В статье рассмотрено современное состояние территории опережающего развития «Хабаровск», выявлены основные проблемы ее функционирования. Предлагаются варианты решения этих проблем путем внесения изменений в соответствующее законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова: территория социально-экономического развития, резидент, свободная таможенная зона, эффективность
В настоящее время в Российской Федерации функционируют различные зоны (территории) с льготными режимами для инвестиционной и предпринимательской деятельности, созданные для развития регионов и национальной экономики. Однако казавшиеся на первый взгляд перспективными проектами, многие из них не оправдали себя или реализуются лишь частично. Так, Постановлением Правительства от 28.09.2016 № 978 прекращена деятельность восьми неэффективно функционирующих особых экономических зон. Особые надежды для развития регионов возлагаются на территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР), предусматривающие благоприятный правовой режим для осуществления предпринимательской деятельности, таможенную процедуру свободной таможенной зоны, инвестиционную привлекательность. Правовая основа их деятельности определена Федеральным законом РФ от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» (далее — Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ).
Первой территорией опережающего развития в Российской Федерации, созданной на территории Дальнего Востока в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 630, стала ТОР «Хабаровск (см. таблицу 1).
Таблица 1
Характеристики ТОР «Хабаровск» по состоянию на 01.01.2017 [1]
Общие положения оТОР «Хабаровск» |
Занято |
Свободно |
Общая площадь (га) |
415,2 |
200 |
Объем инвестиций (млрд. руб.) |
47 |
|
Срок функционирования (г.) |
70 |
|
Объем бюджетных ассигнований до 2025 г. (млн. руб.)* |
167 |
|
В настоящее время на территории ТОР «Хабаровск» работает три площадки, реализующие различные проекты:
– «Авангард», специализация которой сельское хозяйство, логистика, машиностроение;
– «Ракитное» — производство строительных материалов, логистика;
– «Аэропорт» — авиахаб, гостиничный комплекс, деловой центр.
По состоянию на 01.03.2017 г. в ТОР «Хабаровск» зарегистрировано 17 компаний-резидентов. Часть из них имеет как реализуемые проекты (самый продолжительный до 2025 года), так и уже реализованные (см. таблицу 2).
Таблица 2
Проекты врамках ТОР «Хабаровск» по состоянию на 01.01.2017 [2]
Наименование компании |
Рабочие места |
Инвестиции, млн. руб. |
Ввод вэксплуатацию, год |
|
Реализуемые |
||||
ООО «ТОРЭКС» |
319 |
4 526,8 |
2017 |
|
ООО «Комплексные логистические системы» |
107 |
507,7 |
31.12.2018 |
|
АО «Международный аэропорт Хабаровск» |
553 |
6 500 |
2025 |
|
ООО «Оптово-распределительный агропромышленный парк «АгроХаб» |
500 |
3 237 |
2021 |
|
ООО «Индустриальный парк «Авангард» |
50 |
503,2 |
31.12.2018 |
|
ООО «Прада промфильтр» |
23 |
54,9 |
1 этап — 2016, 2 этап — 2018 |
|
ООО «СТК» |
60 |
1 401 |
30.03.2018 |
|
ООО «Хабаровский трубный завод» |
240 |
1 502 |
2016 |
|
Реализованные |
||||
ООО «ТехноНИКОЛЬ-Дальний Восток» |
274 |
2 827 |
август 2016 |
|
ООО «Джей Джи Си Эвергрин» |
64 |
500 |
апрель 2016 |
|
Таким образом, несмотря на то, что территория опережающего развития начала функционировать недавно, можно наблюдать первые положительные результаты. В частности, резидентом ООО «Джей Джи Си Эвергрин» в 2016 год построен тепличный комплекс общей площадью 2,5 га, на котором выращено более 400 тонн овощей. Сумма инвестиций, вложенных компанией в проект на первом этапе, составила 556 миллионов рублей.
В планах ООО «Джей Джи Си Эвергрин» — увеличить территорию тепличного комплекса до 10 Га, что позволит полностью удовлетворить потребность жителей Хабаровского края и ближайших субъектов РФ в свежих овощах.
