Кардинальное реформирование всех сторон общественной жизни современной российской действительности ставит на повестку дня проблему качественного правового регулирования деятельности правоохранительных органов. При этом следует отметить, что процессы преобразования общественно-политической жизни в России происходят на фоне высокого уровня преступности, появлении новых способов преступных посягательств и активного проникновения коррупции в органы государственной власти и управления.
В этой связи одним из важнейших направлений государственной деятельности является укрепление правопорядка, прежде всего, путем реализации положений федеральных законов «О полиции» [1], «О службе в органах внутренних дел» [2], которые, наряду с указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами МВД России, составляют организационно-правовую основу деятельности органов внутренних дел.
Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере [3]. Воплощение на практике указанных выше принципов призвано способствовать не только обеспечению открытости и прозрачности деятельности правоохранительных органов, но и формированию доверия к такой деятельности у граждан.
В последние два десятилетия в науке и юридической практике широко распространен подход, основанный на признании прав и свобод человека главным целевым началом, ценностно-смысловым основанием правоохранительных правоотношений. Однако отождествление правоохранительных правоотношений с деятельностью по охране и защите прав и свобод человека не вполне отвечает современным реалиям и вызовам XXI века. Разумеется, права и свободы человека выступают компонентом правопорядка с законностью, то данный вывод теряет необходимость в развернутой аргументации.
При этом охрана прав и интересов граждан осуществляется вне конкретных правоотношений, тогда как защита уже нарушенных прав всегда происходит в рамках конкретных деликтных правоотношений, возникновение которых нежелательно с точки зрения интересов, как человека, так и государства.
Правоохранительные правоотношения возникают между уполномоченными государством органами и лицами в пределах их компетенции и в порядке, определенном законами. Правозащитные правоотношения имеют свои специфические особенности, связанные с основаниями ее наступления, целями осуществления, с субъектным составом, участвующим в правозащитной деятельности, с распределением их полномочий, с особенностями процессуального порядка их реализации.
В юридической литературе отмечается, что правоохранительная деятельность должна обеспечивать охрану законности и правопорядка, прав и свобод человека, бороться с преступлениями и иными правонарушениями, осуществлять безопасность, защищать от противоправных действий государства и самих правоохранительных органов, преодолевая акцент на применении карательных мер в деятельности правоохранительных органов государства, а также претворяя в жизнь права граждан (в том числе без обращения в судебные органы) [7 с. 29].
Правоохранительные правоотношения определяются охранительной функцией правовой системы и правоохранительной функцией государства. Любые органы государства в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность. Вместе с тем, существуют и такие органы государства, для которых эта деятельность является основной.
В условиях расширяющейся практики участия общественности в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности, проявления сравнительно большого числа общественных формирований правоохранительной направленности должен преобладать широкий подход к пониманию содержания правоохранительной деятельности. Эта деятельность должна включать как государственные, так и общественные начала и представлять собой взаимосвязь государственной и общественной форм правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными субъектами правоотношений.
В целом правоохранительная деятельность проявляется в охране государством прав и законных интересов личности, в организации охраны правопорядка и обеспечения законности, в предупреждении правонарушений и борьбе с ними. Эти задачи решаются с помощью созданной государством системы правоохранительных органов.
Таким образом, правоохранительные органы, это учреждения, органы, охраняющие совокупность установленных государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. В свою очередь правоохранительные органы являются полицейскими, к каковым относятся: МВД России (полиция и внутренние войска), ФСКН России, ФТС России, ФСБ России, ФСО России, ФССП России, ФСИН России, природоохранные органы (Росприроднадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, ГФС России).
В ряде случаев конкретно указывается на принадлежность того или иного органа к правоохранительной системе, например, прокуратуры, органов государственной службы, Счетной палаты Федерального Собрания, Государственной контрольной службы Президента, Федеральной службы по валютному и экспертному контролю, налоговой службы, таможенные органы, Министерство внутренних дел Российской Федерации. В ряде случаев, называют правоохранительными те органы, в которых осуществляется правоохранительная служба: в частности, это прокуратура, органы внутренних дел, органы государственного контроля за распространением наркотических средств, таможенные органы, налоговые органы, служба судебных приставов, силы обеспечения безопасности Российской Федерации. Относительно суда распространено мнение, что он не является правоохранительным органом, но всей своей деятельностью обеспечивает правоохрану.
