The article is developing in the level of the qualified young specialists training which have wide knowledge in different spheres of technical, science, policy and economy.
Построение демократического государства — длительный и трудный процесс, требующий больших усилий, как со стороны правительства, так и всего общества в целом. Со времени установления независимости Республики Узбекистан в обществе происходят перемены к лучшему в социальной, экономической и политической сферах. Многие подсистемы общества, такие, как система образования, система социального обеспечения и другие также претерпели значительные изменения. Эти перемены отразились непосредственно и на молодежи, которая сегодня представляет наиболее активную часть населения, желающую реализовать свои интересы. Молодое поколение Узбекистана, по мнению Президента И. А. Каримова, — «главная надежда будущего и опора», которую он наделил высшей «ответственной миссией впереди идущего в борьбе за национальное возрождение» [1].
Президент призвал «молодость стать авангардной силой в процессе модернизации страны, которая должна произойти на основе слияния прошлого и будущего».
Осуществляемые в республике глобальные социальные преобразования, а также политически, заставляют постоянно пересматривать вопрос об отношении к молодому поколению, ибо процесс внедрения новых социально-экономических потребностей требует утверждения нового общественного сознания.
Современный Узбекистан является сегодня одним из самых молодых суверенных государств на всем постсоветском пространстве, поскольку молодежь имеет 64 % представителей от общего количества населения.
Современная молодежь Узбекистана принципиально отличается от старшего поколения, прежде всего тем, что она родилась, сформировалась уже в новом государстве, где ей суждено быть непосредственным участником всех проводимых демократических реформ. Молодое поколение имеет преимущество, перед остальным населением выражающееся в том, что оно по-новому формирует свое мировоззрение, совпадающее по основным направлениям с задачами построения развитого демократического государства. Приоритетной задачей нашего государства является обеспечение жизненных интересов молодежи: получение современного образования, овладение профессией, трудоустройство, создание условий для проявления способностей и потенциала, поддержка молодых семей и всевозможное содействие им при вступлении в большую и прекрасную самостоятельную жизнь.
В Узбекистане создаются благоприятные правовые социальные, экономические условия для повышения уровня профессиональной подготовки, роста интеллектуального и духовно-нравственного потенциала молодежи.
В стране сформирована законодательная и нормативная база, накоплен и апробирован опыт по работе с молодежью для формирования прогрессивного молодого поколения, способного решать задачи государственного развития.
Стратегическое значение имеет призыв Президента И. А. Каримова: «наши дети должны быть лучше, умнее, мудрее, и конечно, счастливее нас!» [2]. Это подтверждает, что интересы молодежи находят свое воплощение в проводимой государством политике. Молодежь Узбекистана должна сосредоточить свои усилия па решении экономических проблем, от которых будет зависеть будущее страны, она призвана стать важным резервом кадров для всей системы государственного образования.
Центром «Ижтимоий фикр» были проведены социологические исследования: «Молодежь Узбекистана в начале XXI века: социальные ориентации и взгляд в будущее». Проведен социологический опрос респондентов (50 % юношей, 49,3 % девушек). Исследование показало, что у молодых людей существуют проблемы, связанные, прежде всего с получением образования (контрактная форма), повышением уровня знаний (43,0 %), овладением отдельными профессиями (17,5 %), достижением гражданской позиции.
В условиях развития нашего общества усиливается значимость подготовки квалифицированных специалистов, обладающих разносторонними знаниями в различных областях науки, техники, социально-политических, экономических, глобальных процессов, которые происходят, обостряются на всем международном пространстве. Поэтому сегодня особенно заинтересованно рассматривается проблема о том, какие кадры будут вовлечены в государственное, политическое и общественное строительство Республики.
Овладевая современными знаниями, формируемыми на основе национальных и общечеловеческих ценностей, в сознания и души молодежи внедряются убеждения: «Родина — едина, Родина — одна», «Если это земля, это государство принадлежит мне, то за его светлое будущее и благосостояние должен бороться, прежде всего, я сам». Каждый молодой человек, основываясь на этом, определяет свое отношение к развитию общества и его обновлению, свое место, и если нужно, свой долг.
