Миграционная политика Скандинавских стран как фактор трансформации современного скандинавского общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.09.2014

Статья просмотрена: 2590 раз

Библиографическое описание:

Лащенко, П. В. Миграционная политика Скандинавских стран как фактор трансформации современного скандинавского общества / П. В. Лащенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 364-368. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12594/ (дата обращения: 19.12.2024).

В 80-е и 90-е годы миграция в гуманитарных целях и воссоединение семей были основными направлениями миграции в Швеции. В связи с ограничением по набору кадров 1968 г. миграция рабочей силы не являлась приоритетным направлением, и изменения в достаточно строгой миграционной политике не предпринимались до 2006 г. Тогда правительство предложило новую стратегию, которая вступила в силу 15 декабря 2008 г.

Законопроект 2008 г. стал первым в серии мер, направленных на улучшение условий трудовой миграции. Предыдущая система включала избыточное количество структур, занимавшихся расчетами кадрового дефицита и выдачей разрешений на работу. Из-за этого реальный дефицит не соответствовал тому, что был указан в отчетах и других документах. Введенная в 2008 г. система позволила работодателям нанимать выходцев из стран третьего мира, если на рабочие места не были набраны шведы или жители других стран-членов ЕС. Наниматели получили право самостоятельно принимать решения о трудоустройстве в соответствии со своими нуждами. Ограничений на то, сколько иммигрантов будет на рынке труда, в настоящее время нет [2, c. 118].

Для мониторинга потребностей рынка труда, таких, как найм иммигрантов или работников с определенными навыками, предыдущим правительством была создана специальная комиссия. Главной причиной реформы 2008 г. было «в первую очередь, признание того, что кадровый дефицит не может быть восполнен шведскими работниками или работниками из стран ЕС. Во-вторых, в связи со старением, меньше людей трудоспособного возраста в ближайшем будущем могли обеспечивать подрастающее поколение» [1].

В результате, с 2008 г. увеличилась миграция рабочей силы, в особенности увеличился поток из стран третьего мира. Тем не менее, большую его часть составляют миграция по семейно-бытовым обстоятельствам и по политическим причинам. Миграция из ЕС/ЕЭЗ оставалась относительно постоянной в 2005–2010 гг. (около 18 000–19 000 тыс. в год). В целом, количество иммигрантов достигло почти 100 000 чел. в 2009, по сравнению с 40 000 чел. всего лишь десять лет назад, в 1999г. Шведское правительство признает, что меры по стимулированию иммиграции рабочей силы в Швецию являются лишь дополнительными, и в целом, они направлены на увеличение занятости и расширение партнерских отношений [1].

Гельмут Шмидт, германский канцлер в 1974–1982 гг. считает, что нынешняя европейская миграционная политика наряду с мультикультурностью и массовой иммиграцией из отдаленных развивающихся стран, приведет к перенаселенности, которая, в свою очередь, подтолкнет к этническим чисткам. Шмидт полагает, что иммиграция неевропейского населения, по сравнению с иммиграцией из стран с более близкой культурой, несет для народов Европы отрицательные экономические и социальные последствия. Такая ситуация в максимальной степени относится к Швеции, которая, по сравнению с другими западноевропейскими странами, отличается сравнительно радикальной миграционной политикой: Швеция принимает у себя беженцев и трудовых иммигрантов. Договоренность правительства с партией «зеленых» по проведению миграционной политики бросает тень на власть и, в особенности на то, как премьер-министр представляет себе демократию.

В 2009 г. Ф. Рейнфельдт признал, что альянс с зелеными по ключевому вопросу миграции стал ответом «Шведским демократам» и их избирателям. В ежедневной шведской газете «Aftonbladet» была опубликована критически направленная статья публициста Г. Келлерстада «Альянс за Швецию»: «Намек премьера-министра был абсолютно прозрачным — если в Риксдаге появятся депутаты от ПШД, то иммиграция многократно возрастет. Не демонстрирует ли это, что премьер — министр не уважает не только своих избирателей и демократию, но и электорат собственной Умеренной партии. Премьер — министр подтвердил своё презрение и ненависть к шведской нации и шведскому народу! Сейчас вряд ли есть альтернатива Шведским демократам в борьбе за свободную Швецию. Они не имеют отношение к этническим националистам, но, тем не менее, являются поборниками шведскости, открытой внешнему миру. Лучшей альтернативой на выборах станет партия, защищающая права этнических шведов! Швеции требуется сила, аналогичная уже существующим в мире партиям: венгерским националистам из объединения «Jobbik» или «Золотому рассвету» в Греции» [3, c. 17].