В 2016 году начал свою деятельность завод по выпуску базальтовой теплоизоляции резидента ТОР «Хабаровск» ООО «ТехноНИКОЛЬ — Дальний Восток». Объем собственных инвестиций общества в строительство составил 2 миллиардов рублей, в том числе 980 миллионов — на технологическое оснащение.
Основной положительный эффект от функционирования ТОР «Хабаровск» на данном этапе проявляется, прежде всего, в создании рабочих мест и в пополнении бюджета за счет налогов от производственной деятельности резидентов.
Резидентов и реализуемых ими проектов могло быть больше, если бы функционирование территории опережающего развития «Хабаровск» не было связано с наличием определенных проблем.
Одной из них является нежелание органов местного самоуправления создавать благоприятные условия и содействие резидентам ТОР. Так, в 2015 году крупный корейский инвестор отказался от участия в двух проектах — создания логистического центра на площадке «Ракитное» и торгово-развлекательного центра с аквапарком в Индустриальном районе Хабаровска. На это повлияло две причины, которые характерны и для других проектов:
- Формальный подход органов местного самоуправления к оценке проекта.
- Навязывание своих условий для проекта.
Исключение обоих причин может быть реализовано путем сопровождения каждого инвестора с момента подачи заявления до начала реализации проекта. Кроме этого, возможно создание компетентных рабочих групп для содействия и оказания консультативной помощи резидентам, желающим участвовать в развитии предпринимательства и Хабаровского края.
Согласно статье 25 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ [3], на территории ТОР «Хабаровск» устанавливается таможенная процедура свободной таможенной зоны. Порядок ее применения устанавливается Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.
Применение таможенной процедурой свободной таможенной зоны возможно лишь при размещении и использовании товаров только на площадках ТОР резидентами ТОР, без уплаты таможенных платежей, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров ЕАЭС. То есть эта процедура привлекательна для резидентов ТОР с целью использования иностранных товаров (оборудования) и переработки иностранного сырья, материалов.
То есть, территория опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» может стать площадкой для осуществления внешнеэкономических крупных проектов, процессов сборки и переработки товаров с использованием иностранного сырья с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и применения мер нетарифного регулирования.
Однако для практической реализации имеется две проблемы. Первая из них отсутствие необходимой таможенной инфраструктуры в ТОР «Хабаровск».
Согласно нормативным правовым актам решение о создании зоны таможенного контроля принимает таможенный орган на основании заявления резидента ТОР. Основным условием для принятия положительного решения является оборудование и обустройство участка территории опережающего развития для целей таможенного контроля. Требования к оборудованию и обустройству этих участков установлены Приказом ФТС России от 13.10.2015 № 2034 «Об определении Требований к оборудованию и обустройству участка территории опережающего социально-экономического развития для целей таможенного контроля».
Организация ввода в действие и функционирования объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры ТОР «Хабаровск» осуществляется управляющей компании АО «Корпорация развития Дальнего Востока». Однако вопрос обустройства зоны таможенного контроля на настоящий момент остается открытым, так как отсутствует перечень ответственных за нее лиц. Предполагаем, как и другие авторы [4, с. 158; 5, с. 280], что осуществление мероприятий по обустройству участка территории опережающего развития для целей таможенного контроля будет осуществляться за счет средств резидента ТОР.
В обустройстве таможенной инфраструктуры могут быть заинтересованы резиденты ТОР «Хабаровск» ООО «Прада промфильтр», ООО «ТехноНиколь Дальний Восток», Хабаровский трубный завод, JGC Evergreen, осуществляющие производство товаров и использующих иностранное оборудование.
Другой проблемой использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны является возможность размещения и использования товаров без уплаты таможенных платежей только на площадках ТОР резидентами ТОР. Однако практика реальной предпринимательской деятельности показывает участие в проектах территории опережающего развития не только резидентов, на которых, соответственно, таможенные льготы не распространяются.