С этой целью в Республике намечены конкретные меры по реализации демократических стандартов и в развитии средств массовой информации страны, которые позволят молодому поколению сформировать собственное мнение, взгляд и отношение к сегодняшним переменам в обществе. Формированию мнения могут способствовать отдельные вопросы, например, анализ таких понятий как «менталитет» «историческое время», «историческое пространство» и др.
Научно-техническая революция, быстро развивающаяся в XXI веке и продолжающаяся развиваться, несет поток научно-технической литературы по информатизации и компьютеризации (по дистанционное обучение, использование видеомостов, виртуальные стенды), специализированных газет и журналов (создание электронных учебников и пособий), теле и радио-информации. Через средства массовой информации молодежь принимает участие в обсуждении законопроектов, нормативно-правовых документов, а также в решении существующих проблем. Именно средства массовой информации являются действенным инструментом реализации, развития демократических ценностей и идеалов нашего общества, формирования сознания людей.
Постоянное повышение знаний молодежи содействует построению в Узбекистане развитого демократического государства. И как отмечал И. А. Каримов еще в 1998 г., затрагивая вопрос о реализации Национальной программы по подготовке кадров, «...этот вопрос одним разом в одночасье не решить. Это длительный процесс, требующий от нас, хочу подчеркнуть, от каждого из нас, упорном, настойчивой, последовательной работы».
Научные, культурно-просветительские, образовательные учреждения, средства массовой информации, применяя богатое научное и культурное наследие наших великих предков, а также приоритетные направления научно-технического прогрессу, современных философских воззрений, должны добиваться их гармоничного сочетания и использования в повышении экономического, правового, культурного уровня населения республики.
Следовательно, нам необходимо, чтобы при формировании у молодежи перечисленных выше ценностей, она отвечала бы следующим критериям:
- духовное развитие и обогащение молодых людей, превращение их в активных участников процесса всестороннего реформирования общества, использование их интеллектуального, нравственного, духовного потенциала для решения задач сохранения социальной стабильности;
- продолжение работы по сохранению и развитию национальных общечеловеческих ценностей, языка, культуры, традиций всех народов Узбекистана;
- борьба с любыми проявлениями социального против порядка: экстремизма, терроризма, расизма, национализма, фундаментализма;
- работа по разъяснению гуманистической сущности ислама и других великих религий (христианства, иудаизма, индуизма и т. д.).
Проводимые сегодня реформы по обновлению и модернизации страны осуществляются при участии молодых людей: большая часть молодежи решает задачи коренного изменения своего отношения к жизни, труду, собственности, осмысления своего долга и причастности к судьбе Родины, любви и преданности стране и народу и усилению общественно-политической активности связывает с ними свои жизненные перспективы и рост физических, личностных, образовательных, профессиональных качеств.
Именно такие люди, верящие в правильность выбранного пути, будут всегда с уверенностью смотреть в будущее и нести ответственность за развитие общества.
Разрабатываемая государственная молодежная программа направлена па дальнейшее укрепление ресурсной, кадровой и информационной инфраструктуры, обеспечивает конституционные права молодежи — право на образование, профессиональный труд, целевое проявление творческих способностей, всестороннее интеллектуальное развитие, а также способствует активной позиции и участию во всех сферах общественной жизни.
Литература:
1. Каримов И. А. Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. -Т.: Узбекистан, 1999. — 382 с.
2. Каримов И. А. Паша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т.8. -Т.: Узбекистан, 2000. — 512 с.
3. Харчева В. Г. Основы социологии. — М.: Логос: Высшая школа, 2001. — 304 с.
4. Сплоченность народа — залог мира и прогресса. Доклад на сессии ХII Олий Мажлиса Руз // Народное слово, 1998 г. 29 августа.