Особенности преподавания математики у студентов с недостаточной математической подготовкой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 15.09.2014

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Титова, Е. И. Особенности преподавания математики у студентов с недостаточной математической подготовкой / Е. И. Титова, А. Д. Мартынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12595/ (дата обращения: 18.12.2024).

Нам хотелось бы дать некоторые рекомендации для преподавателей, работающих с учащимися, у которых слабо развито абстрактное мышление, не сформировано внимание, отсутствуют навыки самоконтроля и которые имеют плохую память. В первую очередь, должны быть четко выделены основные, главные темы, предоставлено достаточно времени для формирования у студентов основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям программы. При правильном и творческом подходе преподавателя к данной категории учеников можно добиться неплохих результатов.

При работе в группах такого рода существуют определенные требования к планированию занятия:

-        правильная формулировка цели и задач;

-        четкая структура и логическая преемственность этапов занятия;

-        тщательный отбор методов и приемов с опорой на несколько анализаторов;

-        определение рациональной комбинации занятия;

-        создание атмосферы психологического контроля.

При планировании занятия нужно подбирать такие средства воздействия, которые наиболее полно способствовали устранению пробелов в знаниях, навыках и способов познавательной деятельности, формировали волю и т. д. Творческий подход педагога должен быть направлен на поддержания активности в течение всего занятия.

При решении задач начинать надо с несложных стандартных задач, решая их по специальному образцу, затем постепенно переходить к более сложным задачам нестандартного вида, обучая основным приемам их решения и развивая мыслительную деятельность студента. При решении задач необходимо давать задачи, связанные с профессиональной деятельностью будущих специалистов, тем самым показать значимость изучаемого материала.

При организации самостоятельной работы решения задач, педагогу нужно предусмотреть следующие виды помощи: указание типа задачи; выдача к задаче мини подсказки в виде чертежа, схемы или краткой записи условия, алгоритма решения и т. д.; указать на аналогично решенную задачу; объяснение хода решения подобной задачи; предложение решить вспомогательную задачу, наводящую на решение основной; предложение ответа заранее; указание теорем, правил, формул, на основании которых решается задача. Необходимо следить, чтобы каждый выполнял работу самостоятельно, помогать каждому по мере необходимости, следить за темпом работы учащихся, поощрять первые успехи их деятельности, стимулировать повышение учебной активности. При этом акцент делался на оказание учащимся оптимально необходимой помощи, а не на снижение уровня требований.

Контроль за усвоенными знаниями, для данной категории студентов, тоже имеет свои специфические особенности. При опросе студентов необходимо создать доброжелательную обстановку, проявлять к их ответу заинтересованность, наводящими вопросами помогать воспроизвести в памяти необходимые факты, понятия, дать больше времени на подготовку к ответу у доски. Для проверки знаний учащихся проводятся тематические зачеты, которые можно проводить как в устной, так и в устно-письменной или полностью в письменной форме. В зачетные работы включены обязательные задачи и усложненные задания. Если учащиеся не справляются с обязательной частью работы, то преподаватель дорабатывает данный материал индивидуально для каждого.

Способы самоконтроля при выполнении математических заданий имеют свою специфику и наиболее трудно усваиваются студентами. Исходя из этого, нужно концентрировать внимание учащихся на всех возможных видах и способах проверки алгебраических и геометрических задач.

Так, например, при решении задач линейной алгебры и математического анализа необходимо обращать внимание на следующие способы проверки:

1.      составление задачи, обратной данной, путем введения в ее условие полученного ответа и исключения одного из известных данных, становящегося искомым;

2.      расчленения условия задачи на отдельные смысловые части и определение в каждой части исходного данного с учетом найденного ответа;

3.      решение задачи разными способами;

4.      приближенная оценка ожидаемого результата, когда, имея в виду возможные пределы ответа, студент предупреждает ошибки в промежуточных действиях.

Осуществлять проверки можно как в устной, так и письменной форме, это зависит от темы изучения, от предлагаемого времени и т. д.

Показав возможные приемы самоконтроля, необходимо следить за умением использовать их студентами в ходе учебной деятельности, вовремя оказывать помощь по осуществлению контроля путем выдачи учащемуся образца применения того или иного приема, указывая на способ или вид проверки, напоминания необходимости контроля. Кроме развития мышления, формируя навык самоконтроля, оказывается помощь учащимся ликвидировать пробелы в знаниях, так как при проверке осуществляется и своего рода повторение пройденного материала, рассмотрение его в новых ситуациях, взаимосвязях.

Обучение студентов умению выделять существенное и самостоятельно мыслить специфично для каждого предмета. Для математики наиболее эффективными формами развития умения выделять существенное являются следующие:

1.      Акцентирование внимания учащихся на цели, задаче, основной линии занятия.

2.      Опора при объяснении на главную теорию, являющуюся основой изучаемых понятий. В математике это теоретико-множественная концепция.

3.      Выделение главных мыслей в разделе, теме; концентрация внимания на основной идее изучаемого материала путем графического представления, схемы и т. д.

4.      Четкое выделение и формулирование существенных признаков в понятиях, формулах, определениях.

5.      Составление алгоритмов действий, плана ответа.

6.      Постановка вопросов, начинающихся словами «в чем сущность»..., «что главное»..., «назови основные признаки»....

7.      Целенаправленное обучение неуспевающих приемам рационального осуществления сравнения, анализа, синтеза, обобщения и др.

В связи с тем, что умение выделять существенное связано с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез, то одним из важных средств развития этого умения является оказание помощи учащимся в осуществлении названных операций.

Самостоятельное мышление начинается с попыток ответить на вопрос, поэтому при объяснении важно не просто излагать материал, а ставить все время перед учащимися вопросы. Но для того чтобы решение задач будило мысль и развивало мышление учащихся предлагаемые вопросы, задачи, выдвигаемые проблемы должны быть посильны студентам, исходить из их практического опыта. Работая с данной категорией студентов старайтесь подбирать материал и излагать его доступно и лаконично. Используйте много рисунков к задачам и отдельным темам, используйте жизненные и производственные примеры. Преподавание необходимо строить на наглядно-интуитивной основе. Главное научить подмечать общее и делать несложные обобщения, переносить известные приемы рассуждений в нестандартные ситуации, обучить их приемам организации мыслительной деятельности. Это важно не только для получения экзаменационной оценки, но и в изучении дальнейших дисциплин, а также в их профессиональной деятельности.

Литература:

1.      Ермолаева Е. И. Проблемы усвоения математических знаний студентами технических вузов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 7. С. 270–272.

2.      Ермолаева Е. И., Куимова Е. И. О важности фундаментальной математической подготовки студентов по направлению «Строительство»// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 26. С. 463–467.

3.   Крымская Ю. А., Титова Е. И., Ячинова С. Н. Профессиональная подготовка строителей через решение математических задач// Современные проблемы науки и образования, № 2, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, решение задач, категория студентов, письменная форма, планирование занятия, способ проверки, студент, умение, учащийся.


Задать вопрос