Введение. В условиях сокращения часов занятий Физическим воспитанием в вузах Казахстана [1, с.6] необходимо искать новые подходы к оздоровлению студентов и привлечению их к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом [2, с.34]. Переход на западный формат проведения занятий, в котором студент сам выбирает вид физкультурно-спортивной деятельности [3, с.19], в наших условиях еще не возможен. О развитии студенческого спорта приходится только мечтать. Проблемы возникают в нехватке спортивной базы, недостаточности материального обеспечения учебно-тренировочного процесса и непонимании руководителями трудности подготовки конкурентоспособного спортсмена в условиях нефизкультурного вуза. А пока не решены эти проблемы, необходимо строить учебный процесс хотя бы с учетом профессионально-прикладной направленности основных специальностей вуза и оздоровительной составляющей.
Разработано много очень интересных методик для внедрения в процесс физического воспитания в вузе [4, с.16; 5, с.34]. К сожалению, применение авторских методик в процессе физического воспитания не всегда представляется возможным, так как введение новшеств, даже если они и очень действенны и дают хорошие результаты [6, с.146; 7, с.71; 8, с.24; 9, с.20], 75 % преподавательского состава воспринимает как личное оскорбление. У тех, кто проработал больше 15–20 лет, возникают трудности с переходом к новым методикам из-за неприятия к методическим выкладкам более молодых сотрудников, а те, кто пришел на кафедру из спорта, вообще не принимают ничего из других видов спорта, основываясь исключительно на собственном опыте. В своем исследовании мы постарались учесть и это, утвердив в качестве экспериментальных методик три вида деятельности: спортивные игры, легкую атлетику и общую физическую подготовку.
Методы и организация исследования. Сравним результаты двухлетнего эксперимента — итоги практических занятий по физическому воспитанию на момент окончания 2012–2013 и 2013–2014 учебных годов, которые были протестированы в мае 2013 и 2014 годов. Напомним, что изначально студенты методом рандомизации были распределены по группам, соответствующим конкретным методикам проведения практических занятий. Каждая группа занималась в отдельном спортивном зале: 1 зал — группа по методике с преимущественным использованием средств и методов спортивных игр (баскетбол, волейбол, бадминтон); 2 зал — группа, занимающаяся с применением элементов легкой атлетики; 3 зал — группа ОФП силовой направленности [10, с.57].
Следует отметить, что количество испытуемых весной 2014 г во всех группах увеличилось по сравнению с прошлым годом за счет возврата студенток из специального отделения.
Результаты исследования. Итак, рассмотрим изменения, произошедшие в физической подготовленности со студентками, поступившими на 1 курс в 2012 году.
Таблица 1
Результаты тестирования 1 группы (спортивные игры)
Тест |
Время тестирования |
Р |
|
Весна 2013 (n=156) |
Весна 2014 (n=167) |
||
1000 м, с |
334,01±3,19 |
323,05±3,12 |
0,05 |
100 м, с |
18,42±0,09 |
18,59±0,1 |
- |
20 м, с |
4,05±0,02 |
4,15±0,02 |
0,001 |
Поднимание туловища, кол-во раз |
27,58±0,67 |
29,53±0,52 |
0,05 |
Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз |
60,31±0,85 |
63,11±0,77 |
0,05 |
Наклон вперед, см |
14,76±0,43 |
14,85±0,41 |
- |
Челночный бег 4х9 м, с |
11,76±0,12 |
12,25±0,05 |
0,001 |
Прыжок в длину, см |
166,01±1,18 |
158,72±1,11 |
0,001 |
Бросок набивного мяча, см |
469,75±5,63 |
503,73±5,16 |
0,001 |
Упор присев-упор лежа за 30 с, кол-во раз |
16,67±0,43 |
16,74±0,35 |
- |
В группе, занимавшейся физической культурой с элементами спортивных игр, зафиксировано достоверное повышение результатов по тестам: бег 1000 м (Р<0,05), поднимание туловища из положения лежа на спине согнув ноги, руки за голову (Р<0,05) и прыжки через скакалку за 1 мин (Р<0,05), бросок набивного мяча из-за головы из положения сидя ноги врозь (Р<0,001). По тестам бег 20 м, челночный бег 4х9 м, прыжок в длину с места отмечена отрицательная тенденция (Р<0,001). По остальным испытаниям (бег 100 м, наклон вперед из положения сидя и упор присев-упор лежа за 30 сек) достоверных изменений не произошло.
