Ключевые слова:жилищно-коммунальный комплекс, коммунальное хозяйство, реформа коммунального хозяйства.
Реформа жилищно-коммунального комплекса в России продолжается уже более 20 лет. За это время пройден ряд важных этапов, предпринято множество попыток оздоровления отрасли.
Несмотря на это современная ситуация в коммунальном хозяйстве остается напряженной и характеризуется рядом острых нерешенных проблем.
Основная проблема коммунального хозяйства России заключается в неэффективной системе управления отраслью, которая еще в советские времена характеризовалась остаточным принципом финансирования и практически полным отсутствием в управлении методов энергоресурсосбережения. Данная ситуация во многом характерна и для современной России. Неверные ориентиры в системе управления, связанные с покрытием убытков деятельности предприятий отрасли из бюджета, замораживание тарифов на коммунальные услуги в начальный период реформ и ряд других причин привели к возникновению серьезных проблем, препятствующих эффективному функционированию предприятий коммунального хозяйства.
Высокая значимость и масштабность рынка коммунальных услуг объясняет остроту и сложность процессов управления в коммунальном хозяйстве России, техническое и экономическое состояние которого до сих пор остается на весьма низком уровне.
В большинстве случаев управление в коммунальном хозяйстве направлено на устранение имеющейся проблемной ситуации, которая в настоящее время является источником постоянной социальной напряженности и социальных конфликтов, связанных:
- с неудовлетворительным состоянием основных средств коммунального хозяйства;
- высоким уровнем энергозатрат наряду с низким экологическим уровнем производства;
- постоянным ростом коммунальных тарифов и дисбалансом между ними и ростом реальных доходов населения;
- неэффективной системой управления;
- монополизмом;
- высокой дотационностью;
- отсутствием рыночной системы договорных отношений и цивилизованности рынка коммунальных услуг.
Преодоление данных проблем на разных уровнях управления способствует достижению главной цели реформирования отрасли — достижению высокого уровня финансовой стабильности и независимости коммунальных предприятий, предоставляющих качественные услуги по доступным для потребителей.
Безусловно, есть ряд положительных тенденций в процессе реформирования отрасли. Так в последние годы был принят ряд нормативных актов (а также поправок к ним), касающихся двух основных направлений:
- долгосрочное тарифное регулирование;
- инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры.
В развитие первого направления в 2013 г. были приняты следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30 декабря 2013 г.);
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1220 «О некоторых вопросах регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (вступило в силу 07 января 2014 г.).
В качестве основных нововведений представляется необходимым отметить следующее.
1. Закрепление механизма ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством применения предельных индексов.
Согласно требованиям ст. 157 1 ЖК РФ установлен запрет на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, установленных в муниципальных образованиях.
Предельные индексы утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ.
Предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не предусмотрено решениями Правительства РФ) в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, которые подлежат утверждению Правительством РФ
2. Решение Правительства РФ о возможности снижения тарифов на тепловую энергию (мощность) и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных на 2013 г.
Одним из оснований, обусловливающих возможность ограничения роста тарифов ресурсоснабжающих организаций в зависимости от размера платы граждан за коммунальные услуги, явилось решение Правительства РФ о приведении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г. к уровню не более 6 % в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 г. (поручение Правительства РФ от 01.03.2013 № ДК-П9–1327).
Следует отметить, что указанные меры, в частности, применение предельных индексов роста тарифов, очевидно, влекут за собой необходимость привлечения инвестиций на развитие и модернизацию коммунального хозяйства из нетарифных источников, таких как бюджетное финансирование, заемные средства, что соответствует второму из указанных направлений.
Частично данная потребность в инвестициях решается за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с помощью нового направления — софинансирования мероприятий модернизации коммунальной инфраструктуры.
Федеральный закон № 185-ФЗ является основным документом, регулирующим порядок Разработки и утверждения региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры. Федеральный закон № 185-ФЗ определяет основные направления финансирования средств Фонда для целей модернизации коммунального хозяйства, требования к участникам программ, структуру программы порядок подачи заявки на финансирование.