В последние годы система органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, претерпела значительные изменения: таможенные органы были наделены статусом правоохранительных органов, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы были выведены из состава МВД России, произошло обособление и реформирование службы судебных приставов, также поставлен вопрос о самостоятельности федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Правоохранительной службой, в широком смысле слова, можно считать любую государственно-служебную деятельность органов исполнительной власти, так как вся их деятельность направлена на исполнение законов и на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Но позитивная государственная деятельность российских гражданских служащих традиционно не считается правоохранительной деятельностью, несмотря на то, что в известном смысле, всякая государственная гражданская служба является правоохранительной службой. Исходя из такого подхода, можно определить сущность государственной правоохранительной службы как деятельности по обеспечению функционирования правовой системы государства, понимаемой в данном контексте как «юридический механизм государства, с помощью которого устанавливается правопорядок общества [4 с.266]».
В этой связи концепция сегодняшних преобразований должна заключаться в обеспечении эффективного функционирования правоохранительной системы в соответствии с принципами строгой ответственности, когда неправомерные и неэффективные действия и решения в обязательном порядке должны влечь за собой отстранение от должности соответствующих должностных лиц.
Освещая вопрос о структуре правоохранительной системы государства, некоторые авторы обращают внимание на понятие, структуру и специфику функционирования в современных условиях правоохранительной системы. Чаще всего анализу подвергаются правоохранительная деятельность и правоохранительные органы без упоминания того, что и правоохранительная деятельность, и правоохранительные органы одного государства являются структурно-функциональными элементами правоохранительной системы этого государства. Неразрывная связь понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», характеризуется также содержанием необходимых признаков, позволяющих отнести тот или иной орган к правоохранительной системе. К таким признакам можно отнести следующие: организация охраны правопорядка; обеспечение законности, правовая защита; претворение в жизнь прав граждан; предупреждение и борьба с правонарушениями [8, с. 72].
По мнению автора, можно выделить ряд правоотношений, в которые вступают только сотрудники правоохранительных органов и в зависимости от вида правоотношений, в которые они вступают отнести эти органы к правоохранительным или нет.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными субъектами — обеспечение законности и безопасности. Эти органы образуют единую систему противодействия коррупции и организованной преступности в современных условиях, которая способна эффективно действовать в информационном обществе. Хотелось бы отметить, что ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов.
Поскольку правоохранительные органы, являясь одним из основных субъектов государственной деятельности и осуществляя функции по защите жизни, здоровья, собственности от противоправных посягательств, по охране общественного порядка и законности, участвуют в реализации воли государства, следовательно, они постоянно становятся участниками тех или иных процессуальных правоотношений [5, с. 186].
Между тем следует отметить, что правоотношения в деятельности правоохранительных органов — это обеспеченные государством социальные связи, складывающиеся как на основе норм административного, уголовного, уголовно-процессуального, трудового, гражданского и других отраслей права, так и до их правового регулирования, в которых в качестве одной из сторон участвуют подразделения и сотрудники указанных органов [6, с. 29].
Необходимо определить критерии отнесения государственных органов к правоохранительным в зависимости от правоотношений в которые они вступают. Указанные органы обязаны своевременно и эффективно осуществлять выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; задержание лиц, их совершивших; розыск лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбывания наказания, а также без вести пропавших лиц; сбор информации о различных правонарушениях. Они вправе: производить опрос; наводить справки; обследовать помещения, здания и сооружения, участки местности, транспортные средства; прослушивать телефонные и иные переговоры; производить оперативное внедрение; производить сбор образцов для сравнительного исследования, контрольные закупки; осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством. Другая сторона возникающих правоотношений обязана выполнять все законные требования уполномоченных органов.
Таким образом, если органы государственной власти, в качестве субъектов права вступают в подобные правоотношения, то, следовательно, такие органы относятся к правоохранительным.
Литература:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О полиции» // Рос. газ., № 28, 10.02.2011.
2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 21.03.2014) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.
3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2444.
4. Раянов Ф. М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции). М., 2003. С. 266.
5. Крамской И. С. Соотношение материальных и процессуальных правоотношений (на примере деятельности органов внутренних дел). Дис. …канд. юрид. наук.- Москва, 2006. С. 186.
6. Прохорова Е. Н. Объекты правоотношений, возникающих в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Калининград.: «Смартбукс», 2014. С. 43.
7. Степанов О. А., Борисов А. В., Лялякин Ю. А. Права и свободы человека и гражданина: история и современность. М., 2014. С. 72.