Таблица 2
Результаты тестирования 2 группы (легкая атлетика)
Тест |
Время тестирования |
Р |
|
Весна 2013 (n=102) |
Весна 2014 (n=108) |
||
1000 м, с |
335,49±3,52 |
320,69±2,99 |
0,01 |
100 м, с |
18,52±0,16 |
18,11±0,12 |
0,1 |
20 м, с |
4,09±0,02 |
4,07±0,02 |
- |
Поднимание туловища, кол-во раз |
28,23±0,82 |
27,12±0,92 |
- |
Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз |
63,04±1,35 |
65,17±1,33 |
- |
Наклон вперед, см |
16,64±0,61 |
16,1±0,61 |
- |
Челночный бег 4х9 м, с |
11,86±0,08 |
11,7±0,05 |
- |
Прыжок в длину, см |
163,33±1,81 |
163,72±1,59 |
- |
Бросок набивного мяча, см |
483,2±5,93 |
498,92±6,98 |
- |
Упор присев-упор лежа за 30 с, кол-во раз |
20,77±0,52 |
20,92±0,45 |
- |
Группа, занимавшаяся с использованием легкоатлетических упражнений, улучшила результаты по тестам 1000 м (Р<0,01) и 100 м (Р<0,1). По всем остальным тестам достоверных изменений не произошло, хотя они и незначительно улучшены. Это тоже неплохой результат, так как понижения результатов не произошло.
Студентки группы ОФП добились позитивных изменений в тестах бег 1000 м (Р<0,001) и наклон вперед из положения сидя (Р<0,05). Отмечен и ряд ухудшений: бег 20 м (Р<0,001), челночный бег 4х9 м (Р<0,05) и упор присев-упор лежа (Р<0,01). По всем остальным достоверных изменений не отмечено.
Таблица 3
Результаты тестирования 3 группы (ОФП)
Тест |
Время тестирования |
Р |
|
Весна 2013 (n=97) |
Весна 2014 (n=112) |
||
1000 м, с |
360,01±4,26 |
334,69±3,23 |
0,001 |
100 м, с |
18,63±0,15 |
18,53±0,12 |
- |
20 м, с |
3,93±0,02 |
4,06±0,02 |
0,001 |
Поднимание туловища, кол-во раз |
29,28±0,84 |
30,46±0,79 |
- |
Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз |
69,63±1,5 |
69,94±1,29 |
- |
Наклон вперед, см |
13,27±0,54 |
14,85±0,47 |
0,05 |
Челночный бег 4х9 м, с |
12,01±0,05 |
12,18±0,06 |
0,05 |
Прыжок в длину, см |
160,46±1,49 |
162,92±1,47 |
- |
Бросок набивного мяча, см |
523,12±8,55 |
532,31±6,57 |
- |
Упор присев-упор лежа за 30 с, кол-во раз |
24,43±0,36 |
22,6±0,47 |
0,01 |
Если сравнивать результаты для выявления лучших показателей на окончание 2014 учебного года, то можно отметить, что по тесту бег 1000 м, группа ОФП имеет худшую динамику, чем 1 и 2 группы (Р<0,01), между которыми достоверной разницы нет. В скоростном тесте бег 100 м группа 2 показала самый достоверно лучший результат (Р<0,01). Результаты развития мышц брюшного пресса в 1 и 3 группах практически идентичны, а во 2 группе они не только ниже чем у однокурсниц, но и снизились по сравнению с прошлым годом. Гибкость в тесте наклон вперед оказалась лучше у студенток 2 группы (Р<0,001). Испытуемые группы ОФП показали стабильный рост в прыжках через скакалку (Р<0,001), а также в скоростно-силовых тестах бросок набивного мяча и упор присев-упор лежа за 30 с (Р<0,001). Прыжок в длину в 1 группе оказался хуже, чем у представительниц других групп (Р<0,05).