Одной из главных целей реализации ТОР «Хабаровск» является ликвидация безработицы.
Согласно статье 351.5. Трудового кодекса РФ работодатели, признаваемые резидентами территории опережающего социально-экономического развития, имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан без наличия какого-либо разрешения и без учета квот на количество необходимых работников. Эта же статья устанавливает, что при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации [6]. То есть, возникает сложная ситуация с излишней иностранной рабочей силой. Одним из путей решения данной проблемы, может быть изменение статьи Трудового кодекса РФ в части установления квот на количество привлекаемых иностранных граждан.
Социально-экономическое развитие предполагает улучшение жизни населения на определенной территории и развитие экономики на соответствующем уровне. При этом функционирование ТОР «Хабаровск» предполагает не только достижение запланированных социальных и экономических показателей, но и работу на опережение, то есть определенный экономический эффект. В противном случае территория будет также неэффективна, как некоторые особые экономические зоны и зоны территориального развития.
Что касается сходных с ТОР особых экономических зон, то для них разработаны правила оценки эффективности функционирования, включающие три группы показателей [7]. Для ТОР «Хабаровск», как и для других территорий опережающего развития, этот вопрос остается открытым. В Федеральном законе от 29.12.2014 № 473-ФЗ и иных нормативных правовых актах не предусмотрено показателей для оценки эффективности функционирования ТОР.
Разработка показателей, характеризующих эффективность деятельности территорий опережающего развития, должно осуществляться с учетом отложенного положительного эффекта от их функционирования. Как пишет Останин В. А.на примере особых экономических зон, что период окупаемости ОЭЗ промышленно-производственного характера в мировой практике составляет около 8 лет, а выход на пик эффективности происходит через 10–15 лет с момента начала их функционирования [8, с.31].
Положительный социально-экономический эффект от ТОР проявляется как на территории региона, так у резидента территории. Проблемы с установлением конкретных показателей возникают в связи с отсутствием единого понятия социально-экономического эффекта. Однозначным в этом вопросе является достижение определенного результата в процессе функционирования ТОР, а именно повышение качества жизни на территории региона, рост ВВП, создание дополнительных рабочих мест и другие.
Предполагаем, что для территорий опережающего развития, в том числе для ТОР «Хабаровск», нормативным правовым актом должны быть установлены показатели оценки эффективности деятельности, аналогичные ОЭС, так как экономическая сущность обоих территорий схожа. Соответственно выделяются показатели эффективности деятельности резидентов ТОР, органов управления ТОР, рентабельности вложения бюджетных средств в объекты инфраструктуры [9].
Таким образом, функционирование ТОР «Хабаровск» находится на начальной стадии, хотя первые положительные результаты уже получены. Не исключено, что в дальнейшем государство, регион и резиденты могут столкнуться с иными проблемами, которые приведут к изменениям существующих правил. Но пока деятельность ТОР «Хабаровск», как и других территорий опережающего развития, требует внесения корректировок в законодательство Российской Федерации, эффективного взаимодействия органами государственной власти, органов местного самоуправления и резидентов.
Литература:
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308 // Гарант. URL: http://www.base.garant. ru/70396466/ (дата обращения 02.05.2017).
- Корпорация развития Дальнего Востока // Корпорация развития Дальнего Востока. URL: http://erdc.ru/tor/khabarovsk/ (дата обращения 02.05.2017).
- О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ: федеральный закон РФ от 29.12.2014 № 473-ФЗ // Гарант. URL: http://www.base.garant. ru/70396466/ (дата обращения 02.05.2017).
- Руднева З. С. Проблемы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на площадках территорий опережающего социально — экономического развития // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2016. — № 2–1. -С. 153–159.
- Мыльников А. С. Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России // Молодой ученый. — 2017. — № 15. — С. 278–282 Останин В. А. Эффективность свободных экономических зон: на примере конкурентных преимуществ модели свободного порта Владивосток // Таможенная политика на Дальнем Востоке. — 2016. — № 4. — С. 27–42