Весь мир был счастлив. Все решили, что его вычисления – это и есть наука. Никому не пришло в голову, что Вселенная имела начало. Это человек просто следовал синтаксису своего языка, который требует начал, вроде рождения, развития. Только так строятся высказывания.
Карлос Кастанеда. Антология мысли
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности.
Общение с детьми — это всегда соприкосновение с другим миром. И из каждого такого соприкосновения мы входим уже слегка изменившимися людьми.
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Нарушение речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности.
Важной составной частью комплексной диагностики детей с различными отклонениями в развитии является логопедическая диагностика, которая представляет собой сложный комплексный процесс, направленный, прежде всего, на изучение патогенеза речевого развития. В процессе логопедической диагностики в условиях детской поликлиники предусматривается изучение всех сторон речи и сенсорных функций, моторики, особенно артикуляционной; изучение познавательной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; изучение сформированности личности с одновременной регуляцией социальных отношений. Логопедическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, определить результаты обучения после прогноза, в-третьих, свести к минимуму диагностические ошибки.
Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушении слуха и зрения, при эмоциональных расстройствах (Л.С Волкова, Р. И. Лалаева, С. Г. Шевченко, Е. С. Слепович)
Частота речевых нарушений у детей с проблемами в развитии, особенности речевых нарушений и степень выраженности зависят от локализации и тяжести перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС).
Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности. Механизмы речи связаны с целостной организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит свой вклад в характер речевой деятельности. Первым звеном речевой функциональной системы является слух, зрение, рецепторы чувствительности. Вструктуре механизмов речи главным рецепторным аппаратом является слуховой анализатор, поэтому при его недостаточности процесс формирования речи нарушается. Зрение играет важную роль в развитии письменной речи. К системам рецептивного звена относятся кинестетические ощущения. При недостаточности речевых кинестезий нарушается звукопроизношение, с трудом идет овладение звукобуквенным анализом. Кроме того, нарушается развитие слухоречевой памяти, обусловливающее недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
Второе звено — это сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение поступающей информации, выработку программы ответного действия и непосредственный перевод исходной семантической записи в схему развернутого речевого высказывания. Это звено включает в себя специфические речевые системы, которые представлены корковыми структурами левого полушария. Речевые нарушения при поражении второго звена называют расстройствами речи коркового генеза. Эти формы речевых расстройств характеризуются специфическими нарушениями основных звеньев языкового процесса — кодирования и декодирования. В зависимости от специфики поражения мозга может нарушаться либо производство языковых операций в процессе порождения речи на различных этапах, либо процесс понимания речевого сообщения и тоже на различных его этапах.
Третье звено речевой функциональной системы реализует передачу речевых сообщений. Это звено имеет сложную сенсомоторную организацию. Речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной деятельности пирамидной, экстрапирамидной, мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации. Важное значение в реализации артикуляционного акта имеют нижняя лобная извилина, зоны передней центральной извилины, где представлена иннервация органов артикуляции, зоны задней центральной извилины, где происходит анализ кинестетических ощущений, поступающих от речевой мускулатуры. Большое значение в осуществлении моторной речи имеют подкорковые отделы мозга и их связи, мозжечок и прилегающие к нему структуры, проводящие пути, черепно-мозговые нервы, иннервирующие речевую мускулатуру и их ядра.
Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения различных регулирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Поражение того или иного звена вызывает специфические речевые расстройства.
Все это обусловило необходимость говорить о дифференциальной диагностике и способах коррекции речевых нарушений.
Работая совместно с врачом-неврологом, мы имеем данные относительно мозговых механизмов речевой деятельности, роли периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового аппарата. У детей с отклонениями в развитии могут быть пораженными различные структуры мозга. Для изучения этого врач-невролог назначает параклинические методы исследования: электроэнцефолографию, эхоэнцефолографию, магнитно-резонансовую томографию головного мозга, компьютерную томографию головного мозга, рентгенографию черепа. Получив результаты исследований, невролог расшифровывает данные исследований, назначает медикаментозное лечение. Логопед и невролог совместно проводят изучение артикуляционного праксиса, просодико-ритмико-интонационной стороны речи, импрессивной и экспрессивной речи. При наличии моторно-сенсорного недоразвития речи, нарушений иннервации мышц органов речи, при нарушении ритма, темпа и плавности речи определяют программу коррекционных мероприятий: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмика. Совместно определяют режим нагрузок, вид массажа и артикуляционных упражнений, массаж активизирующий или расслабляющий. Развитие органов речи в филогенезе тесно связано с развитием руки и формированием её дифференцированной моторики. Недостаточность функции рук утяжеляет нарушение развития всей речевой функциональной системы. Двигательный анализатор имеет большое значение в развитии как моторной, так и сенсорной речи ребенка. Поэтому разрабатывается программа развития тонких дифференцированных движений пальцев рук. Подчеркиваем, что коррекционная логопедическая работа ведется обязательно при наблюдении врача-невролога. Он присутствует на логопедических занятиях, наблюдает за динамикой коррекционной работы, дает рекомендации по уменьшению или увеличению нагрузки на детей, наблюдает уровень медикаментозного воздействия.
Для преодоления нарушений речи важным звеном работы является развитие правильного физиологического и речевого дыхания. Эта работа организуется совместно с педиатром. Воснове звукопроизносительной стороны речи лежат процессы вдоха и выдоха. Речь образуется на выдохе. При неречевом дыхании выдох равен вдоху, за один выдох выдыхается основная часть воздуха. При речевом дыхании происходят постоянные вдохи на паузах, выдох осуществляется постепенно, отдельными толчками. Во время речи вдох ускоряется, а выдох значительно замедляется и становится намного длиннее вдоха. Количество выдыхаемого воздуха во время речи больше, чем при физиологическом дыхании. Другое отличие речевого дыхания от физиологического заключается в том, что оно осуществляется преимущественно через рот, а не через нос.
Логопедом и врачом-педиатром диагностируется уровень физиологического и речевого дыхания и составляется программа работы над дыханием. Логопедическая работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Затем проводится речевая дыхательная гимнастика. При этом педиатр осуществляет контроль за общим состоянием ребенка; контролирует нагрузку, объем выполняемых упражнений, следит за пульсом.
Совместная деятельность педагога и врача создает полноценную здоровьесберегающую среду для диагностико-коррекционного процесса, что и обуславливает его успешность.
Итоговая диагностическая карта.
№ |
Заключения специалистов |
Рекомендации |
1 |
Логопедическое заключение. |
|
Медицинские заключения |
||
2 |
Нервно-психические заболевания |
|
3 |
Хронические соматические заболевания |
|
4 |
Группа здоровья |