Следовательно, по тестам скоростно-силовой и координационной направленности, а также гибкости, методика с использованием средств легкой атлетики влияет более эффективно, чем методы спортивных игр и ОФП. Повышение результативности в беговых испытаниях 100 м и 1000 м во всех группах связано с нормативами дифференцированного зачета по физическому воспитанию.
Худшая статистика выявлена в 1 группе. Снижение результатов прыжков в длину с места в 1 группе можно объяснить тем, что в спортивных играх прыжки в основном направлены вверх, а не в длину. Вопреки ожиданиям ухудшились скоростно-силовые, координационные показатели (бег 20 м, челночный бег 4х9 м) несмотря на то, что в программе практических занятий и контрольных нормативах присутствовали элементы спортивной игры баскетбол, которые подразумевают развитие навыков скоростного маневрирования как с мячом, так и без него.
Мы обратились к преподавателям, которые вели занятия в группе № 1. Вместе проанализировав результаты второкурсниц, мы пришли к выводу, что начальная подготовленность студенток по спортивным играм (волейбол, баскетбол и бадминтон) крайне низка. Преподаватели были вынуждены тратить огромное количество времени на отработку и совершенствование техники владения мячом или воланом на месте. Следовательно, нельзя утверждать, что занятия спортивными играми отрицательно влияют на рост физической подготовленности.
Выводы.
Во всех трех группах зафиксировано достоверное повышение выносливости.
В группах ОФП и легкой атлетики в программу занятий следует внести разнообразие путем использования подвижных игр и танцевальных комплексов.
Необходимо внести коррективы в ход практических занятий, начиная с первого года обучения, где больше внимания следует уделять именно технике выполнения упражнений в течение осеннего семестра. Весенний же семестр должен быть направлен на закрепление навыков и начало освоения новых, более сложных приемов и элементов. Особенно это касается группы спортивных игр.
Литература:
1. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 228-V ЗРК URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000228#z312 (дата обращения: 30.08.2014)
2. Гордеева Н. А. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни студентов// Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Том 2 — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013. — С.33–36.
3. Бурдастых А. И., Ершов Е. Н., Стазаев И. П. О концептуальных основах физкультурно-оздоровительной работы с учащейся молодежью//Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей II всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Том 2 — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013. — С.19–21.
4. Анохина И. А., Катаева М. А. Построение технологии физического воспитания студентов с использованием средств плавания и комплексов физических упражнений//Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сборник статей X Международной научной конференции, посвященной 60-летию БГТУ им. В. Г. Шухова, 24–25 апреля 2014 года: в 2 ч. Ч.1. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. — С.15–18.
5. Зубкова, Т. И. Особенности применения хореографических упражнений при работе со студентами разной степени физической подготовленности / Т. И. Зубкова // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 4. — С. 34.
6. Орехов Е. Ф. Модульная схема построения образовательного процесса обучающихся в отрасли физической культуры и спорта// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2013. — № 4(29). — С.140–147.
7. Защук С. Г., Ивчатова Т. В. баскетбол в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов //Проблеми фізичного виховання і спорту. — 2010. — №. 5. — С. 69–72.
8. Андрюшенко Л. Б., Лосева И. В., Вялкина Т. Г. Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов ВУЗа //Теория и практика физической культуры. — 2004. — №. 5. — С. 22–25.
9. Бобырева М. М. Совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов: автореф… канд. пед. наук: 13.00.04 -Алматы, 2008. -26 с.
10. Бобырева М. М., Абрамов Д. А. и др. Мониторинг физической подготовленности студенток медицинского вуза Западного Казахстана// Теория и методика физической культуры — 2013. — № 4 (35). — С.57–62.