «День Отца», к сожалению, официально нет в нашем календаре, но в группах социализации и в дошкольном учреждении мы его отмечаем. На этом празднике, папы - активные участники, которые вместе с детьми играют в игры, делают поделки, танцуют и слушают песню в свою честь.

Театрализованные представления, сказки являются неотъемлемой частью развивающих занятий с детьми.

В своё время, в рамках программы тренинга для родителей «Родители и дети: жизнь в согласии», я касалась вопросов отцовства, но участники часто выражали интерес и желание глубже поработать с этой темой.

Анализ известных программ показал, что, в основном, имеющиеся программы направлены на работу с юношами (Р. В. Овчарова Тренинги формирования осознанного родительства) или с молодыми отцами.

Для меня было важно создать универсальную программу, в которой могут принять участие не только мужчины разного возраста, но и женщины, где каждый сможет соприкоснуться с фигурой отца в своей жизни.

Папы, участвуя в тренинге,смогут произвести ревизию своих отцовских достижений и лучше разобраться в тупиковых ситуациях воспитания своих чад. Мамы смогут разобраться в отношениях отцов и детей, и, возможно, сумеют посмотреть на них другими глазами. Вместе они получат возможность проанализировать собственный детский опыт отношений с отцами, смогут найти ресурс для выполнения сложных и важных задач родителя сегодня. В процессе семинара-тренинга используются такие формы работы с участниками, как визуализация, мини-лекции, арт-терапевтические упражнения, аналитические упражнения с элементами сказкотерапии.

Можно с уверенностью сказать, что данная программа явилась ещё одним шагом в направлении развития осознанного родительства.

Литература:

1.      Овчарова Р. В. Тренинги формирования осознанного родительства// методическое пособие — Москва «Сфера», 2008.

2.      Девид Чемберлен Разум вашего новорождённого ребёнка — Москва: «Класс». -2005г.

3.      Калинина О. Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребёнка — Москва «Форум» 2011.

4.      Ларечина Е. В. Развивающие занятия для родителей и детей Психолого-педагогическая программа «Дитятко», «Счастливый малыш» — СПб, «Речь» 2012 г.

5.      Юзеф Августин Путеводитель по отцовству — Минск «Про Христо», 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): пап, отец, Психолого-педагогическая программа, ребенок, роль отца, День, дошкольный возраст, занятие, развитие ребенка, Родитель.


Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей

В статье представлено исследование, направленное на определение связи стилей семейного воспитания и субъективного благополучия детей и матерей.

Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника

В статье автор обосновывает важность и необходимость организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника, приводит примеры разных форм такого взаимодействия.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Семейные ценности и стили воспитания современных российских отцов

В статье рассмотрены тенденции трансформации семейных ценностей современных отцов возраста до 45 лет и присущих им стилей семейного воспитания.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьёй

В статье рассматриваются возможности установления продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в ходе формирования представлений ребенка дошкольного возраста о семье и роде, раскрывается содержание и особенности организации генеа...

Особенности воспитательной позиции современных родителей

В статье предпринимается попытка охарактеризовать особенности воспитательной позиции современных родителей, результаты основываются на данных социологического опроса родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и интервьюирования экспертов.

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей

В статье представлено исследование, направленное на определение связи стилей семейного воспитания и субъективного благополучия детей и матерей.

Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника

В статье автор обосновывает важность и необходимость организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника, приводит примеры разных форм такого взаимодействия.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Семейные ценности и стили воспитания современных российских отцов

В статье рассмотрены тенденции трансформации семейных ценностей современных отцов возраста до 45 лет и присущих им стилей семейного воспитания.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьёй

В статье рассматриваются возможности установления продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в ходе формирования представлений ребенка дошкольного возраста о семье и роде, раскрывается содержание и особенности организации генеа...

Особенности воспитательной позиции современных родителей

В статье предпринимается попытка охарактеризовать особенности воспитательной позиции современных родителей, результаты основываются на данных социологического опроса родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и интервьюирования экспертов.

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Задать вопрос