Цель интеграционной политики в Швеции — это равные права, обязанности и возможности для всех, независимо от этнической или культурной принадлежности.

Цели политики должны быть достигнуты, в основном, за счет общих мер для всего населения, независимо от страны рождения или этнического происхождения. Общие меры сопровождаются целенаправленной поддержкой иммигрантов в их первые годы пребывания в Швеции.

В сентябре 2008 г. правительство определило общую стратегию интеграции вплоть до 2010 года. Стратегия выделяет семь областей, которые особенно важны для достижения цели:

-                   более быстрая адаптация приезжих;

-                   увеличение рабочих мест, большее количество предпринимателей;

-                   равенство в школе и улучшение школьных показателей;

-                   улучшение языковых навыков и расширение возможностей для обучения взрослых;

-                   эффективные меры против дискриминации;

-                   развитие городских округов с социальной изоляцией;

-                   развитие общих ценностей при возрастающем разнообразии.

-                   главный упор в стратегии делается на увеличение спроса и предложения рабочей силы, а также на создание качественных и равных условий обучения в школах.

В Швеции каждый министр, каждое министерство и каждый государственный орган отвечает за проблему интеграции в рамках своих полномочий.

Например, Министерство труда отвечает на вопросы относительно интеграции на рынке труда, а Шведская государственная служба занятости оказывает поддержку всем безработным, независимо от социального положения.

Министерство интеграции и гендерного равенства, под руководством министра Ньямко Сабуни, координирует работу правительства по интеграции. В его обязанности входит:

-                   помощь прибывшим в Швецию в адаптации;

-                   выдача шведского гражданства;

-                   борьба с дискриминацией и расизмом;

-                   пропаганда демократии и прав человека;

-                   развитие городских округов с обширной социальной изоляцией;

-                   наблюдение и оценка в области интеграции.

Муниципалитеты занимаются многими вопросами, которые важны для интеграции. Например, муниципальные органы, осуществляющие интеграционную политику, отвечают за обучение и за планирование жилых районов. Основная ответственность за здоровье и медицинские услуги лежит на районных советах регионального уровня. Окружные административные советы представляют центральный правительственный орган в регионах. Они способствуют развитию в области интеграции путем координации работы центральных государственных учреждений, муниципалитетов и окружных советов.

Проанализировав общественное мнение Швеции и Норвегии по вопросам миграционной политики в Скандинавии, можно сделать вывод, что правительство проводит миграционную политику, не учитывающую интересы народа. Такая политика подразумевает вытеснение этнических скандинавов, эскалацию национального и расового вопросов в Швеции и Норвегии. Кроме того, так называемая трудовая иммиграция означает дополнительное бремя на экономику скандинавских государств. Это становится очевидно, если проследить развитие шведской промышленности за последние сорок лет. Классические шведские предприятия, сконцентрированные в металлургии и лесной промышленности, увеличили свою производительность путем модернизации.

Это привело к тому, что по сравнению с 1970 гг. уменьшилась потребность в персонале. Хорошим примером служит целлюлозно-бумажный комбинат в г. Бурлэнге, район Кварнсведен: в 1988 г. количество сотрудников составляло 1100 человек, а в 2012 г. их стало примерно 800.Похожая ситуация складывается на сталепрокатных и сталелитейных заводах фирм SAAB, AvestaJernverk и Uddeholm StripSteel. Одним из крупнейших в Европе предприятий по производству труб является завод StorforsBruk в Вэрмланде, выпускающий нержавеющие бесшовные трубы. Здесь развитие производства кажется просто невероятным: если в 1977 г. было около тысячи сотрудников, то сейчас, при значительно возросшем выпуске продукции, количество работников составляет около 400 человек. Опираясь на эти факты и учитывая, что шведская промышленность переносит производство в другие страны, представляется неоправданной идея о необходимости трудовой иммиграция в скандинавских странах. В таком случае, чем она мотивирована?

