С введением Федерального государственного образовательного стандарта новое развитие в учебно-воспитательном процессе образовательной организации получил метод проектов. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, применение которого предполагает формирование у обучаемого готовности к саморазвитию, активную учебно-познавательную деятельность, создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, развитие навыков исследовательской деятельности. Все перечисленные выше качества личности и условия организации образовательного процесса можно реализовать в проектно-сетевой деятельности.
Поскольку предметом исследования является организация проектно-сетевой деятельности младших подростков для их успешной социализации, то для определения данного понятия мы обратились к научным журналам, учебно-методическим и учебным изданиям последних десятилетий, в которых рассматривался данный вопрос.
Содержание понятия проектно-сетевая деятельность базируется на деятельностном подходе в образовании и рассматривается в аспекте метода проектов.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъективности школьника.
В центре внимания, с точки зрения деятельностного подхода, стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися, ведет совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Этот подход учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью в смене этой деятельности.
Для проведения анализа понятия «проектно-сетевая деятельность» нами были выбраны девять источников, отражающих сущность данного вопроса в терминологическом поле теории деятельности (см. табл. 1).
Таблица 1
Характеристика содержания понятия «проектная деятельность»
Определение |
Источник |
Свойство |
Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. |
Килпатрик В. Основы метода. М.: Л., 1928. |
Самостоятельная деятельность группы детей с общими интересами |
Проектная деятельность — совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности |
Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников: пос. для учителя/ Поливанова К. Н. — М.: Просвещение, 2011. 80 с. |
Совместная, учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, достижение общего результата |
Проектная деятельность—это совместная познавательная, творческая деятельность, направленная на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта |
Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов/ Матяш Н. В., Симоненко В. Д. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 106 с. |
Совместная познавательная, творческая деятельность, овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта |
Проектная деятельность—это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся. |
Сафонова О. В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы: на примере творчества А. С. Пушкина в 9 классе: автореферат дис….кандидата педагогических наук: 13.00.02/Москва, 2009. — 19 с. |
Интегративный вид деятельности, познавательная, ценностно-ориентационная, творческая, преобразовательная и коммуникативная деятельность, навыки самообразования, интерес к изучаемому предмету у обучающихся |
Проектная деятельность — средство социализации через активное познание общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей, как дополнительная возможность для приобщения школьников к участию в решении социально значимых проблем родного города, края |
Филатова Н. П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования: автореферат дис….кандидата педагогических наук: 13.00.01/Якутск, 2009. — 21 с. |
Средство социализации, активное познание общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей |
Проектная деятельность — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы |
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Пахомова Н. Ю. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. |
Дидактическое средство, целенаправленная деятельность по нахождению способа решения проблемы |
Проектная деятельность — это целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов |
Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности)/ Новиков А. М., Новиков Д. А.– М.: «Эгвес», 2004. — 120 с. |
Целенаправленное изменение отдельной системы, требования к качеству результатов |
Проектная деятельность — форма учебно-познавательной активности обучающихся, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта с применением компьютерных информационных технологий, осуществляемую в сотрудничестве с учителем. |
Павлова И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: автореферат дис….кандидата педагогических наук: 13.00.01/Москва, 2007. — 22 с. |
Форма учебно-познавательной активности обучающихся, создание творческого проекта, применение компьютерных информационных технологий, сотрудничество с учителем |
Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организационная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержания культурной деятельности обучающихся, традициями, ценностями, нормами и образцами. |
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/ Третьякова С. В., Иванов А. В., Чистякова С. Н. и др. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с. |
Социально значимая организационная деятельность обучающихся, индивидуальные интересы, направленная на достижение реальной цели, план и критерии оценки результата, поддержания культурной деятельности обучающихся |
Сведения из данной таблицы позволяют выявить основные элементы понятия «проектная деятельность». При всей разности источников и используемых формулировок, явно прослеживается повторяемость основных структурных элементов данного понятия. Появляется возможность для их анализа с целью выявления наиболее часто упоминаемых актуальных характеристик проектной деятельности. Полученные данные мы сгруппировали по частотности цитирования по убыванию от большего к меньшему. Это позволило определить наиболее значимые элементы проектной деятельности. Рейтинг наиболее часто встречающихся элементов распределился следующим образом:
- совместная социально значимая деятельность учащихся, группы детей — 3;
- интегративный вид деятельности, игровая, познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, учебная, коммуникативная, творческая деятельность — 4;
- деятельность учащихся, достижение общего результата, созданию проекта, самостоятельного достижения поставленной задачи — 4;
- развитие личностно-значимых качеств личности, активное познание общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей — 4;
- применение компьютерных информационных технологий — 1.
Данные, полученные в результате анализа понятий «проектная деятельность» показывают, что в целом позиции авторов свидетельствуют о комплексном подходе к определению набора основных элементов этого понятия.
Сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятий «проектная деятельность», позволяют сформулировать следующее определение понятия «проектная деятельность» — это совместная социально значимая игровая, познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, учебная, коммуникативная, творческая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата для развитие личностно-значимых качеств личности, активного познания общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей с применением компьютерных информационных технологий.
Под совместной деятельностью мы понимаем взаимодействие в процессе выполнения проектной деятельности учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом.
С позиций нашего исследования значимым является понимание проектной деятельности как деятельности, направленной на активное познание общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей, социально-значимая деятельность.
В нашем исследовании важным структурным элементом определения является термин «сетевая деятельность». Элемент «сетевая деятельность» указывает на размещение проекта во всемирной сети Интернет, на сетевое взаимодействие участников проекта.
Таким образом, в нашем исследовании мы используем термин «проектно-сетевая деятельность», имея в виду совместную социально значимую игровую, познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную, учебную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся, направленную на достижение общего результата для развития личностно-значимых качеств личности, активного познания общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей на основе сетевого взаимодействия.
На основании осмысления результатов проведенного анализа и представленного определения проектно-сетевой деятельности в исследовании выдвинуто предположение о том, что проектно-сетевая деятельность способствует успешной социализации младших подростков.
Литература:
1. Килпатрик В. Основы метода. М.: Л., 1928.
2. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов/ Матяш Н. В., Симоненко В. Д. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 106 с.
3. Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности)/ Новиков А. М., Новиков Д. А.– М.: «Эгвес», 2004. — 120 с.
4. Павлова И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: автореферат дис….кандидата педагогических наук: 13.00.01/Москва, 2007. — 22 с.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Пахомова Н. Ю. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
6. Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников: пос. для учителя/ Поливанова К. Н. — М.: Просвещение, 2011. 80 с.
7. Сафонова О. В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы: на примере творчества А. С. Пушкина в 9 классе: автореферат диc. кандидата педагогических наук: 13.00.02/Москва, 2009. — 19 с.
8. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/ Третьякова С. В., Иванов А. В., Чистякова С. Н. и др. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с.
9. Филатова Н. П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования: автореферат диc. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Якутск, 2009. — 21 с.