Маркетинговые исследования рынка строительных материалов, конструкций и изделий в Республике Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.09.2014

Статья просмотрена: 624 раза

Библиографическое описание:

Николаева, А. А. Маркетинговые исследования рынка строительных материалов, конструкций и изделий в Республике Татарстан / А. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12575/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последние годы в Республике Татарстан достаточно хорошо развивается отрасль производства строительных материалов, рост производства составляет от 7 до 30 %. Стало производиться больше отечественной продукции, удовлетворяющей современным требованиям и соответствующей по качеству мировым аналогам. Но в то же время, в Республику ввозятся значительные объемы различных материалов, изделий, сухих строительных смесей, гипсокартона, гипсоволокнистых плит, отделочных материалов, материалов для полов, химических добавок для бетонов и растворов, элементов современных систем отопления, а также сантехника, которая, в основном, завозятся из стран дальнего зарубежья (Испания, Италия, Германия и т. д.), причем иногда эти изделия производятся из российского сырья.

Продукция отрасли потребляется в основном на внутреннем рынке страны. По материалам общестроительного назначения имеется незначительный импорт. В группе отделочных материалов и изделий, предметов домоустройства доля импортных материалов достигает 20–30 %.

Мероприятия по структурной перестройке производственной базы строительства, реализованные в 90-е годы в регионах РФ, позволили остановить спад производства на предприятиях сборного железобетона и крупнопанельного домостроения. Однако коэффициент использования производственных мощностей предприятий по-прежнему не превышает 30 %. Мероприятия позволили осуществить перепрофилирование действующих производств на выпуск новых высококачественных видов продукции, пользующихся спросом на отечественном рынке.

Были созданы производства по выпуску современных стеновых материалов, по производству строительных материалов, которые раньше не выпускались или выпускались в малых объемах, светопрозрачных конструкций, изделий из автоклавных и безавтоклавных ячеистых бетонов, кровельных и гидроизоляционных материалов, плит пустотного настила, изготавливаемых методом непрерывного формования, начали развиваться мощности по производству черепицы, крупноразмерной керамической плитки, расширился ассортимент санитарно-керамических изделий, продолжился процесс наращивания мощностей по выпуску высококачественного линолеума и пластмассовых труб. Получило развитие монолитное и сборно-монолитное домостроение с наращиванием выпуска сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства малоэтажного и индивидуального жилья.

Сейчас качество отечественных строительных материалов, изделий и конструкций находятся на уровне требований мировых стандартов, однако.достаточная доля отечественных кровельных и гидроизоляционных материалов уступают зарубежным по внешнему виду и долговечности, теплоизоляционных — по плотности, долговечности и токсичности, большинство отделочных материалов — по декоративности, санитарно-технические изделия — по ассортименту и дизайну. Отставание обусловлено низким техническим уровнем предприятий промышленности строительных материалов, износом технологического оборудования и необеспеченностью отрасли необходимыми видами качественного сырья.

Степень износа основных фондов в промышленности достигает 54 %. Средний возраст машин и оборудования составляет 17 лет. Технический уровень большинства отечественных предприятий отстает от современных требований.

Отечественные разработки в области технологий производства эффективных видов строительных материалов, ввиду невозможности предложить потребителю сразу комплектное технологическое оборудование с услугами по его монтажу и пусконаладочным работам, остаются не всегда востребованными. Научно-технический прогресс в российской промышленности строительных материалов основывается на зарубежных научно-технических разработках и закупках импортного технологического оборудования.

Основными источниками финансирования строительства новых производственных мощностей и модернизации действующих предприятий будут являться внебюджетные средства.

Рынки основных видов строительных материалов в Российской Федерации носят выраженный региональный характер, что обусловлено низкой стоимостью единицы веса таких основных видов строительных материалов, как цемент, щебень, гравий и песок. Перевозка указанных строительных материалов на расстояние более 450–500 км является нерентабельной. Исключением являются перевозки таких высокотехнологичных видов строительных материалов, как высококачественное листовое стекло, керамические изделия.

Производство строительных материалов, изделий и конструкций на текущий период обеспечивает потребности строительного комплекса и имеет определенный потенциал в отношении возможности роста объемов производства, однако является неудовлетворительным по уровню энергоэффективности, имеет низкую степень автоматизации производства и, как следствие, высокую себестоимость выпускаемой продукции.

Производство нерудных строительных материалов (в основном щебня, получаемого из природного (строительного) камня, гравия и песка) в Российской Федерации сосредоточено более чем на 1080 крупных, средних и малых предприятиях. При этом на долю последних приходится более 20 процентов общего объема производства этих материалов.

Производство цемента в Российской Федерации сосредоточено более чем на 50 крупных и средних предприятиях. Объемы его производства тесно связаны с инвестиционной и строительной активностью (объемами подрядных работ) в стране. Энергоемкость, капиталоемкость и длительность инвестиционного цикла при создании новых мощностей в цементной и стекольной промышленности намного выше, чем в других подотраслях промышленности строительных материалов, и сравнимы с предприятиями черной металлургии.