Увеличение предложения на рынке рабочей силы в условиях высокой безработицы, приводит к снижению заработной платы.«Более того, обратите внимание, как своеобразно обращается шведское государство с иммигрантами: вводится законодательство и принимаются директивы для бирж труда и муниципалитетов по увеличению так называемого этнического разнообразия. Это чистая дискриминация коренного населения. Массовая иммиграция — это реальность, но её вряд ли можно оправдать тем, что в перспективе она обернется благом для населения страны, когда как сейчас эти честолюбивые планы продавливаются под эгидой всеобщей цели в рамках стабильного развития. В близкой исторической перспективе демографическое развитие Швеции представляет собой катастрофу: в 1977 г. население составило 8,1 млн. чел., а несколько лет назад оно равнялось 9 млн., в то время как прогнозы на 2018 г. дают цифры в 10 млн. Основная причина — у нас оставляют иммигрантов из стран третьего мира; у них очень высокая рождаемость, которая оказывает значительное влияние на демографию» [3, c. 17].

Сейчас уровень рождаемости в Швеции и Норвегии значительно возрос и приблизился к показателям стран Африки и Ближнего Востока. Происходит это в основном за счет естественного прироста иммиграционного населения, в основном из Ирака и стран бывшей Югославии. Социологические и демографические исследования показывают, что если существующая тенденция продолжится, то этнические шведы, в течение одного-двух поколений станут меньшинством. Таким образом, миграционная «экспансия» в Швецию и Европу приводит к тому, что местное население подвергается всё большей физической ассимиляции и вырождению.

Если предполагается рост населения Швеции до 50 миллионов жителей, то тогда придется увеличить энергопотребление и заметно возрастет импорт продуктов питания. Сможет ли Швеция выдержать такую экспансию? Правые партии Швеции и Норвегии называют аморальным поощрение переселение из богатых природными ресурсами районов Африки и Ближнего Востока в уже переполненную людьми Европу.

Всплеск роста населения в странах третьего мира означает демографическую угрозу для Европы. Массовая иммиграция из стран третьего мира в более богатые регионы не решит глобальную проблему бедности. Положение Северной Европы под угрозой миграционных потоков стало результатом деятельности политиков высшего ранга, не увязывающих себя ни с одной нацией, ни с одним народом. В данном контексте важно упомянуть Бильдербергскую группу, состоящую из политических деятелей, журналистов, финансистов и промышленников, которые с 40-х гг. проводят ежегодные закрытые совещания и общественность не знает, что на них происходит. На повестке дня подобных встреч стоит глобализация и демонтаж наций, а также право на самоопределение народов.

Мы наблюдаем большие геополитические последствия их деятельности — массы беженцев из Ирака и других стран вследствие ошибочной американской внешней и оборонной политики полностью управляются мощными экономическими группами. К ним относятся AIPAC и другие сионистские организации, контролируемые Израилем. Эти группы не ощущают недостатка в финансовых средствах. Результатом их работы стала дестабилизация целых регионов: Сирии, Ирака, Сомали и др. [3, c. 17].

Реформа для более быстрой адаптации новоприбывших играет особую роль в поддержке беженцев и их семей, а также их защите. Осенью 2009 г. правительство представило законопроект реформы в этой области. Правительство хотело бы использовать эту реформу, чтобы ускорить адаптацию к рабочей и социальной жизни. Таким образом, увеличится мотивация для социальной активности и работы, а разделение ответственности между органами будет более точным, и навыки переселенцев будут использованы эффективнее, чем раньше. Тезисами проекта были следующие положения:

-                   государство с помощью шведской государственной службы занятости будет координировать внедрение мер. Основная ответственность лежала ранее на муниципалитетах;

-                   шведская служба занятости обязана составить индивидуальный план адаптации совместно с новоприбывшим. Этот план основан на полученном образовании и опыте работы индивида и обязательно должен содержать курсы шведского языка, гражданской ориентации и мероприятия по подготовке к трудоустройству;

-                   повсеместно будет введено пособие для переселенцев. Это пособие будет выплачиваться иммигрантам, участвующим в программе адаптации. Пособие предусматривает выплаты в размере заработной платы на протяжении адаптационного периода;

-                   будет введена новая должность — консультант по вопросам адаптации, в чьи обязанности входит оказание помощи переселенцам в поиске работы. Консультант руководствуется инструкцией Службы занятости. Иммигранты могут выбрать консультанта самостоятельно;

-                   те новоприбывшие, для которых был составлен план адаптации, принимают участие в гражданской ориентации.

Эти реформы будут регулироваться в специальном законодательстве. В соответствии с решением шведского парламента, риксдага, реформа вступит в силу 1 декабря 2010 г.

