Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, которую дети обычно утрачивают при переходе в младший школьный возраст. Эйдетизм (от греч. eidos — образ) — разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств [1].
В российской и зарубежной психологии изучением эйдетики занимались такие ученые, как М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л. Рубинштейн, Артёмов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия [2,3,4]. Эйдетический образ может смешиваться с реальным восприятием, влияя на зрительную величину воспринимаемых предметов.
Учёные установили, что не только в онтогенезе, но и в филогенезе памяти, эйдетические образы господствовали на примитивной ступени человеческой культуры. Постепенно, вместе с культурным развитием мышления, эти явления исчезли, уступая место отвлеченному мышлению, и сохранились только в примитивных формах мышления ребенка. Эйдетический образ отличается от образа реально воспринимаемого предмета в особом переживании реальности последнего, в его сопротивляемости прикосновению, тогда как в созерцании вызванного наглядного образа такая уверенность отсутствует. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчётливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. Эйдетические образы наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же достаточно редко [5]. Эксперты предполагают, что дети теряют способность к эйдетическому видению по причине того, что они становятся старше и учатся усваивать информацию другими, лучшими способами [6]. Поскольку человек не должен обрабатывать то, что рассматривается с эйдетическими образами, это, по существу, неэффективный путь запоминания деталей. Эрик Йенш считает, что эйдетизм — это закономерная стадия развития ребёнка, пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Д. Б. Эльконин полагал, что эйдетическая память — возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность [7]. Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь.
Р. Хейбер (1969) описал некоторые свойства эйдетических образов на основе результатов исследования, проведенного на 20 детях-эйдетиках, отобранных из 500 обследованных детей. Одной из основных задач исследования было уточнение природы эйдетических образов, зрительной или мнемической. В эксперименте определялась длительность экспозиции тест объекта, необходимая для формирования эйдетического образа. Оказалось, что она составляет 5 секунд. Угловая величина эйдетического образа составляет 2–3 секунды. Эта площадь примерно покрывается фовеальной зоной сетчатки, обеспечивающей отчетливое видение. Таким образом, для получения полного образа картинки размером 5x5, необходимо, по крайней мере, четыре зрительных фиксации. Автор установил связь между временем экспозиции и полнотой эйдетического образа: если времени для наблюдения было недостаточно, дети сообщали, что в образе не воспроизводятся отдельные части картинки, хотя они могут вспомнить их содержание. Длительность эйдетических образов у некоторых испытуемых Хейбера достигала 10 мин и более, у других наблюдались отчетливые образы продолжительностью не более 1 мин, причем ни один из испытуемых не мог произвольно продлить эйдетический образ. Автор выявил несколько способов, с помощью которых дети управляют появлением образов. Один из них заключается в том, чтобы ни на что не смотреть слишком долго. Кроме того, можно стереть образ путем интенсивных миганий глаз или отведя взгляд от экрана, на котором предъявлялась картинка и куда проецируется образ. Воспроизведение предметов, изображенных на картинке, препятствует возникновению образа. Очевидно, что дети-эйдетики сохраняют информацию либо в виде образов, либо в виде словесной памяти, и не обладают одновременно и той и другой способностью. Эти данные свидетельствуют о зрительной природе эйдетических образов [8].
У различных авторов, в различных местностях, в различных детских группах, процент эйдетизма не является постоянным. С одной стороны, это связано с новизной самих исследований, различий в методах и оценках. С другой стороны, процент детей-эйдетиков колеблется в зависимости от того, включаются ли в число этих случаев и дети с менее яркой степенью этого явления. Этот феномен обнаруживает прямую зависимость от внутренней секреции, которая не только варьирует в зависимости от конституции, от индивидуальности, от возраста, расы, но и обнаруживает вариацию в зависимости от местности, от географических условий.
Исследование состояния эйдетической памяти и образного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводилось с января по апрель 2009 г., в школе № 1947 Восточного административного округа города Москвы, а так же в детских садах № 1716 и № 367 Западного административного округа. В исследовании приняли участие 150 детей от 4 до 12 лет. Из них 70 детей младшего школьного возраста, средний возраст которых составил 8 лет, и 80 детей дошкольного возраста, средний возраст которых составил 5,5 лет.