За последние годы отечественная цементная промышленность значительно отстала от развитых стран как по техническому уровню, так и по научно-техническому потенциалу. Технологическое оборудование большинства предприятий отрасли морально устарело и физически изношено. Большая часть отечественного цемента в отличие от большинства других стран выпускается по энергоемкой технологии — так называемым «мокрым» способом производства.

Производством стеновых материалов в Российской Федерации занимаются более 1200 предприятий, выпускающих керамический и силикатный кирпич, стеновые блоки из ячеистого бетона, блоки из природного камня, гипса, а также мелкие и крупные бетонные стеновые блоки, включая блоки стен подвалов.

В 2013 году общий объем производства стеновых материалов в Российской Федерации составил 14 млрд. штук условного кирпича и по сравнению с 2012 годом увеличился на 9,5 процента.

В целом объемы производства строительного кирпича на протяжении последних лет имеют выраженную тенденцию к росту, но темпы роста отстают от темпов производства других видов строительных материалов и объемов инвестиций в основной капитал.

Производство стеновых материалов в целом распределено по территории Российской Федерации неравномерно.

В России насчитывается более 900 крупных и средних предприятий, производящих железобетонные изделия и конструкции, в том числе более 200 предприятий и организаций, выпускающих панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения. В структуре применяемых материалов и изделий панелям и конструкциям для крупнопанельного домостроения принадлежит основная и решающая роль несмотря на увеличение строительства жилых домов из мелкоштучных стеновых материалов, монолитного железобетона и других видов материалов.

Сборные железобетонные конструкции и изделия производятся практически во всех субъектах Российской Федерации, но более половины выпуска приходится на долю Центрального и Приволжского федерального округа, также значительна доля Сибирского федерального округа.

В Российской Федерации действует более 60 предприятий по выпуску мягких кровельных и изоляционных материалов. Начиная с середины 90-х годов произошли существенные структурные сдвиги, приведшие к резкому увеличению объемов производства современных материалов за счет использования современного импортного оборудования и энергоэффективных технологий, благодаря чему удалось практически полностью отказаться от импортной продукции.

Основное производство строительного стекла в Российской Федерации сосредоточено на 55 крупных предприятиях, 39 из которых выпускают оконное стекло по устаревшей технологии, непригодное для изготовления стеклопакетов, и всего 16 — по общепринятой в мировой практике технологии формования ленты стекла на поверхности разогретого металла (флоат-стекло).

В Российской Федерации за последнее десятилетие фактически не создано производство современных видов теплоизоляционных материалов из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна, а также теплоизоляционных изделий из полимерного сырья.

Темпы ежегодного роста объемов производства теплоизоляционных материалов в период с 2002 по 2008 года отличались стабильностью и увеличивались в среднем на 17 процентов в год. В 2013 году объем производства теплоизоляционных материалов из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна снизился по отношению к 2012 году, в то же время объем производства теплоизоляционных изделий из пенопластов увеличился.

Производство теплоизоляционных материалов из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна сосредоточено в основном в Центральном федеральном округе. Почти 90 % производства теплоизоляционных изделий из пенопластов сосредоточено в европейской части России и в Сибири.

Производство деревянных домов заводского изготовления и комплектов деталей для стандартных домов со стенами из местных строительных материалов в последние годы активно развивается. Наиболее распространенными технологиями являются строительство домов из массивной древесины, каркасное и панельное деревянное домостроение.

Для производства деревянных домов характерна неустойчивая тенденция развития — если в 2003 году объем производства составлял 241,7 тыс. кв. метров, то к 2006 году произошел значительный спад. В 2013 году отмечено значительное увеличение объемов производства — в 3 раза по сравнению с 2012 годом.

По федеральным округам производство деревянных домов в 2013 году распределено неравномерно.

В результате маркетинговых исследований, к 2015 году прогнозируется рост объемов основных видов строительных материалов, изделий и конструкций в размере от 130 % до 280 %.

Литература:

1.                 Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг. — М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2000. — 640 с.

2.                 Филипп Котлер. Основы маркетинга. — Санкт-Петербург: АО КОРУНА АОЗТ Литера Плюс, 1994. — 698 с.

3.                 Энис Б. М., Кокс К. Т., Москва М. П. Классика маркетинга. — СПб: Питер, 2001. –752 с.

4.                 http://beton.ru/library/2646/elem_226146/

5.                 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2225138/#1

Основные термины (генерируются автоматически): материал, Российская Федерация, производство, изделие, предприятие, вид, конструкция, крупнопанельное домостроение, объем, дом.


Похожие статьи

Роль малого бизнеса в организации рабочих мест в Республике Башкортостан

Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие строительных предприятий в России

Инвестиционная стратегия социально-предпринимательских корпораций в Республике Казахстан

Анализ форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных торгово-экономических отношений Республики Тыва

Анализ и классификация факторов определяющих направления развития туристских рекреаций в республике Дагестан

Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь

Похожие статьи

Роль малого бизнеса в организации рабочих мест в Республике Башкортостан

Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие строительных предприятий в России

Инвестиционная стратегия социально-предпринимательских корпораций в Республике Казахстан

Анализ форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных торгово-экономических отношений Республики Тыва

Анализ и классификация факторов определяющих направления развития туристских рекреаций в республике Дагестан

Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь

Задать вопрос