Меры по предотвращению дискриминации имеют высокий приоритет в работе правительства по интеграции. С 1 января 2009 г. в Швеции вступил в силу новый закон о борьбе с дискриминацией. Введение нового закона позволило систематизировать предыдущий опыт законопроектов об антидискриминации, внедрявшихся в разных областях общества.

Цель состояла в том, чтобы создать более эффективную, прозрачную регулятивную структуру по борьбе с дискриминацией. Новое наказание — компенсация за дискриминацию — было включено в закон, который должен компенсировать преступления в результате дискриминации и удерживать людей от дискриминации в отношении других. В то же время, когда закон вступил в силу в начале этого года, 4 омбудсмена, занимавшихся проблемой дискриминации, объединились для работы в одном департаменте.

В большинстве крупных городов Швеции есть городские районы, где значительной является проблема изоляции приезжих. Многие иммигранты, недавно переехавшие в Швецию, живут в этих районах. Чтобы определить ответственность муниципалитетов и государства в отношении развития в городских районах, где существует изоляция, правительство заключило ряд соглашений о развитии с 21 крупными муниципалитетами.

Правительство поручило полицейским властям, Шведскому управлению социального страхования и Шведской службе занятости поддерживать партнерские отношения с муниципалитетами, которые подписали соглашения о развитии. Цель партнерства — эффективная координация работы учреждений и муниципалитетов в городских округах.

Правительство создало центры поддержки в девяти городах, где особенно распространена изоляция иммигрантов. Их функции — индивидуальная поддержка, например, при открытии собственного бизнеса и помощь в его ведении.

Новые центры поддержки связаны с агентствами сервиса и сотрудничества, уже существующими в муниципалитетах. В 2008 г. правительство приступило к работе по увеличению вовлеченности населения в решение вопросов, касающихся демократии и прав человека. В качестве первого шага инициатива была направлена на поддержку некоммерческих организаций и работу над диалогом по вопросам базовых ценностей.

Диалог основывается на вопросах прав человека, и рассматривается вопрос о том, как мы можем построить общество, развитие которого характеризуется взаимным уважением различий в пределах, определяемых основными демократическими ценностями общества.

Правительство выделило в общей сложности 6 млн. шведских крон для налаживания диалога об общих ценностях на период 2009–2011 гг. В 2008 г. правительство создало организации для поддержки деятельности по борьбе с расизмом и других форм нетерпимости, например, антисемитизмом, исламофобией, афрофобией.6 млн. шведских крон в год выделяется на эти меры.

В 50-е, 60-е и 70-е многие иммигранты приехали в Швецию из Финляндии, Южной Европы и Турции на заработки. С 1970 г. в Швецию с тали приезжать беженцы, сначала из Латинской Америки и Восточной Азии, а впоследствии из стран Ближнего Востока и Африки. С тех пор, как Швеция вступила в Евросоюз в 1965 г., увеличился поток иммигрантов из других стран ЕС и ЕЭЗ.

Большинство иммигрантов живут в Швеции уже более десяти лет, и около 60 % являются гражданами Швеции. В целом, иностранные граждане могут обратиться за шведским гражданством, прожив в Швеции пять лет. В течение одного года, приблизительно один из десяти иностранных граждан, проживающих в Швеции, получил шведское гражданство.

В последние годы, Швеция приняла больше иммигрантов, чем когда-либо прежде в своей истории. В течение 2008 г. в общей сложности 90 021 чел. получили вид на жительство или зарегистрировали право на проживание в Швеции.

Первые партии и общественные организации Скандинавии предлагают свое решение данной острой социально-политической проблемы. По их мнению, необходимо немедленно остановить массовую иммиграцию и сейчас же прекратить «мультикультурный эксперимент над обществом». Ситуация в Швеции настолько щекотливая, что непреложной необходимостью становится как можно быстрее разработать программу массовой репатриации. Такая программа должна сочетаться с экономической и технической помощью странам, которые будут сотрудничать в рамках её реализации. В пример приводится Германия при Гельмуте Коле, правительство которого осуществляло реэмиграцию вьетнамцев, которым выделили каждому по 100000 марок и они вернулись во Вьетнам. По их расчетам, Швеция сможет предложить от 200000 до 500000 иммигрантам экономическую помощь в размере 200000 крон на человека, из общего выделяемого бюджета в 100 миллиардов крон. «В выигрыше окажутся не только этнические шведы и все получатели пособий на реэмиграцию, но и население Земли в целом. Возьмем, например, Сомали, которая считается самой бедной страной — здесь есть громадные запасы природных ресурсов: железной руды, урана, каменного угля, стратегических минералов, а также тяжелого шпата» [4, c. 181].

