Главной характеристикой выпускника аграрного вуза является его компетентность и мобильность, поэтому акценты в обучении переносятся на процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности студента. Успешность достижения цели зависит не только оттого, что усваивается, но и как усваивается содержание обучения, т. е. от активных методов обучения, к которым относится научно-исследовательская работа.
Основной целью научно-исследовательской студенческой работы является реализация творческих способностей личности, развитие профессиональных навыков работы в научных коллективах, включение студентов в научно-исследовательскую деятельность кафедры и вуза в целом, а так же для повышения качества подготовки будущего специалиста.
НИРС имеет важнейшее значение для воспитания вузовской молодежи, ее целостного и всестороннего развития. Если в профессиональных знаниях и умениях выпускника нет творческой составляющей, значит, весь учебно-воспитательный процесс в вузе нельзя признать успешным. Поддерживая НИРС, преподаватели развивают потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формируют у обучающихся желание «докопаться» до истины. Все это имеет решающее значение в послевузовской профессиональной жизни выпускника. Студент получает неоценимый шанс развиваться в соответствии с заложенными в нем ресурсами, самореализоваться.
На младших курсах при изучении дисциплин естественно-научного цикла НИРС проводят в форме кружков, реферативных работ, учебно-исследовательских работ.
Понятие НИРС включает два взаимосвязанных процесса:
- обучение студентов элементам и привитие навыков исследовательского труда,
- собственно самостоятельное исследование, которое студенты проводят под руководством преподавателя.
Процесс обучения достигает цели и задач, стоящих перед ним, если он опирается на исследовательскую работу студентов. Это способствует развитию у них творческих способностей. Это не значит, что все выпускники должны готовиться к научной деятельности и обязательно станут учеными. Задача несколько иная: все они должны уметь трудиться творчески с учетом обстановки и условий, уметь использовать рекомендации науки, внедрять её достижения в практику. В университетской подготовке педагогический процесс и научные исследования выступают взаимосвязано и дополняют друг друга. Преподавание в вузе должно быть построено аналогично исследованию. Это значит, что в процессе обучения следует создавать условия, требующие применения форм и методов самостоятельного, активного познания явлений, предметов. Именно эти условия ставят студента в положение исследователя. Он должен чувствовать себя не только исполнителем предписаний преподавателя, но и участником научного поиска знаний [1,2,3,4].
Согласно положения Министерства высшего и среднего специального образования в НИРС входят:
- работа студенческого научного кружка,
- учебно-исследовательская работа студентов.
Для участия в исследовательской работе привлекаются студенты, обучающиеся по очной и заочной форме, имеющие склонность к научным исследованиям и успешно выполняющие учебную программу. По итогам исследовательской работы студенты предоставляют отчет с которым выступают на конференциях студенческих или молодых ученых. Лучшие работы участвуют в конкурсах студенческих работ.
Составной частью практических занятий является учебно-исследовательская работа студентов. Задача УИРС — ознакомить студентов с современными методами научных исследований, техникой эксперимента, условиями работы в научно-производственном коллективе и техникой безопасности. Успех УИРС определяется их актуальностью и глубиной исследования. Учебно-исследовательские работы по химии учат практическим навыкам экспериментальных исследований, формируя базу для творческой работы современного специалиста.
Основными задачами учебно-исследовательской работы является:
- обучение студентов навыкам теоретической и экспериментальной работы,
- ознакомление их с современными методами научного познания, техникой эксперимента в реальных условиях.
Участие студента в исследованиях приучает к самостоятельной научной области. Определяющая форма УИРС: решение лабораторных задач; проведение на практических занятиях экспериментов с целью исследования.
В процессе учебных исследований будущие специалисты пользуются приборами и оборудованием, применяют свои знания при решении конкретных задач, выполняют реальные научные исследования.
Так, в дисциплине «Неорганическая и аналитическая химия» студенты ОрелГАУ принимают активное участие в учебно-исследовательской работе по следующим темам: «Изучение зависимости рН от различных факторов», «Изучение зависимости константы гидролизующихся солей от концентрации и температуры», «Определение ионных форм биогенных элементов в водных растворах». Эти учебные исследовательские работы ставят своей целью научить студентов (в пределах учебных планов) проводить самостоятельную работу по тематике с применением научных методов теоретического и экспериментального исследования. Студенты включают в исследования теоретическую терминологию, применяя при этом правила и законы, осуществляют подготовку к работе оборудования, приборов, посуды. Студенты проводят исследования по плану, а полученные результаты своей работы записывают в виде выводов и отчитываются на занятиях.