Для выявления эйдетической памяти была использована методика разработанная К. И. Вересотской. В опытах К. И. Вересотской детям-эйдетикам, показывают в течение короткого срока (30 с.) какую-нибудь сложную картинку с огромным множеством деталей. После этого картинка убиралась, и ребёнку задавались вопросы по ее содержанию. Предполагалось, что ребёнок-эйдетик продолжает видеть отсутствующую картинку. Ребёнок подробно рассказывал, что перед ним находится, читает надписи. Ребенок по буквам читал текст, подсчитывал окна в каждом этаже, определял взаимное расположение предметов и их частей, называл их цвет, описывал мельчайшие детали. Выявление эйдетизма по данной методике устанавливалось путем контрольных вопросов и сличения ответов с оригиналом картинки (см. Рис. 1) [9].
Рис. 1.
В исследовании испытуемым также предлагалась картинка с большим количеством деталей. После 30 секундного просмотра картинки она убиралась и ребёнку предлагалось ответить на вопросы по ее содержанию (см. Рис. 2).
Рис. 2.
Для выявления состояния образного мышления у детей младшего школьного и дошкольного возраста, были использованы следующие методики.
Для детей дошкольного возраста использовалась методика «Нелепица». Ребёнку предлагается рассмотреть картинку, полную «нелепицы», через 30 секунд испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения, ребёнку оказывается помощь. Исследователь помогает ребёнку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность, и задаёт вопросы: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что в ней смешного?». Экспериментатор вместе с ребёнком рассматривает какой-то фрагмент картинки и помогает выявить его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?» (см. Рис. 3).
Рис. 3.
Методика Прогрессивная Матрица Равена. Данная методика предназначена для выявления наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста.
Ребёнку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся матриц одинакового типа. Изучив структуру большой матрицы, ребёнок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, то есть соответствует её рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. На выполнение всех десяти заданий ребёнку отводится 10 минут. Каждая правильно решённая матрица оценивается в 1 балл (см. Рис. 4).
Рис. 4.
Результаты исследования состояния эйдетической памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни развития эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Контингент испытуемых |
Число испытуемых |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Дети дошкольного возраста |
80 |
18,8 |
65 |
16,2 |
|
Дети младшего школьного возраста |
70 |
37,1 |
48,6 |
14,2 |
|
Из таблицы 1 следует, что высокий уровень эйдетической памяти был выявлен у большинства детей дошкольного возраста. Так, у детей дошкольного возраста, высокий уровень эйдетический памяти был выявлен в 16,2% случаев, у детей младшего дошкольного возраста этот показатель составил 14,2%. Кроме того, количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем эйдетической памяти в два раза больше, чем у детей дошкольного возраста. Так у детей младшего школьного возраста низкий уровень эйдетической памяти был выявлен в 37,1% случаев, а у детей дошкольного возраста в 18,8% случаев.
Результаты исследования состояния образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста представлены в таблице 2.
Таблица 2
Состояние образного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Контингент испытуемых |
Число испытуемых |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Дети дошкольного возраста |
80 |
10 |
65 |
25 |
|
Дети младшего школьного возраста |
70 |
14,5 |
70 |
15,7 |
|
Как видно из таблицы 2, высокий уровень образного мышления у детей дошкольного возраста встречается чаще, чем у детей младшего школьного возраста, 25% против 15,7%.
Вывод:
В результате исследования эйдетической и образной памяти, было выявлено, что у детей дошкольного возраста высокий уровень эйдетический памяти составил 16,2%, также исследование показало, что высокий уровень образного мышления у дошкольников составил 25%. Наше исследование подтвердило теорию Д. Б. Эльконина. Эйдетическая память — возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность. Наибольший процент высокого эйдетизма был выявлен у детей дошкольного возраста, средний возраст которых составил 5,5 лет.
Литература:
1. Артёмов В. А. Современная немецкая психология. Часть1. Изложение // Психология. 1928. Т.1 Вып.1 с 66–94.
2. Выготский Л. С. Эйдетика // Выготский Л. С. и др. Основные течения современной психологии. М: Л.: Госиздат, 1930. С. 178–205.
3. Выготский Л. С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. С.275–281.
4. Лурия А. Р. Об одной попытке построить психофизиологию и типологию личности //Психология. 1930.Т.3.Вып.4.С.574–582.
5. Выготский Л. С. Лекция по общей психологии: Лекция 1.
6. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология Автор (ы): Выготский Л. С. Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
7. Страхов И. В. О методе психологии в связи с проблемой типа // Естествознание и марксизм. 1930.№ 1(5). С.89–121.
8. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: МОДЭК, 2000 г. — 608 с.
9. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. 1932' : Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.