Швеция приближается к отметке 600000 мусульман, проживающих легально на территории государства. Мусульманское население составляют 6,05 % населения Швеции и 4,59 % Дании. Рассматривая данные из официального регистра имён в Швеции, мы можем увидеть, что количество мусульман на 1998 год — 284000, составляющих 3,21 % от общей численности населения. За период с 1998 по 2011 год, число мусульман стало в два раза выше. Это означает, что более 41 % прироста населения Швеции с 1998 по 2011 год, состоит из мусульманской иммиграции и естественного прироста мусульманского населения страны. В Дании, мусульманская часть прироста населения 1998–2012 значительно ниже, на уровне чуть более 33 % прироста населения [5].

Мусульманское население Дании в 1998 году было 153 000 человек, что составляет 2,88 % от общей численности населения. Таким образом, за исследуемый период доля мусульман в Дании возросла до 4,59 %. Ни в Швеции, ни в Дании не публикуется официальная статистика по количеству мусульман. Тем не менее, анализ миграционной ситуации возможно произвести, ознакомившись с количество людей, носящих то или иное имя. Статистика показывает, что на 1 января 2012 года, было 50 697 датских мужчин и мальчиков с именем Йенс и 43258 по имени Генри. Али носили 3776 человек, а так же зарегистрировано 3717 Мухаммедов (так же Мухаммад, Махмуд). В Швеции, две самых популярных имени в 2011 году Ларс (98435 человек), а затем Андерс (81562 носителей). По официальным данным за 2010 г., в Мальмё третье самое популярное имя новорождённого Мухамед, а Али на шестом месте. Тенденция популярности этих имён прогрессирующая. Данные свидетельствуют о том, что рост мусульманского населения продолжает увеличиваться и в Дании и Швеции (авторы IngridCarlqvist, LarsHegegaard). Для Швеции, по оценкам министерства миграции, в ближайшие два года мусульманская иммиграция составит 174500 человек, которая образует три основные группы: мигранты из Сирии, Сомали и Афганистанa.

Проанализировав общественное мнение Швеции и Норвегии по вопросам миграционной политики в Скандинавии, можно сделать вывод, что правительство проводит миграционную политику, не учитывающую интересы народа. Такая политика подразумевает вытеснение этнических скандинавов, эскалацию национального и расового вопросов в Швеции и Норвегии. Кроме того, так называемая трудовая иммиграция означает дополнительное бремя на экономику скандинавских государств.

Литература:

1.    Beviljade uppehallstillstand till adoptivbam efter medborgarskap 1980–2009 /http://www.migrationsverket.se/pdffiler/statistik/tabs7.pdf

2.    Ederlund L. From immigration policy to integration policy. — Stockholm, 2007. — 235 p.

3.    Kellerstad H. Allians för Sverige: rösta på en svart? // Aftonbladet. Fredag 12 September 2013, Stockholm.

4.    Med eller mot strömmen?// Arbetarrörelsens arkiv. — Stockholm, 2012. — 219. s.

5.    Statistic om Stockholm. English Edition. 2009–2013. http://www.statistikomstockholm.se/index.php/statistics-in-english

Основные термины (генерируются автоматически): Швеция, Норвегия, Дания, миграционная политика, рабочая сила, страна третьего мира, иммигрант, массовая иммиграция, правительство, шведское гражданство.


Похожие статьи

Малое предпринимательство как фактор формирования гражданского общества в современной России

Межъязыковое контактирование как отражение социально-культурной интеграции в современном мире

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке геополитического положения региона

Роль социализации в становлении личности человека в современном обществе

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Влияние венчурного предпринимательства на развитие экономической системы в России и за рубежом

Основные тенденции процессов международного инвестирования в ЕС и их влияние на экономический рост региона

Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах

Возрастание роли логистики в современных условиях развития экономики России

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Похожие статьи

Малое предпринимательство как фактор формирования гражданского общества в современной России

Межъязыковое контактирование как отражение социально-культурной интеграции в современном мире

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке геополитического положения региона

Роль социализации в становлении личности человека в современном обществе

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Влияние венчурного предпринимательства на развитие экономической системы в России и за рубежом

Основные тенденции процессов международного инвестирования в ЕС и их влияние на экономический рост региона

Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах

Возрастание роли логистики в современных условиях развития экономики России

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Задать вопрос