В статье представлена система повышения профессиональной успешности выпускников ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» через содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда, включая комплекс мероприятий по профессиональной ориентации, трудоустройству и адаптации, а также поддержке молодых специалистов.
Ключевые слова:профессиональная успешность, образовательная среда, социальное партнерство.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию.
Динамизм современных общественных преобразований, вызывает в обществе потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуациях рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной успешности, — одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.
Конкуренция между учебными заведениями за качество и диапазон образовательных услуг поднимает новые вопросы успешного и продуктивного управления деятельностью всех их подструктур. Можно предполагать, что борьба за конкурентное преимущество в более широком и жестком рыночном образовательном пространстве будет возрастать.
В основе решения проблемы адаптации человека к современной действительности — как проблемы педагогической — лежит идея создания образовательной среды, актуализирующей интеллектуальные, моральные и коммуникативные возможности личности, обеспечивающие комфортную интеграцию личности в социум.
В каждом образовательном учреждении создается среда, которая отражает цели образовательного учреждения и современные тенденции развития отечественной и мировой системы образования.
Миссия ГБОУ СПО СО Екатеринбургского экономико-технологического колледжа — развивать у обучающихся общие и профессиональные компетенции специалиста, необходимые в условиях инновационной экономики, и позволяющие выпускникам быть востребованными на современном рынке труда города, региона, страны.
При этом под образовательной средой мы понимаем образовательную среду колледжа, в которой гармонично соорганизованы процессы обучения, воспитания, социализации и профессионального становления.
Особенностью профилизации образовательной среды является формирование готовности обучающихся осуществлять эффективный выбор варианта жизнедеятельности, жизненной траектории на рефлексивной основе; оказание помощи в самоопределении, в профессиональной ориентации, в развитии способности к непрерывному самообразованию, самоорганизации, саморегуляции, самосовершенствованию [1, с. 514].
Анализ научной психолого-педагогической литературы (Е. В. Воробьева [2], А. А. Пинский [3 с. 38] и др.) и опыт наших наблюдений также свидетельствуют о необходимости рассмотрения готовности к профилизации образовательной среды в виде триады, включающей в себя:
- информационную готовность — информационная насыщенность и умения использовать информационные потоки о возможных способах получения желаемого места работы; практическую готовность
- владение субъектами образовательной среды умением делать выбор дальнейшего способа трудоустройства; мотивационно-ценностную готовность
- сформированность у выпускника самооценки, адекватной способности и возможностям получить желаемую работу. Наличие ценностных ориентаций и целей, связанных с будущим трудоустройством [2].
Проблема успешного трудоустройства специалиста, мониторинг востребованности специалистов на рынке труда — зона внимания, как участников образовательного процесса, так и социальных заказчиков — потенциальных работодателей. Принимая во внимание значимость возникшей проблемы, многие учебные заведения стали формировать специализированные подразделения, ориентированные на решение проблем трудоустройства, руководствуясь приказами Министерства образования и науки РФ «О создании системы содействия занятости студентов и выпускников учреждений профессионального образования», «О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования».
С целью повышения профессиональной успешности выпускников в ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» сформирована система содействия трудоустройству и адаптации их на рынке труда, включающая комплекс мероприятий по профессиональной ориентации, трудоустройству и адаптации, а также поддержке молодых специалистов.
Служба содействия трудоустройству предоставляет выпускникам информацию о положении на рынке труда и перспективах трудоустройства по специальностям, создает условия для успешного социального партнерства с организациями и учреждениями, заинтересованными в кадрах, проводит мероприятия с участием службы занятости, оказывает помощь в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом, а так же, проводит социально-правовое просвещение и информирование при планировании стратегии профессиональной карьеры.
Приоритетными направлениями деятельности Службы, в целях содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников колледжа, являются:
1. Работа со студентами и выпускниками в учебном заведении по получению и представлению информации по вопросам профессиональной направленности и занятости, профориентации.
2. Работа со студентами по формированию дополнительных профессиональных квалификаций, компетенций.
3. Сотрудничество с предприятиями, организациями по вопросам производственного обучения студентов и трудоустройства выпускников.
4. Взаимодействие с органами по труду и занятости населения.
Вопрос о том, чьи потребности удовлетворяет система профессионального образования, и на чей заказ ориентируется, вероятно, актуален всегда. Работодатели в системе социального партнерства начинают выступать в новом ракурсе. Соответствующий Указ подписал в октябре 2012 года и губернатор Свердловской области Е.Куйвашев [4], согласно которому в регионе должен быть принят комплекс мер по реализации государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом требований инновационной экономики. Для этого, в первую очередь, необходимо развивать формы сотрудничества и укреплять взаимодействие между образовательными учреждениями и предприятиями региона. Данная деятельность поможет решить проблему подготовки специалистов по перспективным и востребованным специальностям для конкретных предприятий с учетом их реальных потребностей.
Необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование. Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности.
Колледж успешно сотрудничает с социальными партнерами (Российский союз пекарей, НП Уралпищепром, НП союз предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности и др.)