В курсе органической химии выполняются следующие учебно-исследовательские работы: «Идентификация органических соединений по температуре плавления», «Обнаружение функциональных групп в исследуемом соединении», «Исследование содержания крахмала поляриметрическим методом в зернобобовых культурах», «Исследование содержания клетчатки в сельскохозяйственных культурах», «Разделение и идентификация аминокислот с помощью распределительной хроматографии на бумаге», «Исследование остаточных количеств пестицидов в продуктах растениеводства» и др.
В процессе таких учебных исследований будущие специалисты пользуются приборами и оборудованием, применяют свои знания при решении конкретных задач, выполняют реальные научные исследования.
В курсе физической и коллоидной химии, изучая химическую кинетику и термодинамику, студенты выполняют учебно-исследовательскую работу «Изучение кинетики гидролиза уксусного ангидрида по величине электропроводности», применяя Учебно-лабораторный комплекс «Химия» с использованием модуля «Электрохимия». В ходе этой УИРС студенты овладевают умениями: ставят задачи, формируют план исследований, выбирают необходимые методы и методики исследования, выполняют библиографическую работу, обрабатывают полученные результаты, анализируя их, и делают выводы.
Возможности нашего Университета позволяют проводить эксперимент не только на базе кафедры химии, но и в Инновационном научно-исследовательском центре университета, оснащенном современным оборудованием.
Так, студенты 2 курса направления подготовки «Зоотехния» на приборе спектрометр ICAP 6300 Дио методом атомно-эмиссионного анализа исследуют химический состав биологических объектов, измеряют массовую долю аминокислот методом капиллярного электрофореза с использованием системы капиллярного электрофореза «Капель» (рис.1). Студенты, имея опыт работы на приборах, подбирают методики и выполняют эксперимент.
Учебно-исследовательскую работу студентов можно считать успешной, если сформированы навыки установления взаимосвязи между структурой вещества и свойством, т. е. умение находить причинно-следственные связи в результате экспериментальной работы; выработаны умения постановки эксперимента и работы с приборами.
Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность студентов, повышает мотивацию обучения, и является первым шагом в научной работе молодого специалиста.
Рис.1. Выполнение эксперимента в Инновационном научно-исследовательском центре университета на приборе спектрометр ICAP 6300 Дио и капиллярном электрофорезе «Капель»
По итогам научно-исследовательской деятельности студенты 1–2 курсов принимают участие в студенческой научной конференции. Такая конференция проводится для того, чтобы научить будущих специалистов ОрелГАУ грамотно и кратко излагать основные результаты своей работы, полученные в ходе самостоятельной творческой деятельности в химических дисциплинах. Например, при изучении органической химии проводится научная конференция «Биологически активные вещества в сельском хозяйстве», где каждый студент 1 курса направления подготовки «Агрономия» излагает в доступной для своих сверстников форме результаты работы по данной тематике (рис.2).
Рис. 2. Выступление студентов направления подготовки «Агрономия» на конференции «Биологически активные вещества в сельском хозяйстве»
Мы стремимся, чтобы учебно-исследовательская работа будущих специалистов стала наиболее активной формой в познавательной деятельности, предметом особого внимания преподавательского коллектива, превратилась в неотъемлемый элемент обучения и воспитания.
Таким образом, учебно-исследовательская работа является одной из форм проблемного обучения в вузе, так как предусматривает достижение способности формировать новые знания, получать фактологический материал, делать научные обобщения, способствует расширению и углублению знаний, совершенствованию мышления, путем решения отдельных проблем. Участие студентов 1–2 курсов в научно-исследовательской работе является эффективным путем преодоления противоречия между массовым характером подготовки специалистов и потребностями развития у каждого студента индивидуальных профессиональных и творческих способностей.
Литература:
1. Чернилевский, Д.В., Филатов, О. Д. Технология обучения в высшей школе: учебное пособие / под. ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996.
2. Бикеев И. И. НИРС Воспитательная составляющая!// Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2004.-№ 4.-С.7–8.
3. Гликман И. З./Управление самостоятельной работы студента.– М., 2002. — 24с.
4. Лернев И. Я./ Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980