Региональная программа модернизации коммунальной инфраструктуры направлена на повышение надежности и эффективности эксплуатации соответствующей системы коммунальной инфраструктуры (объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов) и обосновывает привлечение средств государственной корпорации на следующие цели:
1) выполнение работ по инженерным изысканиям в целях подготовки проектной документации объектов капитального строительства, подлежащих модернизации; подготовка проектной документации и ее экспертиза; разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований; разработка схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований; государственная регистрация прав на объекты электроэнергетики и объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, являющиеся недвижимым имуществом и используемые для оказания потребителям услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистки сточных вод и утилизации (захоронению_ твердых бытовых отходов;
2) предоставление субсидий участнику региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктурына уплату процентов по долгосрочным кредитам, примененным участником региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после 1 января 2012 года в соответствии с кредитными договорами заключенными на срок три года и более. В целях реализации мероприятий региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры
Применение указанных направлений развития является, безусловно, положительным фактором развития реформы отрасли. По информации Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2013 г. по программам модернизации систем коммунальной инфраструктуры были поддержаны заявки на общую сумму 422,54 млн руб., однако, в условиях значительного износа коммунальной инфраструктуры, по оценкам экспертов потребность в ресурсах на восстановление коммунальной инфраструктуры сегодня превышает 4 трлн руб.
В тоже время накопившиеся проблемы коммунального хозяйства сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Важным инструментом развития и оздоровления жилищного хозяйства государственно-частное партнерство. Важнейшим условием развития отрасли является привлечение в нее частных инвестиций.
Следует отметить, что финансовый потенциал организаций коммунального хозяйства зависит от установленных тарифов на коммунальные услуги. Однако наблюдается несоответствие тарифов затратам на производство коммунальных услуг, в связи с чем, значительная доля предприятий коммунального хозяйства является убыточными (ситуация в данном случае усугубляется искусственным ограничением тарифов). Это, по сути, является существенным барьером на пути привлечения частных инвестиций.
Более того развитие государственно-частного партнерства должно предполагать согласованность экономических интересов всех задействованных участников (государственных и муниципальных органов власти, поставщиков коммунальных услуг, потребителей, инвесторов).
Эффективность хозяйствования в любой отрасли и на любом уровне зависит от степени учета экономических интересов задействованных участников, так как именно через них проявляются экономические отношения, приводящие в действие экономический механизм.
Необходимо приводить структуру управления, функции различных органов в соответствие с требованиями рыночной экономики. Это направление является одним из главных в реформировании данной отрасли. Но его реализация затруднена тем, что в стране в целом не сложилась пока оптимальная структура управления, основанная на косвенном, экономическом воздействии государства.
Процесс реформирования коммунального хозяйства на федеральном уровне осложняется тем, что структура данной отрасли каждого города индивидуальна и зависит от ряда факторов: технологических, экономических, социальных, законодательной и политической специфики, природных условий и экологических особенностей городов. При принятии управленческих решений необходимо учитывать вышеперечисленные особенности городов.
Реформирование отрасли осложняется еще и тем, что процесс оказания коммунальных услуг состоит из нескольких этапов: производства, транспортировки и непосредственно потребления услуг. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при реформировании отрасли в целом.
Наличие такого широкого круга факторов, оказывающих влияние на функционирование коммунального хозяйства города, обусловливает сложность в принятии управленческих решений, которые при недостаточном анализе вышеперечисленных факторов могут быть неверными. В этой связи применение универсальных подходов к реформированию коммунального хозяйства, способных учесть все особенности различных городов, представляется маловероятным.
В этой связи ключевыми пунктами развития коммунального хозяйства должны стать:
- приведение структуры управления, функций различных органов в соответствие с требованиями рыночной экономики;
- развитие структуры государственного управления, основанной на косвенном, экономическом воздействии;
- развитие системы государственно-частного партнерства при соблюдении экономических интересов всех участников процесса;
- учет всех особенностей, присущих конкретному муниципальному образованию, как в области функционирования коммунальной инфраструктуры, социально-экономического положения, так и климатических условий (наиболее эффективным инструментом в данном случае может быть индикативное планирование и на его основе типологизация муниципальных образований по уровню развития коммунального хозяйства и социально-экономическому состоянию);
- многовариантность при разработке муниципальных программ реформирования и модернизации коммунального хозяйства, позволяющая рассмотреть различные условия, с которыми можно столкнуться при реализации модели управления в коммунальном хозяйстве (целесообразным представляется выделение ключевых моментов развития жилищного хозяйства города и разработка на этой основе качественно различных вариантов его развития и управления, а также всесторонний анализ и оценка каждого из полученных вариантов, изучение его структурных особенностей и возможных последствий его реализации).
Литература:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации№».
2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1220 «О некоторых вопросах регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
3. Минаев Н. Н., Селиверстов А. А., Шадейко Н. Р. Сценарные варианты управления жилищно-коммунальным комплексом города // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5. С. 178–181.
[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках выполнения гранта РГНФ «Вариантно-сценарные подходы при разработке муниципальных программ реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Томской области», № 14-12-70002, 2014 г.