В данной статье проанализированы проблемы автоматизации управления образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрены программные продукты для модернизации системы управления образовательным учреждением, путем использования современных электронных технологий.
Ключевые слова: автоматизация, дистанционное обучение, информационные системы, управление, образовательные учреждения среднего профессионального образования.
Для эффективного управления образовательными учреждениями и принятия грамотных и эффективных управленческих решений требуется точная и достоверная информация о деятельности образовательного учреждения. В связи с низким уровнем автоматизации учета в колледжах получение оперативной и достоверной информации порой затруднительно или занимает настолько продолжительный промежуток времени, что к моменту получения нужной информации ее актуальность исчезает.
Успешность реализации задач управления образовательными учреждениями профессионального образования на сегодняшний момент не может быть достигнута без применения эффективных информационно-коммуникативных технологий в управлении. Использование этих информационно-коммуникативных технологий в образовательном учреждении является залогом успешности вывода образовательного учреждения на качественно новый уровень управляемости, последующего устойчивого развития системы образования в целом и является фактором успешности реализации задач модернизации образования.
На сегодняшний день ситуация в системе профессионального образования усугубляется следующими факторами:
- накопившееся отставание в сфере информатизации учебных заведений;
- повышение требований к скорости и качеству принятия управленческих решений, эффективности использования ресурсов;
- требованиями формирования в учебных заведениях профессионального образования гибкой, оперативно реагирующей на требование рынков труда и технологий инновационной образовательной, исследовательской и технологической инфраструктуры.
В настоящий момент подавляющее число образовательных учреждений среднего профессионального образования имеют так называемую лоскутную автоматизацию, то есть имеют в наличие ряд различных информационных систем, внедренных на отдельных участках (этапах) процессов учебного заведения. Это означает, что между ними (информационными системами) отсутствует взаимосвязь (или она реализована частично). Такая ситуация обязательно приводит к необходимости многократного ввода однх и тех же данных, увеличивает трудоемкость при переносе данных из одной системы в другую, значительно увеличивает вероятность ошибок.
В связи с этим в системе профессионального образования возникает потребность в переходе от «лоскутной» информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения к единой платформе и создание единой точки ввода информации, локализация информационных потоков внутри одного решения (включая учет контингента, приема, трудоустройства, управленческий учет, учет материальных ценностей, кадровый учет, и т. д.).
Такая система также позволит управлять информацией об обучающихся с первого момента их регистрации в информационной системе, накапливать информацию о движении обучающихся на всех ступенях получения образования в учебном заведении, взаимодействовать с выпускниками после окончания обучения. Важнейшей потребностью является потребность в эффективном управлении ресурсами в рамках образовательной деятельности (аудиторный фонд, специализированный фонд — лаборатории, компьютерные классы, спортивные сооружения, материально-техническая база, обучающиеся, преподаватели).
Для эффективного управления низкоэффективными образовательными учреждениями и успешности их последующего устойчивого развития информационная система должна обеспечивать отслеживание и автоматизацию широкого спектра информационных потоков по следующим направлениям деятельности образовательного учреждения профессионального образования:
1. Прием абитуриентов;
2. Движение студенческого контингента;
3. Трудоустройство выпускников;
4. Социальная часть;
5. Контроль успеваемости;
6. Контроль посещаемости;
7. Формирование расписания;
8. Планирование учебного процесса (формирование учебных планов);
9. Учет преподавательской нагрузки;
10. Кадровый учет;
11. Формирование дипломов;
12. Учет библиотечного фонда
Такая автоматизация должна привести к сокращению времени на подготовку отчетности для внутреннего использования и отчетности для вышестоящих организаций.
Современный мир диктует условия и в части организации образовательного процесса. Все большее число учебных заведений в мире начинает использовать электронные и дистанционные образовательные технологии. Все большая и большая доля знаний начинает передаваться при помощи компьютеров, планшетов, смартфонов.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов [1,3]:
- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);
- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
- Дистанционное обучение позволяет:
- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
- создать единую образовательную среду.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернет применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения среднего профессионального образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме on-line и в режиме off-line. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:
- Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
- Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания;
- Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения [3,6].
Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
Сравнение эффективности дистанционного и аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах, предлагающих курсы дистанционного обучения и там, где такого обучения нет показало: по мнению 57 % преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3 % опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного [5].
Доступность и открытость обучения — возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.
Можно учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Дистанционные технологии упрощают организацию процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, убирают формальные ограничения для начала обучения.
При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, при этом не нужны визы, билеты, гостиницы.
Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения [2].
Использование электронных образовательных технологий может позволить студентам совмещать обучение и работу, а также предоставить возможность для обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, при использовании программ дистанционного обучения учебное заведение может получить большее количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.
На сегодняшний день для решения этих задач разработаны различные программные продукты:
- «Управление колледжем» — разработана на новой технологической платформе «1С: Предприятие 8.2», предназначенный для комплексной автоматизации управления бизнес-процессами учреждений среднего профессионального образования, в частности, оперативного управления учебно-методическим процессом, студенческим контингентом, работой приемной комиссии, библиотекой и т. д.
- «Портал колледжа», представляющий собой, быстро разворачиваемый типовой сайт ССУЗа тесно интегрированный с управленческой системой «Управление колледжем».
- 1С: Электронное обучение. Образовательная организация («1С: ОО») — программный продукт, предназначен для поддержки электронным обучением традиционного аудиторного образовательного процесса колледжей.
- 1С: Колледж ПРОФ — представляет собойкомплексное решение для управления деятельностью образовательных организаций профессионального образования.
- Система автоматизации учебного процесса «GS-Ведомости» — это современный, не имеющий аналогов программный продукт, позволяющий автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью средне-специальных учебных заведений — лицеев, колледжей [4,7].
- Система автоматизации образовательного процесса «Megacampus: Электронный колледж» — это инновационное решение для создания единого информационного пространства в колледже, позволяющее автоматизировать документооборот, управление и учет, использовать технологии электронного обучения, развернуть социальную сеть и современный сайт колледжа.
Таким образом, применение данных продуктов позволит вывести учебное заведение на новый уровень управления, снимет проблемы, связанные с выполнением рутинных операций и позволит освободить время для глубокого анализа качества предоставляемых услуг. Ведь это очень важно, так как никакая модификация экономики невозможна без хорошо обученных специалистов.
Литература:
1. Актуальность дистанционного образования (блог второй минигруппы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.openclass.ru/blogs/42315
2. Введение в дистанционное обучение [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Обсуждение:Цифровая_фотография
3. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение
4. О программе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gs-vedomosti.ru/
5. Преимущества и недостатки дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.skachatreferat.ru/referaty/Преимущества-и-недостатки-дистанционного-обучения/271288.html
6. Что такое дистанционное обучение? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sdo.bashedu.ru/mod/page/view.php?id=4785
7. GS-Ведомости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://soft.softodrom.ru/ap/GS-Ведомости-p6959.