В настоящее время со стороны пользователя деятельности аудиторских организаций предъявляются высокие требования к качеству предоставляемых услуг. Это связано с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора и качеству его работы. Вопросы повышения качества и возможности контроля аудиторских услуг рассматриваются не только на государственном уровне, но и на уровне профессиональных объединений. Качества аудита можно рассматривать по разным критериям, например, исходя из профессиональной компетентности и опыта аудиторов; исходя из рейтингов аудиторской фирмы; исходя из требований аудиторских стандартов и других нормативных актов, и т. д. Такие критерии являются основными, которыми руководствуется потенциальный заказчик при заключении договора.
На ряду с требованиями, предъявляемыми потенциальными заказчиками, аудиторской организации также необходимо установить систему контроля качества оказываемых услуг. В соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными и внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, необходимо обеспечивать уверенность заказчика в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги на высоком уровне.
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 13.12.2010) предусмотрены два уровня контроля аудита, внутренний и внешний.
Внутренний контроль качества аудита проводится аудиторской организацией и индивидуальным аудитором по следующим направлениям, которые предусмотрены ФСА № 7 «Внутренний контроль качества аудита» утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405:
- профессиональные требования;
- профессиональная компетентность;
- поручение заданий;
- контрольные полномочия;
- консультирование;
- работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
- мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.
В процессе конкретной проверки аудируемых лиц вышестоящие аудиторы в рабочей группе должны проверять нижестоящих подчиненных им аудиторов и ассистентов.
Система внутреннего контроля работы аудиторской организации включает:
- соблюдение принципов независимости, объективности, честности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;
- контроль надлежащих навыков и профессиональной компетентности, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
- проверку правильного распределения полномочий с учетом опыта и подготовки специалиста;
- подтверждение наличия и адекватности текущего и последующего контроля работы аудиторов на всех уровнях таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
- получение необходимой консультации, при недостатке знаний или опыта у сотрудника, как внутри, так и вне аудиторской организации;
- проверку работы, как с потенциальными, так и с существующими клиентами;
- контроль проведения регулярных наблюдений за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур контроля качества аудита;
- принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возлагаемых обязанностей.
Внешний контроль качества аудита осуществляет Минфин России, который является федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.
Проверки проводятся с целью определения соответствия деятельности аудиторских организаций требованиям законодательства об аудите и лицензировании, других нормативных актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
В ходе внешней проверки проверяются:
- наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, а также соответствие типов квалификационных аттестатов аудиторов профилю проводимого аудита;
- соблюдение аудиторской организацией правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований к правилам (стандартам) аудиторской деятельности и др.
На аудиторские организации возложена обязанность представлять проверяющим всю необходимую для проверки документацию и иную требуемую информацию.
Внешний контроль осуществляется на основе:
- данных, полученных по результатам представления аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) ежегодных отчетов об аудиторской деятельности;
- в связи с жалобами и обращениями надлежащих пользователей аудиторской отчетности;
- в связи с обращениями правоохранительных органов.
В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный федеральный орган. Виновные могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора или аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
В целях учета мнения аудиторских организаций создан Совет по аудиторской деятельности при Минфине России. Совет направлен на подготовку и предварительное рассмотрение основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России. Так же Совет занимается разработкой федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и периодически их пересматривает. В обязанности Совета входят рассмотрение обращений и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и внесение соответствующих рекомендации на рассмотрение Минфина России.
На современном этапе перед всеми экономически развитыми странами встает проблема качества аудита. Решение вопросов повышения качества аудиторских услуг и возможности его контроля рассматриваются не только на уровне профессиональных объединений, но и на государственном уровне.
Данная проблема актуальна как в России, так и за рубежом. Рассматривая стандарты аудита на примере, утвержденном правительством Российской Федерации, федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Общие стандарты аудита являются ведущими в определении цели, устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов, а так же определяют единые требования к составлению и оформлению документации по результатам проверок.
В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т. ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).
В отличии от Российских стандартов по Постановлению правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. и № 405 от 04.07.2003 г. (в ред. от 22. 12. 2011) утвержденных 34 Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов.
Международные стандарты не доминируют над национальными стандартами и основаны на двух принципиально различных группах регулирующих документов: законодательных актах государства, аудиторских стандартах и других основополагающих принципах и приемах, этических нормах, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.
В 2013 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Минфином и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 6447 проверок, в том числе 1227 проверок аудиторских организаций, 146 проверок индивидуальных аудиторов, 5074 проверки иных аудиторов. Данными проверками были охвачены 26 % всех аудиторских организаций, свыше 17 % всех индивидуальных аудиторов и свыше 22 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности в Российской Федерации в 2013 году.
За год Росфиннадзором проведены 293 проверки (115 — в 2012 г.), которыми были охвачены 32 % указанных аудиторских организаций (11 % — в 2012 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 99 % являлись плановыми (98 % — в 2012 г.), 1 % — проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Росфиннадзор жалобами (2 % — в 2012 г.).
Определение контроля качества аудита, по данным международных и российских стандартов, является проблемой внутреннего и внешнего контроля качества аудиторской деятельности, и становится одной из первоочередных для перехода Российского аудита на международный уровень.
Повышение статуса аудиторской профессии и предпочтение выбора аудиторских услуг из категории отечественных аудиторских организаций, знакомых со спецификой российской экономики, возможно только при рациональной и эффективной организации контроля качества аудита.
Литература:
1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности (в ред. от 13.12.2010 N 358-ФЗ) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159785 (дата обращения: 28.06.2014).
2. Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43223/?frame=2 (дата обращения: 28.06.2014).
3. Бычкова, С. М. Контроль качества аудита / С. М. Бычкова, Е. Ю. Итыгилова. — М.: Эксмо, 2008. — 56 с.
4. Васильчук, О. И. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. пособие для вузов / О. И. Васильчук, Т. Н. Гуськова, Л. А. Насакина; ред. Л. И. Ерохиной. — М.: Высшая школа ФОРУМ, 2011. — 35 с.
5. Галкина, Е. В. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие / Е. В. Галкина. — М.: КНОРУС, 2009. — 203 с.
6. Богданова, Н. А. Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. — 55 с.