Представители предприятий-работодателей участвуют в экспертной оценке рабочих учебных программ по профессиональной практике по всем специальностям очной и заочной форм обучения, а также в работе ГАК при проведении итоговой государственной аттестации выпускников; в организации и проведении производственной практики студентов; в проведении совместных мероприятий, таких как научно-практические конференции, семинары, презентации, круглые столы, и т. д.; в содействии трудоустройству выпускников, оказывая им конкретную помощь; в реализации совместных проектов (колледж — работодатели).
В рамках работы структурного подразделения Ресурсного центра профориентации «Профессиональный выбор» в колледже совместно с работодателями создаются программы содействия трудоустройству такие как «Школа молодого Пекаря — кондитера» в Международном учебном центре хлебопечения, «Малая IT академия» и другие программы направленные на формирования компетенций необходимых для успешного трудоустройства выпускника.
В результате функционирования сложившейся системы каждый выпускник при окончании учебного заведения имеет рабочее место. Прослеживается тенденция ежегодного увеличения процента трудоустроенных молодых специалистов на предоставленные рабочие места.
Анкетирование работодателей позволило выявить высокую адаптивную способность молодых специалистов, а также их удовлетворенность содержанием своего труда, что оказывает позитивное влияние на закрепление кадров на рабочих местах.
Таким образом, все приоритетные направления деятельности Службы содействия трудоустройству необходимо осуществлять с привлечением будущих работодателей, только в этом случае работа, направленная на формирование качеств успешности выпускника, будет в полной мере соответствовать заявленным требованиям работодателей.
Не менее важной, остается проблема удовлетворения потребностей выпускников (молодых специалистов) в будущем трудоустройстве.
Основным методом исследования профессиональной успешности специалистов, окончивших ГБОУ СПО СО «ЕЭТК» является личное формализованное интервью с выпускниками, достигшими значительных успехов в карьере и общественной деятельности.Цель исследования — изучить и охарактеризовать факторы профессиональной и социальной успешности выпускника ГБОУ СПО СО «ЕЭТК».
Результаты исследования, используются для разработки планов Центра содействия трудоустройству выпускников ГБОУ СПО СО ЕЭТК. Сформированные выводы могут быть использованы так же при разработке программ образовательных учреждений, направленных на решение проблем, связанных с профессиональной успешностью.
Кроме того, материалы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как «Социология труда», «Технологии трудоустройства», «Коммуникационный менеджмент», «Основы профессиональных компетенций» и др.
В ходе анализа данных, полученных во время полевого этапа нашего исследования, были подтверждены следующие гипотезы: под профессиональной успешностью выпускники ГБОУ СПО СО ЕЭТК подразумевают трудовую деятельность, направленную на продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Под профессиональной успешностью можно назвать не только развитие в профессиональной деятельности, но и, по мнению выпускников, личностные характеристики, такие как целеустремленность, высокий уровень профессионализма и работоспособности, дисциплинированность и креативность, в формирование которых так же принимает участие образовательная среда учебного заведения.
Методически и психологически грамотно организованная работа педагогов и психологов учебных заведениях на всех ступенях обучения способствует формированию мотивации будущего специалиста с использованием возможностей всех блоков её средств, что превращает неосознанные, импульсивные и неустойчивые мотивы обучения в устойчивые, осознанные, избирательные, перспективные.
В большей степени на выбор будущего места работы оказала влияние такая причина, как прохождение производственной практики в данной организации.
Исследование так же выявило тот факт, что факторы профессиональной успешности выпускника формируются не только в процессе обучения, но и в процессе тесного общения с будущим работодателем.
На вопрос: «Считаете ли Вы, что образовательная среда способствует раскрытию и реализации ваших индивидуальных способностей?», практически все респонденты ответили: «Полученные знания и умения помогли мне оценить свои индивидуальные способности и использовать их», что свидетельствует о достаточно высоком влиянии образовательной среды колледжа на становление и развитие профессиональной успешности выпускника.
В целом выпускники, удовлетворены своей карьерой, своим положением, достигнутым на сегодняшний день. В финале карьеры большинство видят себя специалистами, которые по знаниям, опыту и оперативности верных решений превосходят других специалистов в этой же сфере.
Рассмотренные проблемы не исчерпывают всех аспектов данной темы и требуют более глубокого анализа. В рамках дополнения данной работы можно подвергнуть факторы профессиональной успешности выпускник количественному анализу, определить уровень профессиональной успешности данной социальной общности.
Литература:
1. Каргина Е. М. Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 513–515.
2. Воробьева Е. В. Ответы на вопросы форума // Официальный сайт ГОУ Краснодарского краевого института доп. профессионального педагогического образования.
3. Пинский, А. А. Комментарий к концепции профильного обучения // Вестник образования. — 2002. — № 12. — С.38–46.
4. Указ губернатора Свердловской области о мерах по реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом требований инновационной экономики от 16 октября 2012 года N 791-УГ